Статья
Современный урок музыки
(учитель музыки МОБУ Гимназия ГО Сибай РБ, Ахмедьянова Т.Ш.)
Не секрет, что к уроку музыки в современной школе многие относятся с достаточной долей снисхождения. Не все понимают, что сегодняшний урок музыки не имеет ничего общего с теми уроками пения, через которые прошли многие из людей среднего поколения. Сегодня урок музыки – это сложный учебно-творческий процесс, в котором различные формы обучения находятся в органичном единстве. Общение с художественно полноценным материалом, активное оперирование элементами музыкального языка способствуют развитию вкуса, музыкальности, развивают основные музыкальные способности – слух, ритм, музыкальную память, двигательную реакцию на музыку. Уроки музыки способствуют социальной адоптации детей: они учатся взаимодействовать друг с другом, вступать в контакт, вырабатываются такие личностные качества, как толерантность и человеколюбие. Задача учителя музыки – средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа.
В современной школе процесс обучения связан с запоминанием и обработкой логической информации, вдобавок школьники в большей степени имеют дело с внешним предметным миром и очень мало – с самим собой. Музыка, как искусство вообще, имеет ничем другим невосполнимую педагогическую, воспитательную функцию, так как обладает возможностями дополнить реальный жизненный опыт ребенка опытом воображаемой жизни. Слушая и исполняя музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено композитором и исполнителем, но и то, что под ее влиянием рождается в его душе. Каждый учитель музыки, осознает он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников. О благоприятном влиянии музыки на человека известно с давних времен. Звуки исцеляют и укрепляют дух, возвышают и воодушевляют, волнуют и радуют, успокаивают. С помощью музыки человек передает свои эмоции и настроения, чувства и ощущения.
На уроках музыки я уделяю большое внимание вокально-хоровой работе. Хоровое пение положительно влияет на здоровье детей, что немаловажно, а именно – ослабленный организм детей, неразвитое дыхание, защитную зажатость мышц гортани. Уменьшается количество детей, наделенных музыкальным слухом, исчезает генетически заложенная потребность пения. А ведь чем гармоничнее человек поет, тем лучше работает весь его организм. Пение улучшает дыхание, кровообращение, вырабатывает четкую дикцию и артикуляцию, улучшает осанку. Голос является своеобразным индикатором здоровья человека. Недаром на Руси всегда пели во время работы или отдыха. Народная мудрость гласит: «Кто много поет, того хворь не берет».
Огромное внимание в ходе вокально-хоровой работы на уроке я уделяю дыханию. Если спеть музыкальную фразу на одном дыхании, в организме возникает недостаток кислорода, что является мощной биостимуляцией. Следующий за этим короткий вдох мгновенно обогащает кровь кислородом. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов. После урока дыхание становится более экономным, а по утверждению ученых от этого напрямую зависит работоспособность человека.
Музыка и язык родились следом друг за другом, сначала – музыка, потом – словесная речь, и в нашем мозге они живут рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Поющие и играющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. В наше время в повседневном общении, с экранов телевизоров зачастую звучит неграмотная речь, неправильно ставятся ударения, коверкаются слова, неверно строятся предложения. На уроках музыки практически применяются: правила культуры речи – верное ударение в слове, правильное произношение гласных и согласных; правила логики речи – выделение ударного слова, несущего логическое ударение, помогающее понять смысл фразы, а также я добиваюсь короткого, энергичного произношения согласных и ясного, единообразного формирования гласных звуков.
Одни дети реагируют на музыку с движениями, другие – осознанно (но их меньше), поэтому работа в начальной школе построена на песнях с движениями. Слово, поддержанное выразительным жестом, движением, воспринимается ребенком. Как первооснова музыки; с работы со словом и движением начинаются и ритмическое воспитание, и освоение нотной грамоты, и – главное – эмоциональное и творческое развитие детей. Выполняя движения с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание, координировать его с речевой фразой. У них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух. Слаженные ритмичные движения обладают колоссальным терапевтическим эффектом. Особенно значим эффект ритмического остинато ( от итальянского ostinatо – многократно повторяющийся ритмический или мелодический оборот). Ритмическая упорядоченность движений рождает у детей положительные эмоции, доставляют им удовольствие от совместной творческой деятельности.
В среднем звене у детей начинается мутационный период, поэтому я уделяю большое внимание культурологическому аспекту изучения музыки. Происходит переход от методики «воздействия» на детей на методику «взаимодействия» в триаде педагог – музыка – ученик. От творчества учителя к творчеству ученика – основа уроков, где каждый чувствует себя талантливым человеком, даже не владея голосом и инструментом. На уроках музыки обращается особое внимание на взаимоотношение физических и интеллектуальных сил, на тесную связь между слушанием и размышлением, пением и речью, представлением и движением. Каждый урок музыки должен заключать в себе новое, чтобы внимание учеников не утомлялось, а их интерес не иссякал.
Без музыки общество лишится своей души, станет безжизненным производителем и потребителем материальных благ и знаний. В настоящее время наше общество переживает не самые лучшие времена. Наш долг, долг учителя музыки – не сделать из каждого ребенка музыканта, но помочь каждому ребенку не стать бездушным, дать надежду, моральную поддержку и «улыбку просветления».
Литература
Едунов С.М., Праслова Г.А. Программы по музыке в контексте ведущих тенденций развития отечественного музыкального образования: история и современность. – С-Пб ГУМП, 2001.
Жавина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки. Искусство в школе, 2003, №5
Забурдяева Е., Перунова Н. Посвящение Карлу Орфу. Невская нота, 2008
Овчинникова Т. Музыка для здоровья. С-Пб Союз художников, 2004
Седунов А. М. О современных тенденциях развития общего музыкального образования. Музыка в школе, 2004, №1
Сергеева Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. М. Академия, 2000.
Яковенко Т. В. Музыка и здоровье человека. Фестиваль педагогических идей. Открытый урок, М. Первое сентября. Чистые пруды, 2004.