Тема: «Современные технологии коррекционно-образовательного процесса

в рамках реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ»

Горина М.С., воспитатель

ГБОУ школа-интернат с. Малый Толкай

В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой - появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная со школы, и далее в получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе. Перемены в системе школьного образования не могли не отразиться и на содержании коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, внедрение современных образовательных технологий в школьных образовательных организациях продиктовано и социальным заказом родителей, которые на данном этапе предъявляют более серьезные требования к образованию и воспитанию детей.

Рассмотрим наиболее часто применяемые педагогические технологии:

«Разноуровневое обучение»

Относительно новая технология разноуровневого обучения, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной

деятельности обучающихся, корректирующая и развивающая их

самостоятельность. Относительно новая потому, что она базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения, которые используются в педагогике давно.

Несмотря на то, что в классе обучаются все дети с ОВЗ, тем не менее, они имеют разный уровень познавательной активности. Используя эту технологию, у педагога появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные обучающиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Коррекционно-развивающий компонент технологии разноуровневого обучения – это в первую очередь индивидуализация и дифференциация обучения, а также повышение уровня самостоятельности учащихся.

«Технология использования в обучении игровых методов: ролевых,

деловых, и других видов обучающих игр»

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет активизировать все психологические процессы и функции ребенка, а также способствует использованию знаний в новой ситуации. Практика показывает, что занятия с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников, а для детей с ОВЗ игра еще и чуть ли не ведущий вид деятельности на протяжении всей начальной школы.

В своей работе я использую игровую деятельность в следующих случаях: в качестве части занятия (для смены вида деятельности, предупреждения утомления); в качестве проведения целого занятия (например, игра-путешествие) или на коррекционно-развивающих занятиях по социальной адаптации мы с ребятами играем в различные коммуникативные игры:

 Для развития умения устанавливать контакт с собеседником детям предлагаются следующие упражнения: «Как можно нас называть по-разному?», «Улыбка», «Комплимент».

Для совершенствования у детей невербального общения игра «Угадай» - один ребенок изображает кого - либо (животного, птицу и т.д.), а остальные дети отгадывают.

 Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова детям предлагают: изобразить как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга, Золушка и другие сказочные персонажи.

 Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации анализируют с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей, а также в литературных произведениях.

Коррекционно-развивающий компонент технологии использования в обучении игровых методов заключается в игротерапевтической и в коррекционной функции.

Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении.

Функция коррекции в игре. Психологическая коррекции в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь обучающимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

«Технология нравственного воспитания»

Применение этой технологии способствует воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; укрепляет развитие и становление у учащихся гуманной позиции по отношению к окружающим его людям; развивает «самовоспитание», происходит обучение «мастерству общения».

В своей группе я провожу занятия: «Волшебные слова», «Когда мы обижаемся: как нереагировать на обиду?», «Уроки Этикета», « Все мы разные» и др.

«Информационно-коммуникационные технологии»

Внедрение ИКТ в школах прежде всего даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.

ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. При использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок.

Самый распространенный вид мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия обучающегося. Занятия становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют обучающимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.

Дети с ограниченными возможностями интеллекта почти всегда пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяя при этом центральный, проговаривая все, что видим, обсуждая все незнакомые объекты, мы добиваемся концентрации внимания и более успешного запоминания ребенком материала. Также в своей работе я использую просмотр различных мультфильмов и видеороликов на необходимые темы. Детям очень нравятся познавательные мультфильмы из серии: «Советы тётушки Совы».

Здоровьесберегающие технологии.

Среди наиболее частых патологий у школьников с ОВЗ особое место занимают заболевания нервной системы и психической сферы. Именно поэтому в современной школе на первый план выходит здоровьесберегающая педагогика, главная особенность которой - приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет педагогу строить процесс обучения с учетом физиологических и психических особенностей организма; учитывать индивидуальные особенности детей; обеспечивать достаточно высокий уровень мотивации; своевременно предупредить переутомление.

Сущность здоровьесберегающего занятия состоит в том, что он обеспечивает ребёнку и педагогу сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца занятия, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни. Одна из ведущих технологий. Использование данных технологий позволяют равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, предупреждать утомляемость, что дает положительные результаты в обучении.

На каждом занятии я провожу физминутки, гимнастики для глаз, пальтчиковую гимнастику. Ежедневно в своей работе применяю различные подвижные игры на улице и в группе, прогулки на свежем воздухе и спокойные настольные игры в группе.

«Метод проектов»

Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Наши ребята, в силу своих возможностей, с 1 класса уже участвуют в различных проектах (общешкольных и индивидуальных).

«Технология коллективно-творческого дела»

Ребенок, также как и взрослый, может что-либо делать только в том случае, если захочет это сделать. И основной акцент при работе стараюсь делать на интерес в реализации детьми своих способностей - так как это наиболее простой в достижении мотив, не основанный на отрицательных эмоциях. Т.е. объясняю, что все увидят, как ты можешь красиво рисовать, или как ты можешь красиво петь, танцевать и т.д. Считаю, что не надо уводить ребят от трудных проблем, а вместе с ними нужно искать пути их решения. Главное, чтобы в совместных делах детей и взрослых объединяли общие цели, общие жизненно важные заботы.

Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи. Любое наше практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной - организаторской деятельности. Дети моей группы с удовольствием принимали участие в подготовке подарков к праздникам Дню Учителя и Дню Воспитателя.

В заключении хочется отметить, что образовательные технологии позволяют повысить интерес обучающихся к учебной деятельности; предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала; заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.