Создание электронных образовательных ресурсов на уроках литературы как метод формирования информационно-коммуникационной компетентности обучающихся

В официальных стандартах образования говорится о необходимости активного применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для решения учебных задач и проведения экспериментов. Эти требования включают использование современных учебных лабораторных устройств. Осознание, что традиционные методы обучения уже не могут полностью удовлетворить растущие потребности в образовании, ведет к поиску новых подходов.

Сегодняшний мир требует от человека не только навыков чтения и письма, но и владения информационными технологиями. Образование сталкивается с необходимостью внедрения перспективных подходов, таких как мультимедийные средства и интерактивные технологии. Важно понимать, что ИКТ становятся неотъемлемой частью жизни современного общества.

Учебные планы и стандарты образования стремятся к успешному достижению образовательных результатов. С этой целью с 2011 года Министерство образования и науки Самарской области инвестировало в закупку современного учебного оборудования. Интерактивные доски, нетбуки, цифровые микроскопы, экспериментальные системы на базе цифровых технологий и системы контроля знаний стали доступными в каждой образовательной организации.

Однако возникла необходимость обучения педагогов эффективному использованию этого оборудования в учебной и внеурочной деятельности. Учителя были вынуждены быстро овладеть новыми техническими навыками и методически грамотно внедрять их в свою работу. В результате это потребовало пересмотра традиционных методов обучения и переосмысления содержания образования.

Множество исследователей посвятили свои работы вопросам информатизации образования и использования компьютерных технологий. Они подчеркнули значимость этих аспектов в современной педагогике. От психологических аспектов использования ИКТ до вопросов формирования профессиональной личности - все эти вопросы нашли своё отражение в работах ученых.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий становится ключевым элементом в современном образовании. Успешное освоение и интеграция этих технологий требует от педагогов и обучающихся адаптации и новых подходов к обучению.

Применение компьютеров оказывает глубокое воздействие на разнообразные аспекты образовательного процесса. Оно затрагивает содержание учебного материала, методики обучения, типы заданий, а также мотивацию учащихся и другие аспекты. Когда дело касается выбора наиболее эффективных методов и средств для конкретного урока или занятия, это становится ключевым моментом в образовательном процессе. Важно учитывать постоянное развитие методик и инструментов обучения в этом контексте.

Необходимо учитывать, что использование одних и тех же методов и средств может быть эффективным в определенных условиях, но неэффективным в других. Современные компьютерные технологии позволяют систематически подходить к решению задач исследовательского характера. Кроме того, они обеспечивают возможность учащимся формулировать и решать задачи в интерактивном режиме. Это приближает учебные задачи к реальным ситуациям в производстве и науке.

Одним из ключевых преимуществ компьютеров в образовании является гипертекстовая технология, которая интегрируется в программное обеспечение компьютеров. Эта технология предоставляет пользователю набор ссылок и кнопок, которые обеспечивают переход между различными уровнями информации. Она широко применяется в электронных учебниках. Главное преимущество заключается в том, что учащиеся могут выбирать темп и последовательность изучения материала в соответствии с индивидуальными потребностями.

Интерактивность, внедряемая компьютерами в образовательный процесс, является новым качеством, которое способствует развитию активно-деятельностных форм обучения. Это позволяет усилить самостоятельную учебную работу учащихся. С появлением электронных изданий и виртуальных лабораторий индивидуальная самостоятельная работа становится более популярной и эффективной.

Информатизация образования связана с расширением электронных образовательных продуктов. Сейчас на рынке существует широкий спектр профессиональных электронных учебных ресурсов. Особый интерес учителей и учащихся вызывают мультимедийные ресурсы. Исследования показывают, что мультимедийные технологии могут значительно увеличить усвоение материала, благодаря возможности одновременного зрительного и слухового восприятия. Это активизирует обучение и способствует лучшему усвоению знаний, особенно в условиях быстро меняющейся информации.

Суммируя, применение компьютерных технологий оказывает глубокое воздействие на образовательный процесс, расширяя возможности самостоятельного обучения, а также обогащая методики и инструменты обучения.

Как можно заметить из вышесказанного, в настоящее время проблема разработки электронных учебных ресурсов остается актуальной. Мы предлагаем решение этой проблемы через создание собственных электронных образовательных ресурсов в рамках самостоятельной работы студентов. Такой подход способен решить несколько задач:

  • Повысить мотивацию студентов к изучению специализированных предметов, так как создание ресурсов потребует от них приобретения навыков работы с различными программами.
  • Улучшить качество изучения материала.
  • Расширить спектр самостоятельной работы студентов.
  • Получить готовый продукт.
  • Проанализировать предметную область в целом.
  • Развить информационную культуру всех участников учебного процесса.

Давайте рассмотрим данный подход на примере создания электронного мультимедийного образовательного ресурса по дисциплине "Литература" на тему "Поэты Серебряного века". Студентов можно разделить на группы, каждая из которых будет работать над созданием своей части ресурса, посвященной одному из направлений Серебряного века (символизм, акмеизм, футуризм). Каждая часть ресурса должна включать:

  • На главной странице: название направления, имена поэтов, их псевдонимы, философские основы направления.
  • Для каждого поэта: фотография, основные принципы творчества, стихотворения с возможностью прослушивания профессиональными чтецами и студентами, анализ некоторых произведений.

Каждая картинка будет гиперссылкой на соответствующую страницу с информацией. Также на каждой странице будет переход на главную страницу. Для начала работы студенты изучили основные теги HTML и их примеры. С этими знаниями они создали страницы с выбранным фоном и начали разработку главной страницы, что требовало изучения тегов для форматирования текста и таблиц цветов. Далее они освоили работу со сканером для сканирования изображений с оптимальным разрешением и выбором формата для сохранения.

Следующий этап – использование PhotoshopCS2: выделение части изображения, изменение размеров, работа с фоном и коррекция изображения. Затем студенты совершенствовали свои знания HTML: создание гиперссылок, таблиц, форматирование текста и работа с цветами. Здесь также было изучено основы компьютерного дизайна, включая цветовое представление информации, размещение графических объектов и шрифтовое оформление.

Последний этап – наполнение страниц информацией. Студенты искали информацию о литературных направлениях, авторах, используя мультимедийные энциклопедии, поисковики в Интернете и печатные издания.

Создание электронного образовательного ресурса значительно индивидуализирует процесс обучения, повышает скорость и качество усвоения материала, активизирует учебный процесс и способствует формированию информационно-коммуникационной компетентности. В конечном итоге, это улучшает общее качество образования.

Оформите свидетельство
о публикации в СМИ

оформить
Tests