* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;}

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шахтёрская средняя школа с.Мануйловка»

Современный урок в условиях

реализации ГОС НОО и введении ГОС ООО

Заместитель директора по УВР

Бондаренко Л.С.

2024 г

Вступили в силу обновлённые ГОС начального общего и основного общего образования. В стандартах появился значительный блок о развитии цифровых компетенций у обучающихся и использовании цифровых ресурсов в образовательном процессе. В новой версии - все очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике. По каждому учебному предмету даны четкие требования к образовательным результатам. По некоторым дисциплинам, например математике, физике, химии, новые стандарты вводят уровни изучения: базовый и углубленный. А вот, например, историю делить на уровни не стали.

Финансовая грамотность будет изучаться с начальных классов. В основной школе с пятого класса ребята начнут узнавать вопросы финансов более глубоко: им расскажут о том, как защитить накопления от мошенников, как рационально использовать средства. И все это будет органично включено в несколько предметов: "Обществознание", "Информатика", "География" и другие.

Предполагается, что технологии помогут повысить качество результатов обучения. Главное — использовать их разумно и безопасно.

В быстро меняющемся современном мире наш мозг не успевает перерабатывать колоссальное количество информации. Новые стандарты, новые технологии, новые программы и учебники. 

Как все успеть?! Когда успеть?!

С чего начать?! Как отделить существенное от несущественного?!

Сегодня мы поговорим об уроке в соответствии с новыми требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Возникает проблема. Какая?
- Привычка к традиционному уроку.

- Боязнь нового.

- Непонимание информации.


Мы провели анкетирование среди учителей нашей школы.

Каким должен быть современный урок?

Актуальный, продуктивный, проблемный, метапредметный, с использованием

современных технологий.

Какие причины затрудняют сделать урок эффективным?

- материально-техническое оснащение – 60%

- недостаточное знание современных технологий – 30%

- однообразие используемых методов – 40%

- недостаточная ИКТ компетентность – 40%

- пассивность учащихся в учебном процессе – 80%

Какие пути решения вы можете предложить?

- использование информационного ресурса;

- овладение современными технологиями;

- активное развитие мотивации учащихся;

- четкое планирование урока, его продуманная организация;

- самосовершенствование, самообразование учителя.

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», — писал известный педагог В.А.Сухомлинский.

       Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ГОС?
        Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования — их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ГОС указывают на реальные виды деятельности. 
        Поставленная задача требует перехода к новой образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий,  открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету.

  Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ГОС? В своём докладе попробую остановиться на основных этапах работы по данной проблеме.

Работа в группах

Отличие традиционного и современного урока.

1 группа: «+» традиционного урока

2 группа6 «-» традиционного урока

Результаты работы в группах

Плюсы традиционного урока:

- главный – учитель: учит мыслить, учиться, воспитывает целеустремленность учеников

- главная задача – прочные знания (а не развлечения)

- узнать новое

Минусы традиционного урока:

-ориентир – коллективное выравнивание

- низкий уровень (дети не должны подтягиваться до среднего)

- большую часть урока проводит учитель

- большая утомляемость

- в традиционном уроке – репродуктивные методы (сильным ученикам скучно)

Вывод: современный человек должен развиваться в современном обществе, уметь находить выход из создавшейся ситуации, стремиться к цели. Выпускники традиционной школы не состоялись, «троечники» более приспособлены, следовательно учащиеся не отвечают современным требованиям, не приучены к ответственности. Ученик старой школы не соответствует современным требованиям: качества лидера, умение ориентироваться в большом потоке информации.

Что такое современный урок?

Меняются функции участников образовательного процесса:

-учитель – дирижер

-ученик – активный деятель

-деятельность строится на основе усвоения УУД

- чаще используются групповые и индивидуальные формы работы

- создаются условия для рефлексии

-дифференцированные домашние задания

-поиск полезной информации

Требования к современному уроку

1. Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете

2. Учитель организует проблему и поиск ситуации

3. Минимум репродукции, максимум сотворчества

Современный урок неразделимо связан с современным учителем

Как вы думаете, каким должен быть современный учитель? (какова его задача на уроке?)

Ответы:

- консультирует

-создает условия для приобретения жизненного опыта

Роль учащихся?

- работают с источниками информации

- критически осмысливают информацию

- осваивают типичные социальные роли

- выполняют творческие и исследовательские проекты.


Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты?

Традиционный и современный уроки различаются по следующим показателям: цели урока, роли и функции учителя на уроке, изменения отношений между учителем и учащимися, логика построения процесса обучения, использование межпредметных связей, внедрение коллективной учебной деятельности.

Цели традиционного урока направлены на усвоение знаний и умений, вопросы же воспитания осуществляют спонтанно. Цели современного урока – формирование и развитие личности с использованием всех компонентов образования.


Традиционный урок Современный урок


На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.


На современном уроке происходит интегрирование материала, используются разнообразные формы построения урока


Традиционный урок не дает четкое внутренне разграничение учебного материала и отдельных частей урока.

Учитель выступает в роли передатчика знаний.

Ученик играет пассивную роль.

Ученик не участвует в конструировании урока.

Акцент делается на память, заучивание и повторение.

Учитель постоянно оценивает знания учеников.

Преобладает ориентация на академические (всеохватывающие) образцы формирования знаний.

Применяется постоянная проверка знаний учеников.

Акцент делается на соревновательность между учениками.

Обучение происходит в рамках класса.

Слабый акцент на творческое начало.

Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом.


Учитель выступает в роли организатора.

Ученик играет активную роль.

Ученик участвует в конструировании урока.

Акцент делается на самостоятельное добывание знаний.

