Учитель английского языка школа 104 г.Краснодар Басанова Наталья Викторовна
«Создание творческой среды на уроках английского языка в начальной школе»
Аннотация: в данной статье рассмотрены основные виды творческой деятельности, которые используются на уроках английского языка в начальной школе, целесообразность их использования и эффективность относительно классификации творческих заданий. Акцентировано внимание на эмоциональность, чувствительность учащихся младшего школьного возраста в этом процессе, на освещении ряда факторов, способствующих развитию творческого мышления учащихся. Отмечено значительное влияние иностранного языка на развитие креативного мышления младших школьников.
Свою публикацию на тему «Создание творческой среды на уроках английского языка в начальной школе» я посвящаю всем своим педагогам из Забайкалья (специальность английский, французский языки), мои первые учителя Аршинская Любовь Александровна и Рябкова Екатерина Филипповна (Читинская область, ст.Бада, школа №15). Они делились с нами знаниями увлеченно, занимательно, бескорыстно. Я с благодарностью всегда вспоминаю свою альма-матер Читинский государственный педагогический институт имени Н.Г.Чернышевского (окончила ВУЗ в 1994 году, французское отделение).
Я, Басанова Наталья Викторовна тружусь пятый год в школе 104 г.Краснодар, пришла в школу в зрелом возрасте, мне хотелось посмотреть какая она современная школа, научиться чему-то новому, попробовать свои силы, тем более в нашей школе 104 учились мои сын и дочь. Прежде, я работала диктором, редактором радио и телевидении в г.Туапсе. С юности у меня всегда были ученики. С января 2025 я преподаю в 3 и 4 классах, ранее работала в среднем звене.
Часто я использую на своих уроках музыку, фрагменты документальных фильмов ВВС на английском с субтитрами. Так, мы с учениками «погружались на дно Байкала, путешествовали в космическом корабле», осматривали экспонаты Эрмитажа, пели вместе с Битлз «Yesterday». Все педагоги знают как музыка влияет на восприятие иностранного языка. Особое впечатление на ребят производят эти кинофрагменты зимой, когда темнеет рано – учебный класс превращается в кинотеатр.
Творческая среда на уроках английского языка — это условия, в которых ученики чувствуют себя комфортно, раскрепощённо и мотивированно изучают язык. Мы знаем, как важно сделать занятия для ребенка интересными. Это помогает удержать фокус его внимания.
Я давно собираю коллекцию тематических видеоматериалов (спорт, страноведение, животные, география, техника, профессии и т.п), за 5-10 мин до конца урока мы с ребятами переводим с русского на английский и наоборот сказки «Три поросенка», «Жихарка» или киносюжеты «Ералаш» («English lesson», «Do you speak Vanechkin?», «Hot potato»)
Например, сюжет «Мы едем, едем», мы слышим только музыки, слов нет. Я начинаю, ученики продолжают в Present Contin. : It is a train. The boys are boarding the train now. They're passengers. They're talking now. They're eating bananas. The kids are drinking kefir now. The pupils are laughing now и т.д
В веселой раскрепощенной обстановке мои ученики медленно «корявенько», пусть с ошибками, но переводят. Из подгруппы (19-20 учеников) чаще всего 5-7 детей увлечены изучением иностранного языка, у них многое получается. Я учу детей, что делать ошибки это нормально на начальном этапе, подбадриваю, хвалю ребят.
Творческие задания делают процесс обучения более увлекательным. Дети учатся экспериментировать с языком, искать нестандартные решения и выражать свои мысли и чувства. Это развитие коммуникативных навыков. Творческие задания часто предполагают работу в группах, обсуждения, что способствует развитию умения работать в команде. Ребята лучше запоминают слова и грамматические структуры, улучшают произношение и повышают общую языковую компетенцию
По пятницам, когда школьники уже утомлены рабочей неделей, мы играем в «Сломанный телефон» Broken phone помогает нам вспомнить последнюю изученную тему, закрепить, к примеру, стихотворение «I was not happy yesterday I was tired sad и тд. Первый ряд учеников выходит к доске, остальные ученики переводчики, потом меняемся, учитель шепчет на ухо первому ребенку выражение. Напоминает, что оно есть на доске, последний в ряду ученик должен сказать, что услышал. Задача школьников — повторить, точно услышать. передать на ушко следующему. Обычно, большинство участников игры быстро вспоминает, что учили совсем недавно. Ребята на своих местах переводят устно выражение. Заканчиваем всегда позитивным предложением. В это время кто-то из учеников быстро на доске склоняет письменно выражение be happy. Вариантов этой игры много.
