Современный урок английского языка в цифровом формате.
Горшенина Виктория Викторовна, учитель английского языка, МБОУ «СОШ №2»г.Губкинский, ЯНАО.
Весной 2020 года Министерство образования РФ рекомендовало учебным заведениям перейти на дистанционный формат в условиях недопущения распространения пандемии коронавируса (COVID-19). Согласно педагогической литературе под дистанционным обучением понимается технология целенаправленного и методически организованного руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся, проживающих на расстоянии от образовательного центра.
Дистанционное обучение рассматривается как способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Для осуществления процесса обучения, обучающиеся ежедневно поддерживают связь с учителем, используют разные способы мобильной связи, социальные сети, мобильные приложения. Обучающиеся знакомятся с заданиями от учителя на цифровых образовательных платформах, в мессенджере ‘Whats App”, выполняя предложенные задания в установленный учителем срок, где осуществляется обратная связь с учащимися с отправлением отчета о выполненном задании на электронную почту преподавателя. Отчет можно отправить в виде: электронного текстового документа, скан-копии, фотоотчета выполненных упражнений и домашнего задания. Аудиозаписи чтения, говорения по заданной тематике или голосовые ответы на вопросы упражнения. Целью дистанционных уроков является обучение не столько готовым фактам и действиям, сколько принципам ориентации в учебном материале с помощью различных образовательных платформ.
Иностранный язык, в частности английский, относится к тем школьным предметам, который в настоящее время активно преподается именно онлайн. Многочисленные курсы, онлайн-школы дают возможность получать знания, общаться с носителем языка в любое время в любом формате.
Для обучающихся с возможностью работать «онлайн», в реальном времени были выбраны системы Zoom, Сферум. Данные программы отлично подходят как для индивидуальных, так и для групповых занятий. Подключиться к трансляции урока может обучающийся, имеющий ссылку или идентификатор. С учетом рекомендаций СанПин п. 10.18 2.4.2.2821-10 продолжительность урока в 1-2 классах составляет – 20 минут, 3-4 классах – 25 минут, 5-6 классах – 30 минут. Исходя из этого материал, транслируемый через видеоконференции, занимает не более 10 минут, остальное время отводится на интерактивную деятельность. Материал преподносится с использованием примеров, таблиц, видео. Далее рекомендуется обучающимся применить услышанное в практических упражнениях, так как самостоятельная работа служит средством активизации познавательной деятельности, когда обучающиеся используют свои знания в новых ситуациях, выполняя разнообразные задания.
Интерактивные задания по теме урока есть возможность выполнить в рабочей тетради Skysmart (https://edu.skysmart.ru). К учебнику Spotlight предлагают многочисленные задания, позволяющие закрепить знания обучающихся.
Несомненно, при изучении английского языка имеет особое значение слушание и чтение. На сайте: https://english-study-cafe.ru/ собраны материалы для аудирования, чтения, проведения игр, а также многое другое.
Помимо перечисленных сервисов, помогающих учителю английского языка сделать дистанционный урок более интересным и насыщенным, есть многие другие ресурсы, такие как:
http://englishforkids.ru/Tales.shtml - позволяющий обучающимся читать известные сказки методом параллельного чтения.
https://h5p.org – создание интерактивных заданий, мультимедийных игр и т.д.
https://dnevnik.ru/soc/tests - тестовые работы в традиционном формате.
Для детей с отсутствием видеосвязи материал отправляется в формате doc или pdf, для разъяснения грамматических тем отправлялись видеоролики. Отличной платформой является Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/) - информационно-образовательная среда с полным школьным курсом уроков.
Посредством использования электронных и цифровых образовательных ресурсов повышается мотивация и интерес учащихся к предмету, качество наглядности и всего процесса обучения. Формируются ИКТ-компетенции обучающихся. Работа в режиме онлайн позволяет учащимся чувствовать себя неотъемлемой частью информационного пространства и хорошо ориентироваться в нем. Происходит постепенное формирование профессиональных навыков и умений работы с компьютерным оборудованием. Учащиеся получают отличную возможность регулярного пополнения словарного запаса путем использования электронных переводчиков. Активно формируются навыки самостоятельной исследовательской деятельности и получения ее продукта. Значительный объем учебного материала изучается в короткие промежутки времени. Происходит мобильное расширение кругозора школьников. Производится точное независимое оценивание выполненных заданий (например, электронного тестирования). Значительно облегчается подготовка к экзаменам.
К преимуществам данного метода также относятся:
-«Посещение» занятий, в реальности расположившись за собственным компьютером, в удобное для ученика время.
-Самые разные уровни сложности обучающих программ, благодаря чему начать обучение можно с разных уровней, в соответствии с уровнем исходного знания учащегося.
-Отсутствие необходимости в самостоятельной работе над разбором сложных грамматических конструкций и сомнений в правильности произношения благодаря наличию постоянного контроля и помощи со стороны высококвалифицированных преподавателей, способных провести полноценные уроки, настолько же эффективные, как, если бы они проходили очно.
-В данной методике находят применение все самые современные и прогрессивные технологии педагогики, благодаря чему она признана результативной как учениками, так и учителями.
Какие перспективы открывает ученикам дистанционное обучение английскому языку?
-Благодаря данной методике человек сможет подготовиться к путешествиям по планете. Ведь намного интереснее в поездках по другим странам уметь общаться с местными жителями самостоятельно, а, не разыскивая переводчика и тратя на его наем довольно серьезные финансовые ресурсы.
-Ускоренное овладение английским языком дает шанс изменить свою карьеру, ведь в наши дни именно он является языком делового общения между представителями различных стран. Для тех людей, которые занимаются научной деятельностью, появляется возможность своевременно получать информацию о различных новейших разработках и достижениях ученых со всего мира, а также участвовать в международных симпозиумах и конференция. И, кроме того, замечен неожиданный эффект от такого рода занятий, - активизация мозговой деятельности человека, развитие памяти и улучшение концентрации внимания. Так что, изучая английский язык дистанционно, можно не только получить новые знания, но и провести эффективную тренировку мозговой деятельности.
2020 год внес в жизнь россиян новые тенденции, которые останутся на длительное время. Стоит отметить, что при грамотной организации дистанционного обучения такой вид обучения уже занимает свое место в системе образования.
Список использованной литературы и источников
Абрамян Г.В.,
Катасонова
Г.Р. Особенности организации дистанционного образования в условиях самоизоляции граждан при вирусной пандемии. – Современные проблемы науки и образования, 2020. – № 3.;
URL:
http://science-education.ru/ru/article/view?id=29830
Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. - СПб
.:
Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
Позднякова Т.А. Организация дистанционного обучения в преподавании английского языка для младших школьников в период карантина //
Всеобразование
, 2020.
URL:
https://vseosvita.ua/library/stata-organizacia-distancionnogo-obucenia-v-prepodavanii-anglijskogo-azyka-dla-mladsih-skolnikov-v-period-karantina-iz-opyta-raboty-296892.html
Малькова
Т. В. Становление системы дистанционного обучения в Российской Федерации: к истории проблемы // Наука и школа, 2009. — № 1.