Создание условий для успешного управления временем
в профессиональной деятельности педагога
Гевко Ирина Владимировна,
директор МОУ «Тираспольская средняя
школа № 2 имени А.С. Пушкина»,
Школа XXI века предъявляет высокие требования к профессиональным качествам педагога. Прежде всего, максимум работоспособности и умение быстро адаптироваться в современных условиях. Одна из ключевых проблем в осуществлении профессиональной деятельности – отсутствие времени и трудности в эффективном его распределении. Поэтому необходимо правильно и рационально организовывать свое рабочее и личное время для достижения целей, что, в свою очередь, поможет повысить работоспособность и стрессоустойчивость.
По словам Питера Друкера, американского учёного, экономиста, публициста, педагога, одного из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века, время — самый ограниченный капитал, и если не можешь им распоряжаться, не сможешь распоряжаться ничем другим.
В своей книге «Ваше время — в Ваших руках» Лотар Зайверт писал: «Находите время для работы, это — условие успеха. Находите время для размышлений, это — источник силы. Находите время для игры, это — секрет молодости. Находите время для чтения, это — основа знаний. Находите время для дружбы, это — условие счастья. Находите время для мечты, это — путь к звездам. Находите время для любви, это — истинная радость жизни. Находите время для веселья, это — музыка души». Но где современным педагогам при колоссальной занятости взять на всё время?
В круг обязанностей педагога входит не только преподавание своего предмета, подготовка планов, но и участие в педсоветах, конференциях, работа с родителями, внеклассная работа и т.д. При этом нельзя забывать о том, что кроме работы есть семья и семейные обязанности, а самое главное, есть сам педагог как личность. В водовороте ежедневных обязанностей можно о чем-то забыть: не принести на урок нужную таблицу, пропустить он-лайн конференцию, перезвонить или вовсе забыть позвонить кому-то, можем забыть купить соль в магазине, пропустить любимую передачу и т.д. Вот здесь приходит на помощь тайм-менеджмент, который в последние годы приобретает все большую популярность.
Тайм-менеджмент – технология, позволяющая невосполнимое время жизни использовать в соответствии с личными целями и ценностями. Подразумевает совокупность действий по тренировке осознанного контроля над количеством времени, которое затрачивается на определенные виды деятельности и посредством которого можно существенно увеличивать свою продуктивность и результативность. Другими словами, тайм-менеджмент — это искусство правильно организовать свое время.
Что это даст:
Профессиональную и личностную успешность. Само слово «успех» связано с глаголом «успевать».
Успех – мощный стимул и пусковой механизм непрерывного саморазвития и самосовершенствования, без которых не может состояться педагог.
Только успешный педагог может обеспечить успех ученику и всей системе образования в целом.
Изучение тайм-менеджмента не должно вызвать трудностей у педагога. Прежде всего, это связано с тем, что профессия педагога подразумевает постоянное освоение чего-то нового. Для преподавателя являются привычными такие занятия, как чтение специальной литературы, посещение всевозможных мероприятий, среди которых семинары, конференции, круглые столы, мастер-классы и т. д.
Тайм-менеджмент основан на планировании. Подобно тому, как сначала проводится тематическое планирование занятий, а затем на его основе осуществляется планирование поурочное, проводится планирование и всех остальных рабочих и домашних дел.
С чего начать? Прежде всего, с покупки хорошего блокнота или ежедневника! Можно в один блокнот записывать все дела: и рабочие, и домашние, а можно в один записывать все, что связано с работой, а во второй все, что связано с домашними делами, поездками, развлечениями и т.д. В общем, кому как удобно, но обязательно записываем, не держим все в голове, потому что всё запомнить сложно.
Рассмотрим три основных принципа тайм-менеджмента.
Первый принцип тайм-менеджмента – это постановка цели. Вы должны четко понимать что вы хотите?
Цель должна быть конкретной, четко сформулированной. Очень важно представить себе ее конечный результат. А еще необходимо установить предполагаемый срок ее реализации. Цель должна быть в стиле СМАРТ: конкретная (что сделать, с кем встретиться, когда и т.д., измеримая (мы должны измерить во времени, в затратах физических, финансовых и т.д.) , достижимая (если я напишу, что за полгода работы я получу высшую категорию, то вряд ли это получится, если цели недостижимые, то человек начинает нервничать, включается режим самосаботажа, он ничего не успевает и начинает злиться на себя), цели должны быть ограниченными по времени и ревалентными (здорово, когда одна цель подчиняется другой).
Второй принцип тайм-менеджмента - это планирование. Правило 6 П, когда правильное предварительное планирование предотвращает плохие показатели. Оно работает всегда. Ведь если вы продумали свое занятие или мероприятие, то с большей вероятностью оно пройдет на высоком уровне.
У тайм-менеджмента есть свои законы: 10% времени, затраченного на планирование до начала выполнения задачи, сэкономит 90% времени для ее решения.
Планировать нужно от большего к меньшему. Если при планировании вы будете опираться на главные жизненные цели, на свои глобальные цели, долгосрочные планы и, исходя из этого, выстроите план на день, то вы достигнете намного большего и быстрее продвинетесь к достижению своей цели.
Можно начать с планирования на неделю. Отмечаете в ежедневнике расписание занятий, отчет, родительское собрание, подготовка к педсовету и др. А уже накануне каждого нового дня вы подробно расписываете свой план: классы, в которых преподаете, часы занятий, планы уроков, списки книг и дидактических материалов. Также подробно раскрывается информация, необходимая и для других школьных дел.