Постоянное применение поощрений и наказаний необязательно.

Формирование знаний происходит по свободной системе.

Проверка знаний осуществляется не с такой систематичностью.

Акцент делается на совместную коллективную работу учеников.

Обучение не ограничивается только классом.

Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.

Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.

Практическая направленность учебного процесса.

Включение в содержание урока упражнений творческого характера.

Создание условий для проявления самостоятельности учащихся

Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.

Включение компьютеров в педагогические технологии.

Из этого видно, что современный урок во многом превосходит традиционный. И если мы хотим воспитать современную Личность, то мы должны это делать современными методами. 

Мы можем сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» — слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа.

Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Следовательно, методическими принципами инновационного урока становятся следующие:

1.    Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.

2.    Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.

3.    Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.

4.    Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.

5.    Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.

6.    Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.


Современный урок опирается на систему универсальных учебных действий, порождающих широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Обратимся к приложению (Приложение 1)

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.

В настоящее время, на основе анализа опыта учителей, работ известных теоретиков и практиков можно сделать вывод: современный урок должен иметь свою структуру, но она не должна мешать творческой работе учителя. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания и развития. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения.

Рассмотрим примерные структуры типов уроков по ГОС (Приложение 2)


Алгоритм действий учителя при разработке сценария современного урока.

1-й шаг – определение нового.

Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке: правило, алгоритм, закономерность, понятие.

2-й шаг – конструирование проблемной ситуации.

Учитель четко должен представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Это можно сделать 2 способами: «с затруднением» или «с удивлением».

3-й шаг – планирование действий. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя направить реку в нужное русло» (выдвижение версий, мозговой штурм, составление плана).

4-й шаг – планирование решений.

Планируя решение проблемы, учитель должен:

1. сформулировать свой вывод по проблеме, к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами;

2. выбрать источники получения знаний для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа;

3. спроектировать подводящий или побуждающий диалог по поиску решения проблемы;

4. следует составить примерный опорный сигнал (схема, набор тезисов, таблица, алгоритм). В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен появляться в диалоге по ходу решения проблемы.

5-й шаг – Планирование результата.

Продумать возможное выражение решения проблемы.

6-й шаг – Планирование заданий для применения нового знания.

Задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую и исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

Проанализировав полученный материал в ходе работы, мы пришли к выводу, что в настоящее время формируется новый характер урока в основной школе с учетом требований ГОС ООО.

Современный урок должен соответствовать новым требованиям, предусмотренным стандартом, и в то же время сохранять и ряд традиционных требований, обусловленных спецификой основного образования и возрастными особенностями школьников.

Современные требования к уроку:

Комплексное решение на уроке задач обучения, развития и воспитания школьников.

Построение урока на основе системно-деятельностного подхода.

Продуманность методической системы урока.

Обоснование структуры и логики построения урока.

Четкая организация класса.

Организация эффективного взаимодействия учителя и учащихся.

Соблюдение психологических требований к уроку.

Здоровьесберегающая направленность урока.

Владение учителем основами педагогического мастерства, в том числе педагогической техникой.

Соблюдение на уроке основных дидактических принципов, в первую очередь принципов развивающего обучения.

Урок как форму, содержание и результат можно, пожалуй, сравнить с природным алмазом. Чем большей обработке подвергается алмаз, тем ценнее он становится.

«Однажды собрались вместе люди, чтобы решить, кто из них достоин права называться лучшим. Вышел первый. И спел он песню о любви, счастье и мире. Его голос поразил всех, и все решили, что он самый лучший. Вышел второй. Он подарил людям свой танец. Не произнеся не слова, он в танце рассказал о том, как рождается и умирает любовь, и все решили, он самый лучший. Потом выходили другие. Они пели, танцевали, слагали стихи. И каждый был достоин права называться лучшим. Но был среди этих людей ещё один человек. Все знали, что умеет он и петь, и танцевать, и слагать стихи.

Но не стал этого делать. За него это сделали его ученики. Один спел так, что ветер замер в облаках, слушая его. Другой станцевал – и все, кто смотрел на него, не смогли удержаться и вместе с ним пустились в пляс. И тогда решили все, что он-учитель – достоин называться самым лучшим. Непросто научиться петь, танцевать, рисовать – любить мир, но ещё труднее научить этому других. И если Ты смог это сделать, значит, выполнил самую главную цель своей жизни».

Приложение 1

Универсальные учебные действия

Основные виды универсальных учебных действий:

Личностные;

Метапредметные:

регулятивные (включающие также действия саморегуляции);

познавательные (общеучебные и логические);

коммуникативные;

Предметные.

Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.

Личностные универсальные учебные действия:

Самоопределение —

 определение человеком своего места в обществе и жизни в целом,

выбор ценностных ориентиров, определение своего «способа жизни» и места в обществе.

В процессе самоопределения человек решает две задачи:

построение индивидуальных жизненных смыслов и построение жизненных планов во временной перспективе (жизненного проектирования).

Действие 

смыслообразования,

т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, результатом, продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется.

Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.

Действие 

нравственно-этического оценивания

усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД:

целеполагание

как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование 

— определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование 

— предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

контроль

в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция 

— внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

оценка

— выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Наконец, элементы 

волевой саморегуляции

как 

способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Универсальные общеучебные действия познавательной направленности

Общеучебные УУД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации;

применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);

умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

определение основной и второстепенной информации;

свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).

Универсальные логические действия:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

социальная компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности;

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера—контроль, коррекция, оценка действий партнера;

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Приложение 2

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)


2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)


3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)


4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу


5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)


6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)


7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)