Описание опыта педагогической деятельности
учителя начальных классов Мезеновой Е. В.
"Современный урок с точки зрения развития познавательных интересов
младших школьников"
Новое время предъявляет к человеку всё более высокие требования – это высокий уровень образованности, коммуникабельность, целеустремлённость, умение мыслить нестандартно, ориентироваться в большом потоке информации и адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы новации не вводились, какие бы не свершались реформы, главной формой организации учебного процесса остается урок. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартом образования, урок должен стать новым, современным. По мнению В. А. Сухомлинского "Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции".
Каждому участнику учебного процесса: и ученику, и учителю, урок будет интересен тогда, когда он современен. Современный урок - это и совершенно новый, важный и актуальный для настоящего времени, имеющий непосредственное отношение к интересам человека, живущего сегодня; и не теряющий связи с прошлым, базирующийся на знаниях и опыте предыдущих поколений. Это урок:
с использованием
ИКТ;
на
котором
осуществляется индивидуальный подход каждому
ученику;
содержащий
разные виды деятельности;
на
котором
деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
воспитывающий
ду
мающего ученика – интеллектуала;
обеспечивающий
эффективное и качественное образование, которое соответствует современным требованиям подготовки конкурентоспособного ученика.
Современный урок включает в себя компоненты: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально - ценностный опыт; личностно-ориентированный, индивидуальный характер; создание условий для формирования компетенций ребенка; самостоятельная работа ученика, а не учителя; практический, деятельностный подход; использование образовательных технологий - проектная деятельность, ИКТ, развивающее обучение, модульное обучение, здоровьесберегающие технологии. Он должен быть направлен на формирование у учащихся умения учиться. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе; самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать на основании знаний, умений, навыков новое, необычное — творить, изобретать, исследовать.
Так же каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рождать у них ощущение необходимости хорошо знать материал урока. Возникновение ощущения постоянного движения вперед стимулирует учебную деятельность учащихся. Школьные уроки должны убеждать учащихся в ограниченности знаний отдельного человека, в ограниченности информации, которую дает учитель на уроке, и давать пищу для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума.
Организация современного урока соответственно требует и современного подхода. Современный подход определяется, прежде всего, отказом от единообразия. Одним из направляющих векторов этого подхода является развитие познавательного интереса младшего школьника.
Познавательный интерес – интерес к учебно-познавательной деятельности является мощным двигателем в обучении. Наличием познавательного интереса в процессе обучения обеспечивается самостоятельно совершаемый встречный процесс в деятельности ученика, усиливается эффект воспитания, развития, обучения.
Развитие познавательного интереса способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать.
Оказывая влияние на познавательный интерес учащегося, учитель, тем самым влияет и на успешность обучения школьника в целом.
Задача формирования познавательных интересов очень актуальна для построения учебного процесса, т. к. школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям, расширять свой общий и специальный кругозор. Забота о создании, поддержании и развитии интереса к предмету, к процессу познания – важнейшая задача, стоящая перед учителем начальных классов. Необходима постоянная и регулярная работа в этом направлении.
Целью моей педагогической деятельности является: формирование учебной самостоятельности младших школьников, развитие творческих способностей, создание детского коллектива со своими традициями, развитие личности каждого ребёнка через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Для реализации цели решаю следующие педагогические задачи:
Формировать основы умения учиться, создать условия для индивидуального развития и самореализации каждого ученика.
Совершенствовать организацию учебно-воспитательного процесса через внедрение современных педагогических технологий.
Воспитывать гражданственность, культуру общения, целеустремленность, толерантность.
На протяжении нескольких лет для активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся в учебном процессе использую современные образовательные технологии:
Проблемное
обучение
,
которое способствует
а
ктивизации
познават
ельной деятельности обучающихся;
формированию
у
мения
размышлять
в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал.
Проблемное обучение – это ориентация учебного процесса на потенциал ребёнка и его реализацию. Суть проблемного обучения состоит в том, чтобы ученик не только усваивал конкретные знания и навыки, но и овладевал способами действий, обучался конструировать и управлять своей учебной деятельностью. Главная цель проблемного обучения состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для развития как самоизменяющегося субъекта учения, или создать такие условия, чтобы ребёнок хотел, любил и умел учиться.
На своих уроках ставлю перед детьми проблемные задачи: найти объяснение слову, найти ошибку в работе, составить схему, сделать анализ текста, определить тему урока по предложенным заданиям и т. д.
Например:
1. Фрагмент урока литературного чтения 4 класс.
На доске репродукции картин русских художников, посвящённых осени:
И.И. Левитана «Золотая осень», И.И. Левитана "Осень", В. Д. Поленова «Золотая осень», И. И. Шишкина "Осень";
- Ребята, посмотрите на картины известных русских художников.
- Что вы видите на них?
- Что их объединяет? (на всех изображена осень)
- Так о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (об осени)
или: - Среди сестёр её считают самой яркой, красивой и богатой, потому, что её украшает множество красок, а самый главный цвет - золотой. А. С. Пушкин сказал, что она "очей очарованье". Кто же это?
