Современный урок физической культуры - проблемы реализации требований ФГОС и перспективы развития содержания

Автор: Абдрахманова Юлия Анатольевна

Переход отечественной системы образования на компетентностный формат инициировал ряд преобразований, отразившихся в законодательных документах, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, и в разработке Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). В свою очередь, требования ФГОС обусловили изменение учебных и рабочих планов общеобразовательных школ, ведущей целью которых стало формирование компетенций.

Рассматривая процесс развития образовательной области «Физическая культура» в системе общего образования, следует отметить, что современный этап развития общества обусловлен объективными и субъективными трудностями, препятствующими становлению физической культуры личности учащегося. Среди объективных причин можно выделить:

увеличивающийся объем учебной информации;

профессиональную занятость и вынужденную отстраненность родителей от образовательного процесса детей;

приоритетную переориентацию учащихся на подготовку к ИГА и ЕГЭ как вступительному экзамену в вуз;

неразработанность

научного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса по физической культуре в условиях перехода на ФГОС;

неготовность материально-технической базы образовательных учреждений к реализации компетентностного подхода, инициирующего увеличение видов совместной творческой деятельности педагога и учащегося, коллектива учащихся.

К субъективным трудностям можно отнести:

минимизацию двигательного режима школьника;

несформированность семейной физической культуры как части культуры личности;

неготовность родителей к восприятию учебного предмета «Физическая культура» как дисциплины, требующей дополнительной внеурочной и внешкольной активности учащегося;

недостаточное развитие компонентов организационной культуры личности учащегося и другие.

Ценностные ориентиры образования изменены и предъявляют требования к личности школьника: обладать физическим, психоэмоциональным, социальным здоровьем, развивать двигательные навыки и способности, адаптироваться к нагрузкам в вариативных условиях деятельности, организовывать здоровьесберегающее пространство деятельности, встраивать физическое совершенствование как процесс в собственную жизнедеятельность. Инициатором изменений с одной стороны выступает государственный заказ на универсальные качественные характеристики жизнедеятельности личности, являющиеся одновременно ее критериями, с другой стороны личность ребенка, обладающая неповторимыми особенностями - индивидуальными показателями здоровья, степени развития двигательного опыта, уровня двигательно-координационных способностей.

Федеральный стандарт основан на системно-деятельностном и компетентностном подходах, которые позволяют рассматривать компетенцию как общую способность и готовность личности к деятельности, основанную на знаниях и опыте, приобретенных благодаря обучению, ориентированных на самостоятельное участие личности в процессе, направлены в идеологическом плане на успешное включение физкультурно-спортивной деятельности в образ жизни.

Рассмотрим исследуемый вопрос через призму образовательного процесса школьников на этапе начального образования. ФГОС начального образования предъявляет комплекс разноплановых требований не только к освоению основной образовательной программы учащимися по предмету «Физическая культура», но и комплекс профессиональных требований к учителю физической культуры в аспекте реализации данного проекта. Учитель, опираясь на свой интеллектуальный потенциал, призван сохранять лучшие традиции отечественной системы физического воспитания, и, вместе с тем, органично встраивать новые требования ФГОС в процесс образования учащихся. Условия педагогической деятельности предполагают:

принимать во внимание широкий разброс показателей физической, координационной, функциональной и других видов готовности детей, поступающих в 1-е классы;

учитывать состояние здоровья и тенденцию на увеличение контингента учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;

эффективно осуществлять образовательный процесс и ориентироваться на достижение каждым ребенком оценочных параметров, предъявляемых к выпускникам младшей школы.

Реализуя ФГОС, необходимо принимать во внимание условия профессиональной деятельности учителя, его психоэмоциональное состояние, физическое здоровье с учетом всё возрастающего количества рейтингов, уровневых оценок качества профессиональной деятельности на фоне необходимости решать социально значимые профессиональные задачи предмета «Физическая культура». Современный учитель боится давать нагрузку развивающего характера (которая является основой развития базовых физических качеств и двигательно-координационных способностей) во избежание травматизма. Рецидивы врожденных заболеваний сердечно-сосудистой и нервной системы, низкий уровень развития координационных, скоростных, силовых способностей детей, перевод профессионального образовательного диалога «учитель-ученик» в сферу «образовательная услуга», которую можно некомпетентно критиковать, изменять и даже отвергать - все это ограничивает творческую активность педагога по физической культуре.

