Электронное обучение, также известное как E-learning (сокращение от Electronic Learning), представляет собой систему обучения, основанную на использовании информационных и электронных технологий.
История развития электронного обучения неразрывно связана с дистанционным обучением, которое начало распространяться в начале прошлого века. В то время образование стало доступным для получения без необходимости физического присутствия на уроках, благодаря развитию компьютеров, телекоммуникаций и Интернета. Это позволило передавать обучающие материалы на расстояние и создавать учебные ресурсы.
Электронное обучение включает в себя следующие аспекты:
-
Индивидуальная работа с электронными материалами, используя различные устройства, такие как компьютеры, КПК, мобильные телефоны, DVD-проигрыватели и телевизоры.
-
Возможность получать консультации, советы и оценки от удаленных преподавателей, а также взаимодействовать с ними дистанционно.
-
Создание виртуальных учебных сообществ и социальных сетей, где пользователи могут совместно учиться.
-
Круглосуточная доставка электронных учебных материалов.
-
Использование стандартов и спецификаций для электронных учебных материалов и технологий дистанционного обучения.
-
Развитие информационной культуры и современных информационных технологий у руководителей предприятий и подразделений.
-
Популяризация инновационных педагогических методик и их передача преподавателям.
-
Возможность создания учебных веб-ресурсов.
-
Гибкий доступ к современным знаниям в любое время и в любом месте.
-
Повышение доступности высшего образования для лиц с особенностями психофизического развития.
Преимущества электронного обучения по сравнению с традиционным включают в себя:
-
Гибкий доступ, позволяющий обучаться в любом месте и в любое время, даже для работающих взрослых.
-
Снижение затрат на обучение, так как не требуется приобретение учебных пособий и оплата преподавателей.
-
Гибкость в выборе продолжительности и последовательности обучения, адаптированной под потребности обучающегося.
-
Возможность всегда оставаться в курсе новейших технологий и стандартов.
-
Повышение равных возможностей в обучении, независимо от качества преподавания в конкретном учебном заведении.
-
Возможность определения четких критериев оценки знаний.
Для эффективности дистанционного обучения важно обеспечить оперативную связь между обучающимися и преподавателями. Для этой цели используются различные формы взаимодействия, такие как традиционная почта, факс, компьютерные технологии, видеоконференции, аудио- и видеоконференции на основе телефонных технологий, интранет-системы и глобальная сеть Интернет.
Наиболее универсальной и перспективной технологией для обучения в настоящее время является интернет-технология.
Важным методическим инструментом для доставки образовательного контента в условиях самоизоляции является педагогический дизайн, который позволяет проектировать эффективные онлайн-курсы и учитывать множество факторов.