Так, благодаря игре ребенок адаптируется к социальному миру, развивает отношения со сверстниками и учителем, получает представление о культуре и традициях стран изучаемого языка, учится уважать их и культуру своей страны, учится общаться на иностранном языке, формирует навык языковой догадки, учится организовывать свою работу
Мои ученики любят «Интеллектуальную разминку». Эта часть урока представляет систему усложняющихся заданий, они направлены на развитие мотивации, логического мышления и творческих способностей. Используется метод «Да/Нет». Учитель сообщает детям, что загадал какое-то время года (изображенное на карточке, лежащей «рубашкой» вверх, чтобы потом у детей не возникло сомнений). Ученики выясняют - что это за время года, методом непрямых вопросов. В этой игре запрещено задавать вопрос «Это зима?», а можно «Трава в это время года зеленая?». Учитель может отвечать только «Да» и «Нет» при помощи этой игры не только отрабатывается лексика по теме урока, но и шлифуются грамматические навыки составления вопросительных предложений. На этапе "Узнать что-то интересное" детям может быть предложен источник информации, дающий основные знания по изучаемой теме. Учитель может включить образовательное видео, используя материалы МЭШ. Например, видео по теме "Одежда" на английском языке можно найти по ссылке https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/3759798.
ТелеИгра «Насекомые» на основе мультфильма «Букашки» («Твое любимое насекомое», на доску выписываем с учениками: butterfly, beetle, mosquito, ant, bee, ladybug , все глаголы , которые можно употребить, что насекомые умеют they can swim, jump, eat, gnaw, bite, fly, run, crawl, climb) Составляем предложения, делаем их отрицательными, вопросительными… Затем смотрим 10 минутный мультфильм на русском языке «Букашки» режиссер Михаил Алдашин,он родом из Читы. И переводим несложные для 4кл предложения, учитель помогает ребятам. Рассказываю детям - режиссер Алдашин родился в Чите, где я окончила ВУЗ, учился в городе Туапсе, где я 25 лет жила и работала, когда-то режиссер тоже был учеником, а мама его учитель. Режиссер мультфильма учился на 4 и 5, он как и мои ученики тоже изучал английский язык, иногда делал ошибки и писал контрольные неудовлетворительно. А когда он окончил школу, поступил учиться на режиссерский факультет в Москве, там тоже изучал иностранный язык. А сегодня мы смотрим его киноработу – мультфильм «Букашки», который в Париже (Франция) завоевал приз зрительских симпатий. Режиссеру выплатили внушительный гонорар, сейчас он снимает новый мультфильм людям на радость. Ученики слушают внимательно. Видно, что им это интересно, они тоже мечтают, фантазируют, задумываются над своим будущим.
Выбор моих творческих заданий я делаю с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников (повышенная эмоциональность, подвижность, чувствительность, утомляемость от единообразия), что требует частой смены форм, методов и приемов обучения. Обучение иностранному языку в раннем возрасте способствует формированию всесторонне развитой, гармоничной личности, развивает языковые способности детей и обеспечивает более прочное усвоение иностранного языка в дальнейшем обучении.
Таким образом, мы видим, что творческие задания являются важной составляющей в обучении иностранного языка. Они помогают сохранить интерес ученика к изучаемому материалу и снять языковые трудности. Так же видно, как усложняя задания из класса в класс, можно сохранить заинтересованность предметом, и самое главное развивать у ученика желание самому искать информацию и грамотно использовать ее в своей работе. По-моему, обучать иностранному языку - это искусство, а юных учеников учить - искусство искусств.
Благодарю за внимание. Всех благ нам и нашим ученикам. С уважением, Басанова Наталья Викторовна, учитель английского языка МАОУ школа №104 г.Краснодар»
«Статья публикуется впервые в этом издании» дата 08.05.2025