Челнакова Анастасия Анатольевна

старший воспитатель

МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги НСП «Цветочный город»

Создание условий для формирования сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Аннотация: данная статья посвящена опыту работы с детьми младшего дошкольного возраста посредством применения современного приема «Камешки Марблс» направленного на формирование определённых представлений о свойствах предметов.

Ключевые слова: камешки Марблс, сенсорное восприятие, инновационный приём, познавательное развитие.

В своей работе мы часто замечаем, что у дошкольников отсутствует познавательный интерес к предметам окружающего мира: из чего они состоят, на что похоже, что с ними можно делать. У детей младшего дошкольного возраста бедный словарный запас, недостаточно развита мелкая моторика рук и пальцев. В решение данных проблем, поможет проект «Волшебство Камешек Марблс».

Цель проекта: Создание комплекса мероприятий по формированию определенных представлений о свойствах предметов детей младшего дошкольного возраста посредством использования камешков Марблс.

Задачи:

1. Формировать познавательную активность к определенным представлениям о свойствах предметов у младших дошкольников посредством использования камешков Марблс.

2. Наполнить развивающую предметно-пространственную среду в группе для закрепления определенных представлений детей о свойствах предметов, полученных во время непрерывной образовательной деятельности.

3. Создать условия для взаимодействия детей с предметами окружающего мира совместно с педагогом на территории детского сада.

4. Добавить в комплекс мероприятий план по благоприятному взаимодействию с родителями.

5. Разработать и применить комплекс мероприятий, нацеленный на формирование определённых представлений о свойствах предметов детей младшего дошкольного возраста посредством использования камешков Марблс.

Реализация проекта благоприятствует внедрению ФГОС ДО, так как данный нормативный документ включают в содержание дошкольного образования: формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Марблс - это красивые стеклянные шарики. Уже многие тысячелетия они используются в качестве игрушек. Ранее их делали из глины, потом из камня, фарфора и стекла.

Современные Марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при 650 градусах Цельсия. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки, например, добавляя кобальт, получают синие шарики, селений — красные.

Красота Марблс завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними.

Специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста, т. к. стимулируя центры отделов мозга, отвечающие за движения пальцев рук, активизируются и соседние отделы, отвечающие за речь, которые близко расположены друг к другу. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, И. B. Антакова-Фомина и др.) была подтверждена и обоснована связь речевой и пальцевой моторики. Вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции. В связи с этим очень важно развивать мелкую моторику у детей с особыми образовательными потребностями. Это один из инновационных, нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

Несмотря на внешнюю простоту и доступность, декоративные камешки Марблс используются во всех образовательных областях:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

В ходе реализации проекта в НСП «Цветочный город» создан комплекс мероприятий по формированию представлений о предметах, используя камешки Марблс в младшем дошкольном возрасте.

В результате совместной деятельности педагога с детьми, педагога с родителями, проведены мероприятия (диагностика, анкетирование, родительское собрание, организация и проведение занятий) согласно рабочему плану педагога по реализации проекта. Созданы условия не только в группе, но и на территории детского сада – для совместных игр с педагогом используя камешки Марблс. Созданные условия в холле познания используются другими группами младшего возраста, согласно графика посещения, а также с привлечением родителей в совместную деятельность с детьми и в продолжении, использовать игры с камешками Марблс в домашних условиях.

Благодаря данному проекту, повысились:

уровень познавательно-исследовательской деятельности у младших дошкольников;

уровень развития мелкой моторики рук;

уровень речевого развития;

заинтересованность родителей в совместных играх со своим ребёнком на территории детского сада и дома;

умение педагога использовать современные технологии в своей работе с детьми;

заинтересованность младших дошкольников к окружающему его миру.

Образовательная работа с детьми, в которой используются нетрадиционные средства обучения, более динамичная, эмоциональная, разнообразная, а занятия становятся для детей интересными, увлекательными, не утомительными.

Следует отметить, что применение игр с камешками Марблс нельзя рассматривать как самостоятельный метод обучения. Его использование выступает в качестве вспомогательного средства, которое позволяет стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон, что, в конечном итоге, улучшает эффективность образовательного процесса.

При использовании камешков Марблс у детей обогащается речь, развивается внимание и мышление, и творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями. Данные игры способствуют повышению речевой активности детей и могут быть использованы как на подгрупповых, индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей.

В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в педагогическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков.

Литература

ФГОС ДО

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» /  Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детств

о-

Пресс», 2019.- 352 с.

Михайлова З. А., Полякова М. Н., Ивченко Т. А., Березина Т. А., Никонова Н. О. Образовательная область «Познавательное развитие». — СПб

.:

ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.

Г.П.

Тугушева

, А.Е. Чистякова Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб

.:

ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 128с., ил. - (Библиотека программы «Детство».)

Деркунская

В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. — СПб

.:

ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

Михайлова З. А., Иоффе Э. Н. Математика от трех до семи. Учебно-методическое пособие. — СПб

.:

ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Климанова, Г.Б. Учебно-методическая технология использования камешков

Марблс

в работе с детьми дошкольного возраста // журнал Дошкольная педагогика. 2015.-№8(113)-С.28-37

Тарасова С. В. Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование инновационного материала - камешков

Марблс

, декоративных камешков. 2016

Зажигина

О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. Издательство «Детств

о-

Пресс» 2012- -93с