Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шахтёрская средняя школа с.Мануйловка»
Современный урок в условиях
реализации ГОС НОО и введении ГОС ООО
Заместитель директора по УВР
Бондаренко Л.С.
2024 г
Вступили в силу обновлённые ГОС начального общего и основного общего образования. В стандартах появился значительный блок о развитии цифровых компетенций у обучающихся и использовании цифровых ресурсов в образовательном процессе. В новой версии - все очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике. По каждому учебному предмету даны четкие требования к образовательным результатам. По некоторым дисциплинам, например математике, физике, химии, новые стандарты вводят уровни изучения: базовый и углубленный. А вот, например, историю делить на уровни не стали.
Финансовая грамотность будет изучаться с начальных классов. В основной школе с пятого класса ребята начнут узнавать вопросы финансов более глубоко: им расскажут о том, как защитить накопления от мошенников, как рационально использовать средства. И все это будет органично включено в несколько предметов: "Обществознание", "Информатика", "География" и другие.
Предполагается, что технологии помогут повысить качество результатов обучения. Главное — использовать их разумно и безопасно.
В быстро меняющемся современном мире наш мозг не успевает перерабатывать колоссальное количество информации. Новые стандарты, новые технологии, новые программы и учебники.
Как все успеть?! Когда успеть?!
С чего начать?! Как отделить существенное от несущественного?!
Сегодня мы поговорим об уроке в соответствии с новыми требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Возникает проблема. Какая?
- Привычка к традиционному уроку.
- Боязнь нового.
- Непонимание информации.
Мы провели анкетирование среди учителей нашей школы.
Каким должен быть современный урок?
Актуальный, продуктивный, проблемный, метапредметный, с использованием
современных технологий.
Какие причины затрудняют сделать урок эффективным?
- материально-техническое оснащение – 60%
- недостаточное знание современных технологий – 30%
- однообразие используемых методов – 40%
- недостаточная ИКТ компетентность – 40%
- пассивность учащихся в учебном процессе – 80%
Какие пути решения вы можете предложить?
- использование информационного ресурса;
- овладение современными технологиями;
- активное развитие мотивации учащихся;
- четкое планирование урока, его продуманная организация;
- самосовершенствование, самообразование учителя.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», — писал известный педагог В.А.Сухомлинский.
Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ГОС?
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования — их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий, открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ГОС? В своём докладе попробую остановиться на основных этапах работы по данной проблеме.
Работа в группах
Отличие традиционного и современного урока.
1 группа: «+» традиционного урока
2 группа6 «-» традиционного урока
Результаты работы в группах
Плюсы традиционного урока:
- главный – учитель: учит мыслить, учиться, воспитывает целеустремленность учеников
- главная задача – прочные знания (а не развлечения)
- узнать новое
Минусы традиционного урока:
-ориентир – коллективное выравнивание
- низкий уровень (дети не должны подтягиваться до среднего)
- большую часть урока проводит учитель
- большая утомляемость
- в традиционном уроке – репродуктивные методы (сильным ученикам скучно)
Вывод: современный человек должен развиваться в современном обществе, уметь находить выход из создавшейся ситуации, стремиться к цели. Выпускники традиционной школы не состоялись, «троечники» более приспособлены, следовательно учащиеся не отвечают современным требованиям, не приучены к ответственности. Ученик старой школы не соответствует современным требованиям: качества лидера, умение ориентироваться в большом потоке информации.
Что такое современный урок?
Меняются функции участников образовательного процесса:
-учитель – дирижер
-ученик – активный деятель
-деятельность строится на основе усвоения УУД
- чаще используются групповые и индивидуальные формы работы
- создаются условия для рефлексии
-дифференцированные домашние задания
-поиск полезной информации
Требования к современному уроку
1. Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете
2. Учитель организует проблему и поиск ситуации
3. Минимум репродукции, максимум сотворчества
Современный урок неразделимо связан с современным учителем
Как вы думаете, каким должен быть современный учитель? (какова его задача на уроке?)
Ответы:
- консультирует
-создает условия для приобретения жизненного опыта
Роль учащихся?
- работают с источниками информации
- критически осмысливают информацию
- осваивают типичные социальные роли
- выполняют творческие и исследовательские проекты.
Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты?
Традиционный и современный уроки различаются по следующим показателям: цели урока, роли и функции учителя на уроке, изменения отношений между учителем и учащимися, логика построения процесса обучения, использование межпредметных связей, внедрение коллективной учебной деятельности.
Цели традиционного урока направлены на усвоение знаний и умений, вопросы же воспитания осуществляют спонтанно. Цели современного урока – формирование и развитие личности с использованием всех компонентов образования.
Традиционный урок Современный урок
На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.
На современном уроке происходит интегрирование материала, используются разнообразные формы построения урока
Традиционный урок не дает четкое внутренне разграничение учебного материала и отдельных частей урока.
Учитель выступает в роли передатчика знаний.
Ученик играет пассивную роль.
Ученик не участвует в конструировании урока.
Акцент делается на память, заучивание и повторение.
Учитель постоянно оценивает знания учеников.
Преобладает ориентация на академические (всеохватывающие) образцы формирования знаний.
Применяется постоянная проверка знаний учеников.
Акцент делается на соревновательность между учениками.
Обучение происходит в рамках класса.
Слабый акцент на творческое начало.
Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом.
Учитель выступает в роли организатора.
Ученик играет активную роль.