2. Задачи с недостающими или лишними данными, задачи без вопроса, составление обратных задач, по рисунку, по данному условию и т. д.
- Автомобиль был в пути 6 часов. Сколько километров он проехал? (недостаточно данных, не указана скорость движения автомобиля);
- В книге 96 страниц. В первый день Миша прочитал 19 страниц, во второй 23. Сколько страниц прочитал Миша за два дня? (Какое число не было использовано при решении задачи? Измените вопрос так, чтобы это число потребовалось.)
3. Фрагмент урока математики "Умножение на 1 и 0"
- Замените произведение суммой и найдите значение выражения.
4 ∙ 7; 9 ∙ 3; 6 ∙ 1; 8 ∙ 0;
- Получилось ли заменить произведение суммой? Почему?
- Так чему будет посвящён наш урок?
- Правильно, сегодня мы будем учиться умножать на 1 и 0.
4. В каждой группе найди «лишнее» слово, обоснуй свой выбор:
1) мыло, кофе, небо, растение;
2) соль, сыпь, ремень, пристань;
3) пень, конь, лань, день.
Или создаю проблемную ситуацию, которая побуждает детей к нестандартному мышлению в поиске решения. Использование методики проблемного обучения формирует у учеников компетенцию решения проблем, воспитывает терпение, настойчивость, целеустремленность, толерантность, создает ситуацию успеха.
Творческое развитие
,
активизирующее мыслительную и речевую деятельность
, самостоятельный поиск но
вых знаний практических решений; о
владение приёмами конструирования ситуаций и предметов, анализа, синтеза, абстрагирования, установления
законов, принципов деятельности, напрямую связано с проблемным обучением.
Раскрытию и развитию творческих способностей детей способствуют дидактические игры, беседы, конкурсы, дискуссии и многое другое.
Например: игры "Диктор", "Угадай, кто это", "Что изменилось?", "Кто тебя позвал?", "Найди лишнее", "Кто составит больше слов" и др.; написание сочинения, синквейна, эссе, сочинений-рассуждений, проблемных сочинений; составление блоков задач и примеров, памяток, советов на определённую тему, составление и разгадывание кроссвордов и т. д.
1. Игра "Диктор" - проводится на уроках литературного чтения на разных этапах. Диктор-ученик приглашается к рабочему месту - столу. Перед тем, как начать читать отрывок произведения ему необходимо придумать название канала, на котором транслируется передача, название самой программы и сделать подводку к произведению. Завершая чтение, диктор должен подвести итог и попрощаться со зрителями. Выступающих обычно 3-4 человека. После выступления всех дети выбирают лучшего диктора, обосновывая свой выбор. Критерии: качество чтения, зрительный контакт со слушателями, оригинальность названий канала, передачи и необычность подводки к материалу.
2. Игра "Угадай, кто это" - чаще проводится на уроках чтения. Дети загадывают литературных героев, описывая внешность, черты характера, поступки одного из героев изучаемого произведения.
3. Синквейн.
1 строка – подлежащие (тема)
2 строка - 2 прилагательных (раскрывает тему)
3 строка- 3 глагола (действия, отношение к теме)
4 строка – фраза (предложение, ваше отношение)
5 строка - вывод (слово – резюме, ассоциация с первым словом)
Например:
1) Осень. 1) Музыка.
2) Яркая, солнечная. 2) Чарующая, весёлая.
3) Шуршит, удивляет, плачет. 3) Звучит, льётся, восхищает.
4) Я люблю осень! 4) Музыка дарит радость.
5) Волшебница. 5) Хорошее настроение.
(Шевченко София 3 кл.) (Шавырина Александра 4 кл.)
4. Эссе.
Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Например: Эссе "Я выглянул в окно и увидел..."
Я выглянул в окно и увидел собаку. Она бежала и весело махала хвостиком. У неё, наверное, хорошее настроение! Куда она бежит? В зубах собака что-то держала. Думаю, у неё есть важное дело. Она бежит к своим щенкам и несёт им вкусную сосиску. (Качкин Михаил 4 кл.)
Эти и подобные виды работы развивают творческие и познавательные способности детей. Реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, победы в конкурсах.
Уровневая дифференциация
- а
ктивизирует
учебно-познават
ельную деятельность
обучающихся; у
спешное выполнение каждым ребёнком задания, которое соответствует уровню развития учебно-познавательных способностей на данном этапе.
Дифференцированные задания являются важным средством обучения и воспитания, направленным на развитие мыслительной и творческой активности учащихся, их интереса к изучению предмета.
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.
Дифференциация содержания учебных заданий:
по уровню творчества,
по уровню трудности,
по объему,
по степени самостоятельности,
по характеру помощи учащимся
Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания предлагаются на выбор. Технология дифференцированного обучения предполагает добровольный выбор каждым учеником уровня заданий.
Например:
1. Русский язык. 4 класс. “Глагол”. Проверка домашнего задания.
1-й уровень, творческий, ученик углубляет знания.
Дана схема предложения. Составить три предложения к данной схеме (работа творческого характера).
2-й уровень конструктивный, ученик применяет полученные знания.