Аналогичным образом ведется планирование домашних (семейных) дел.
Планирование времени позволяет наметить шаги достижения поставленных целей и спрогнозировать, сколько времени на это потребуется. Затрачивая чуть больше времени на планирование, вы можете сократить срок исполнения и сэкономить время и силы в целом.
Планирование дня. Не избегайте ежедневного планирования. Если вы по типу «сова», вы можете планировать свой завтрашний день вечером, если же вы «жаворонок», то сосредоточьте свое внимание с утра, и тогда ваш день пройдет как по нотам. И самое главное, планирование должно быть гибким. Обязательно оставляйте 20% времени на непредвиденные обстоятельства (срочный отчет, неожиданная проверка, замена заболевшего коллеги) и 20% времени на поглотителей времени (непредвиденный визитер, звонок по телефону, плавание по интернету и др.)
Расстановка приоритетов: «горит» — «может подождать». Что-то требуется выполнить прямо сейчас, что-то может подождать до следующей недели. Здесь уместнее применить матрицу Эйзенхауэра для того, чтобы сортировать все свои планы по срочности и важности.
Все дела подразделяются на 4 группы:
I квадрат — «срочно и важно» - это задачи «А». Они обязательны к выполнению каждый день, их невыполнение влечет за собой негативные последствия. Это дела, которые можете сделать только вы и никто другой. Дела, которые нужно сделать именно сегодня. Максимальное количество таких дел — 1-2 в этом квадрате. II квадрат — «не срочно, но важно». Задачи «Б» — важные, но не считающиеся обязательными на конкретный день. Ими следует заниматься только после выполнения каждого дела из списка «А». Это те дела, которые мы выполняем постепенно. Их можно планировать на перспективу, какой-то временной отрезок. Мы выстраиваем ступеньки к достижению этой цели. III квадрат «срочно — неважно». Задачи «С» хорошо бы выполнить, но они не связаны с особыми негативными последствиями или жестким графиком, кроме того есть задачи, которые следует делегировать кому-нибудь еще. Они важны, но не требуют вашего прямого вмешательства или действий. Здесь кроется огромный потенциал времени, которое мы используем нерационально. Есть вещи, которые нужно сделать к конкретному числу. Но их необязательно делать вам. Это тот квадрат, который помогает делегировать часть задач. IV квадрат «не очень срочно и неважно» Эта графа помогает расставить приоритеты и отсеять ненужные. Задачи «Д» нужно вычеркнуть из списка вообще. Если в ходе еженедельного или ежемесячного пересмотра вы решаете, что то или иное дело не имеет смысла, просто удалите его.
Никогда не откладывайте на потом.
Соблазн "сделать это завтра" очень велик. Но если у вас есть четкий список дел, то вы поймете, что завтра вы не сможете найти время на выполнение тех дел, которые отложили с сегодняшнего дня.
Приучите себя к подведению итогов. Посмотрите на список дел, запланированных на день, и отметьте те, которые вам удалось сделать в течение рабочего дня. Во-первых, это очень повышает вашу самооценку, во-вторых, есть возможность проанализировать, что не удалось реализовать, что мешает исполнению ваших планов. Таким образом, каждый вечер делайте коррекцию планов. Если ваше планирование достаточно гибкое, то вы не будете зациклены на том, чтобы все успеть, непредвиденные дела вас не будут раздражать, вам не придется откладывать что-то на завтра.
Третий принцип тайм-менеджмента – это самомотивация. Самомотивация – это единственное, чем может управлять человек. Высший пик самомотивации – это когда никто не стоит над вами, а вы сами встали, пошли и сделали. Но именно это и самое сложное.
Существуют разные способы самомотивации с помощью стимулов, которые придают энергию и желание делать то, что нужно, становятся как бы внутренним двигателем. «Мотив» в переводе с латинского означает «двигаю».
Итак, чтобы самомотивация была успешной и помогла добиться желаемого результата, необходимо:
Иметь цель, к которой будем стремиться;
Сильное желание достичь этой цели;
Научиться преодолевать свою лень;
Повысить собственную энергетику;
Иметь представление, что в итоге получится (выгода – эффективный способ самомотивации);
Желать изменить текущее положение вещей;
Сохранять позитивный настрой, не думать, что у вас ничего не получится;
Не терять надежду и не опускать руки;
Общаться с интересными людьми;
Главное помнить о том, что жизнь скоротечна, чтобы не корить себя потом что было упущено и не сбылось.
Самоорганизованность – это не сверхъестественный дар, а скорее навык, искусство, которому можно научиться.
В заключение хочу сказать, что я лично стараюсь использовать следующие элементы тайм-менеджмента:
планирование дня (ежедневно!);
расстановка приоритетов (АБВГ);
работа со списком задач.
На практике убедилась, что планирование времени упрощает жизнь и помогает больше успевать. Кроме этого, проснувшись утром, говорю себе: «Вставай, тебя ждут великие дела!» - этот позитивный настрой как нельзя лучше бодрит.
Главное, чтобы это вошло у вас в привычку. А привычка формируется 20-30 дней. Вам нужно будет продержаться совсем немного, чтобы вы привыкли делать правильные вещи, а затем система привычек и управления временем будет работать на вас. Ваше время в ваших руках! Успехов вам!