Ученик участвует в конструировании урока.
Акцент делается на самостоятельное добывание знаний.
Постоянное применение поощрений и наказаний необязательно.
Формирование знаний происходит по свободной системе.
Проверка знаний осуществляется не с такой систематичностью.
Акцент делается на совместную коллективную работу учеников.
Обучение не ограничивается только классом.
Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.
Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
Практическая направленность учебного процесса.
Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
Создание условий для проявления самостоятельности учащихся
Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.
Включение компьютеров в педагогические технологии.
Из этого видно, что современный урок во многом превосходит традиционный. И если мы хотим воспитать современную Личность, то мы должны это делать современными методами.
Мы можем сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» — слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа.
Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Следовательно, методическими принципами инновационного урока становятся следующие:
1. Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.
2. Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.
3. Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
4. Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.
5. Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.
6. Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.
Современный урок опирается на систему универсальных учебных действий, порождающих широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Обратимся к приложению (Приложение 1)
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.
В настоящее время, на основе анализа опыта учителей, работ известных теоретиков и практиков можно сделать вывод: современный урок должен иметь свою структуру, но она не должна мешать творческой работе учителя. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания и развития. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения.
Рассмотрим примерные структуры типов уроков по ГОС (Приложение 2)
Алгоритм действий учителя при разработке сценария современного урока.
1-й шаг – определение нового.
Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке: правило, алгоритм, закономерность, понятие.
2-й шаг – конструирование проблемной ситуации.
Учитель четко должен представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Это можно сделать 2 способами: «с затруднением» или «с удивлением».
3-й шаг – планирование действий. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя направить реку в нужное русло» (выдвижение версий, мозговой штурм, составление плана).
4-й шаг – планирование решений.
Планируя решение проблемы, учитель должен:
1. сформулировать свой вывод по проблеме, к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами;
2. выбрать источники получения знаний для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа;
3. спроектировать подводящий или побуждающий диалог по поиску решения проблемы;
4. следует составить примерный опорный сигнал (схема, набор тезисов, таблица, алгоритм). В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен появляться в диалоге по ходу решения проблемы.
5-й шаг – Планирование результата.
Продумать возможное выражение решения проблемы.
6-й шаг – Планирование заданий для применения нового знания.
Задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую и исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.
Проанализировав полученный материал в ходе работы, мы пришли к выводу, что в настоящее время формируется новый характер урока в основной школе с учетом требований ГОС ООО.
Современный урок должен соответствовать новым требованиям, предусмотренным стандартом, и в то же время сохранять и ряд традиционных требований, обусловленных спецификой основного образования и возрастными особенностями школьников.
Современные требования к уроку:
Комплексное решение на уроке задач обучения, развития и воспитания школьников.
Построение урока на основе системно-деятельностного подхода.
Продуманность методической системы урока.
Обоснование структуры и логики построения урока.
Четкая организация класса.
Организация эффективного взаимодействия учителя и учащихся.
Соблюдение психологических требований к уроку.
Здоровьесберегающая направленность урока.
Владение учителем основами педагогического мастерства, в том числе педагогической техникой.
Соблюдение на уроке основных дидактических принципов, в первую очередь принципов развивающего обучения.
Урок как форму, содержание и результат можно, пожалуй, сравнить с природным алмазом. Чем большей обработке подвергается алмаз, тем ценнее он становится.
«Однажды собрались вместе люди, чтобы решить, кто из них достоин права называться лучшим. Вышел первый. И спел он песню о любви, счастье и мире. Его голос поразил всех, и все решили, что он самый лучший. Вышел второй. Он подарил людям свой танец. Не произнеся не слова, он в танце рассказал о том, как рождается и умирает любовь, и все решили, он самый лучший. Потом выходили другие. Они пели, танцевали, слагали стихи. И каждый был достоин права называться лучшим. Но был среди этих людей ещё один человек. Все знали, что умеет он и петь, и танцевать, и слагать стихи.
Но не стал этого делать. За него это сделали его ученики. Один спел так, что ветер замер в облаках, слушая его. Другой станцевал – и все, кто смотрел на него, не смогли удержаться и вместе с ним пустились в пляс. И тогда решили все, что он-учитель – достоин называться самым лучшим. Непросто научиться петь, танцевать, рисовать – любить мир, но ещё труднее научить этому других. И если Ты смог это сделать, значит, выполнил самую главную цель своей жизни».
Приложение 1
Универсальные учебные действия
Основные виды универсальных учебных действий:
Личностные;
Метапредметные:
регулятивные (включающие также действия саморегуляции);
познавательные (общеучебные и логические);
коммуникативные;
Предметные.
Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.
Личностные универсальные учебные действия:
Самоопределение —
определение человеком своего места в обществе и жизни в целом,
выбор ценностных ориентиров, определение своего «способа жизни» и места в обществе.
В процессе самоопределения человек решает две задачи:
построение индивидуальных жизненных смыслов и построение жизненных планов во временной перспективе (жизненного проектирования).
Действие
смыслообразования,
т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, результатом, продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется.
Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.
Действие
нравственно-этического оценивания
усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД:
целеполагание
как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование
— определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование
— предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль
в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция
— внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка
— выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Наконец, элементы
волевой саморегуляции
как
способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
Универсальные общеучебные действия познавательной направленности
Общеучебные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).
Универсальные логические действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
социальная компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера—контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Приложение 2
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)