1) Даны три предложения. Выбери предложение, которое соответствует предложенной схеме.
2) Разбери глагол, как часть речи (алгоритм отсутствует).
3-й уровень базовый уровень, репродуктивный, ученик работает на уровне знания, понимания.
Дано предложение.
1) Разбери предложение по членам предложения, по частям речи.
2) Разбери глагол по схеме (по алгоритму)
2. Русский язык. 2 класс. Предложение.
1 уровень – вставь в предложение пропущенное слово;
2 уровень - определи границы предложений;
3 уровень - составь предложение из данных слов.
3. Дифференцированное домашнее задание по литературному чтению.
на "5" - выучить отрывок текста(проза) наизусть;
на "4" - пересказывать текст;
на "3" - читать текст.
Проектная и исследовательская деятельность
-
это
р
азвитие творческой деятельности обучающихся, формирование коммуникативных навыков и навыков работы в коллективе
; з
ащита проектов на уроках
и
факультативных
занятиях
.
Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире
, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, проявление компетенции в вопросах, связанных с темой проекта, развитие критического мышления. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которая продолжается в течение определённого отрезка времени.
Например: индивидуальные проекты - "Моя будущая профессия", "Домашние питомцы", "Геометрические фигуры вокруг нас";
групповые проекты - "Здравствуй, Новый год!", "Зимние праздники", "Наши любимые сказки" и другие.
Групповые формы работы, работа в парах
-
эти виды работы
ставят ребёнка в условия необходимости активной речевой деятельности, развивают умение слушать и слышать. Работа в паре позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся, даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.
Групповая форма
работы создаёт условия для формирования умения работать в команде. Групповая работа - одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей.
Например:
Урок литературного чтения. 4 класс. Работа в парах
- Найдите сравнения во второй части стихотворения.
1) паутины ткани, как сеть из серебра;
2) мотылёк, как белый лепесток;
Проверка задания.
Классный час "Час здоровья. Всё в твоих руках"
а) работа в группах или парах
- Соберите пословицы о здоровье человека.
В здоровом теле здоровый дух.
Чистота залог здоровья.
Заболел живот, держи закрытым рот.
Здоровье дороже золота.
Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья.
Здоровье сгубишь – новое не купишь.
Проверка работы.
Групповые формы работы и работу в парах использую на разных этапах урока. Например:
- этап актуализации знаний (при выполнении устной работы);
- на этапе закрепления и повторения (при проведении самостоятельной работы);
- на этапе открытия новых знаний (при реализации проблемных ситуаций);
- при подведении итога урока (при выполнении обобщений и формулировки выводов).
Информацион
но - коммуникативные технологии
- а
ктивизация учебно-познават
ельной деятельности
обучающихся
; р
азностороннее развитие личности каждого ребенка, активизация коммуникативной деятельности.
В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить. На своих уроках использую презентации, видеоролики, учебные фильмы и многое другие материалы, применить которые дают возможность ИКТ.
Здоровьесберегающие технологии
- с
облюдение
санитарно-гигиенических
норм
в образовательном процессе; р
еализация принципа психологической комфортности.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения
– обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения,
навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Работа по формированию здорового образа жизни даёт хорошие результаты: проводимые занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью, приносят детям чувство удовлетворения, радость. После занятий учащиеся наиболее ответственно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих, становятся более требовательными и заботливыми друг к другу. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».
Гиппократ.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока. Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Немаловажную роль на уроке играют санитарно-гигиенические условия в кабинете (чистый, проветренный класс, достаточное освещение, подходящие по росту парты). Психологический климат, эмоционально - положительный фон на уроке - это тоже один из важных критериев здоровьесберегающей направленности. Смена различных видов деятельности, её активизация, умелое использование наглядных средств обучения и ИКТ вносят в урок элемент оживления, побуждает к обсуждению, к активной мыслительной деятельности.
Проводимая работа по развитию познавательного интереса путём применения в работе современных образовательных технологий дает определённые позитивные результаты: повышение качества показателей по предметам, развивает творческие способности детей, создает условия для развития самостоятельности учащихся. Следует отметить, что изменились количественные показатели учебной деятельности учащихся и заметен качественный рост личности ученика.
Считаю, использование современных педагогических технологий, различных приёмов и методов, внеклассная деятельность, направленные на развитие у детей познавательного интереса, позволяют моим ученикам стать успешными на уроках и в дальнейшем обучении в старших классах.
Тема эта остается актуальной, считаю необходимым продолжить эту работу в дальнейшем.
Источники:
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/585710/
https://infourok.ru/sovremenniy-urok-kak-sredstvo-povisheniya-kachestva-obrazovaniya-v-usloviyah-realizacii-fgos-1323166.html
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/528268/
http://fil.na5bal.ru/doc/2660/index.html
https://infourok.ru/ispolzovanie-informacionnokommunikacionnih-tehnologiy-v-nachalnoy-shkole-818565.html
https://infourok.ru/zdorovesberegayuschie-tehnologii-v-nachalnoy-shkole-654955.html
https://multiurok.ru/files/iz-opyta-raboty-zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekh.html