ФГОС инициирует изменение организационных условий урока физической культуры. Проблемность данного вопроса заключается в том, что физическая культура как область двигательной активности ребенка стала единственным местом, временем и формой актуализации двигательного потенциала ребенка, катастрофически уменьшается количество детей, занимающихся различными видами двигательной активности в системе дополнительного образования, в системе ДЮСШ.

В связи с этим педагог физической культуры всячески защищает образовательное пространство своего урока от внедрения в него дополнительных мероприятий, на его взгляд, имеющих спорный характер, и это образовательное пространство (с 1 по 11 классы) до минуты распределено на обучение и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков и развитие физических качеств. Важно определить, какие компетенции будут реализованы в образовательном пространстве урока физической культуры, какие выйдут во вторую половину дня, кто будет отслеживать степень их освоения - степень освоения каждым учащимся, вероятно через групповые виды деятельности. Ситуация с выборочным участием в проектах неприемлема, потому что один участвует, а другой отказывается, доля активности каждого учащегося должна быть зримой.

Важно понять, что, насыщая один единственный урок видами деятельности (если не выходим за его пределы), мы автоматически понижаем качество, формализуем процесс становления и развития физической культуры личности учащегося. Эта проблема актуализирует необходимость сохранения традиционной практико-ориентированности урока физической культуры, сохранения моторной плотности урока.

Если мы выделяем группу уроков как занятия с методической направленностью, то формирование двигательных умений и навыков, воспитание физических качеств и виды двигательной активности учащегося со спортивной направленностью должны перемещаться во вторую половину учебного дня.

Если же к имеющимся в программе тестам мы добавляем тесты компетентностного формата, то учитель будет заниматься тотальным контролем.

Если мы сохраняем моторную плотность урока физической культуры, то ребенок получает необходимый тренировочный эффект на самом уроке, если же в процессе урока по физической культуре через обучение мы решаем и задачи методического плана, заявленные в ООП, моторная плотность урока падает. Учитель находится перед выбором, каким образом виды деятельности, требующие (самоконтроля и (само)оценки распределить в режиме учебного дня и самостоятельной работы учащегося по освоению основной образовательной программы.

Необходимо отметить, что за счет введения третьего урока по физической культуре без изменения структурно-содержательных аспектов деятельности учащегося и учителя цели и задачи ФГОС будут достигнуты не в полной мере. В эксперименте находится не только учитель, который призван разрабатывать программно-методическое обеспечение и структурно-содержательное наполнение деятельности учащегося, а самое главное - ребенок, и задача педагога, прежде всего, состоит в достижении педагогически и личностно целесообразного результата, не допустить профессиональной ошибки.

Все преобразования в предметной области «Физическая культура» ориентированы на достижение результата гармоничного развития личности учащегося на фоне достижения им: с позиции результата - индивидуально-оптимального функционального состояния и уровня развития двигательно-координационных способностей; с позиции процесса - перманентной мотивированной целенаправленной двигательной активности в условиях творческой инициативы каждого ребенка, подростка, молодого человека.

«Учитель должен выбирать себе большие цели, несоразмерные с его усилиями, и это потому, что только так сможет он возвысить своих учеников и возвыситься сам. Цели, которые превыше его самого, сделают его оптимистом, ищущим романтиком, и он сможет тогда сотворить невозможное. Он должен взяться за большие цели еще и потому, что он смертный, и он обязан утвердить на нашей планете выпавшую на его долю доброту». Ш. А. Амонашвили [1].

 

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. - М., 2002. - 665 с.

2. Ахметшина Э. И. Педагогические условия совершенствования процесса формирования потребности в регулярных занятиях физической культурой у учащихся начальных классов: Диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01, 13.00.04. - Набережные Челны, 2006. - 238 с.

3. Баландин В. А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе: Диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.04. - 2001. - 438 с.

4. Безбородкин П. В. Формирование знаний у учащихся начальных классов на уроках физической культуры: Диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.04. - СПб., 2000. - 239 с.

5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. - М., 2010. - 201 с.

6. Тер-Мкртичан Р. А. Педагогические условия формирования компетентности учащихся средней школы в области физического самовоспитания: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - Тула, 2002. - 182 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М., 2010. - 42 с.