Создание условий для вовлечения детей в изучение хакасского языка.

«Учите, берегите речь родную,

Стихи слагайте, украшая жизнь!

Потомкам передайте речь живую,

Чтоб память о народе сохранить!»

Канта Ибрагимов.

Как же актуальны слова К. Ибрагимова в наше время. Приобщение дошкольников к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, т.к. каждый народ стремится перенести свой язык, традиции и особенности в будущее, чтобы не потерять исторического национального лица и самобытности.

В дошкольном возрасте овладение родным языком - одно из главных приобретений. Важно с детства создавать представление о том, что язык - это главное сокровище народа, воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку. Это нужно для сохранения культурных традиций народа.

Мы проживаем в самом национальном районе республики Хакасия. На собственном опыте убеждаемся, что язык забывается, его не желает изучать молодое поколение, им и так комфортно.

В группе из 27 человек 25 детей коренной национальности, и только трое из них понимают язык. В основном на хакасском языке разговаривают бабушки, дедушки. Мало родителей, говорящих на родном языке, некоторые его даже не понимают.

Задача воспитателей знакомить дошкольников со своей малой родиной, ее культурой, языком, историей. Именно в этот период ребенок начинает осознавать и любить свою родину, проявляет интерес к родному краю. Полученные знания и впечатления позволяют в дальнейшем легко и с интересом учиться в школе, расширяют кругозор и словарный запас детей, дают много новой и полезной информации о своей родине Хакасии, прививают интерес к хакасскому языку.

Опираясь на примерную программу по хакасскому языку для дошкольных образовательных организаций Республики Хакасия (2019 года издания), в группе ведется обучение для детей, желающих владеть хакасским языком. Изучение в ДОУ ведется с младшей группы (с 3-х летнего возраста). Программа рассчитана на 4 года дошкольного обучения. В обучении использую следующую литературу:

«

Примерная программа

по

хакасскому языку

для дошкольных образовательных организаций

» Абакан-2019г;

«Методические рекомендации. Хакасский язык (для детей 3-5 лет)» Абакан-2019;

«Методические рекомендации. Хакасский язык (для детей 5-7 лет)» Абакан-2019;

«Хакасский язык: учебное пособие (для детей 3-4 лет)

/

М.С.Арчимаева

.- Абакан- 2019;

«Хакасский язык: учебное пособие (для детей 4-5 лет)/

М.С.Арчимаева

.- Абакан- 2019;

«Хакасский язык: учебное пособие (для детей 5-6 лет)/

М.С.Арчимаева

.- Абакан- 2019;

«Хакасский язык: учебное пособие (для детей 6-7 лет)/ М.С.Арчимаева.- Абакан- 2019;

Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Лиственные деревья»/ Абакан-2019;

А.Килижеков

.

«В

теплый день». Стихи для дете

й на хакасском и русском языках

. Абакан-2015.

Очень нравится детям альбом-раскраска по мотивам хакасских народных орнаментов Е.Н.Аевой- Абакан-1993. Так же пользуюсь детскими литературно-художественными журналами для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Солнышко» на хакасском языке.

Имеется позитивный опыт работы с детьми в повседневном общении: разговариваю с детьми на двух языках - хакасском и русском.

Тесно сотрудничаю с родителями, учитывая их желание овладения ребенком родным языком. В группе создана предметно-развивающая среда: оформлен хакасский уголок, в котором имеются куклы в национальных костюмах и украшениях, альбом с хакасскими орнаментами, наборы открыток о Хакасии.

Планирование и проведение занятий осуществляю с элементами игровой деятельности, также включаю физминутки, считалочки, песенки на хакасском языке. Часто использую продуктивную деятельность: вместе с детьми изготовливаем игровой материал, лепим, рисуем, конструируем .

На территории детского сада имеется юрта, где собраны старинные предметы быта, хакасские музыкальные инструменты, посуда. Здесь дети могут ознакомиться с бытом хакасов, услышать новые слова, увидеть предметы старины.

В детском саду ежегодно проводится хакасский новый год «Чыл пазы» 22марта, в день весеннего равноденствия, где дети принимают участие в проведении национальных обычаев, играют в хакасские игры, пробуют национальные блюда.

Дети в нашем саду здороваются, прощаются, благодарят, приглашают к столу, желают приятного аппетита на родном хакасском языке. Конечно нельзя сказать, что все дается легко и быстро получается, но мы стараемся.

Хочется закончить словами К.Д.Ушинского: «Язык- душа народа. Долг каждой нации сохранить свой язык, долг каждого человека - серьезно и свято относиться к своему родному языку».