Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №62 «Радуга»

Специфика работы педагога-психолога в рамках реализации ООП ДО

Выполнила:

ст. воспитатель Лободенко Н.Л.

Майкоп 2023 г.

Все образовательные учреждения РФ с 1 сентября 2023 года будут работать по единым федеральным образовательным программам. И в соответствии с новыми федеральными программами изменились некоторые аспекты организации работы педагогов-психологов ДОО.
Определимся с терминологией.
ФОП ДО и ФАОП ДО – единые образовательные программы, разработанные Министерством просвещения РФ.
Каждый детский сад на основе этих федеральных документов пишет свою образовательную программу:
- ОП для общеобразовательных групп;

- АОП для детей с ОВЗ, т.е. для компенсирующих и комбинированных групп. АОП пишется на те нозологии, которые есть в образовательном учреждении (например «Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР»).

Прежде всего, необходимо дать определение понятия коррекционно-развивающей работы.
По мнению Л.А. Дружининой под коррекционно-развивающей работой понимается система медицинских, педагогических, психологических мероприятий (воздействий), способствующих полноценному развитию детей, испытывающих трудности в обучении и в социальной адаптации, преодолению отклонений в их развитии. Коррекционно-развивающая работа - это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.
Содержание любой коррекционной программы должно быть направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое совершенствование, коррекцию нарушений развития, то есть программа обучения и воспитания должна решать оздоровительные, развивающие и коррекционные задачи.
Кроме того, при разработке образовательных программ следует учитывать принципы как общей, так и коррекционной дошкольной педагогики.
В основе концепции коррекционной работы лежит возможность:
- Ранней диагностики и динамического наблюдения тех или иных отклонений в развитии детей;
- Комплексного психолого-медико-педагогического подхода к диагностической и коррекционной работе;
- Вариативного набора разноуровневых программ (по срокам обучения) для детей с учетом их личностных особенностей;
- Интеграции детей с различными нозологиями в условиях коррекционных групп для максимальной адаптации.
Планирование коррекционного направления в ДОУ включает три этапа:
1. Психолого-педагогический мониторинг. Задача исследования — определить нарушения в развитии детей с ОВЗ.
2. Развивающие занятия, которые направлены на коррекцию нарушений. Занятия включают в себя как групповые, так и индивидуальные мероприятия.
3.Контроль динамики разностороннего развития. Задача — выявить, насколько эффективной была система работы педагога.
При организации коррекционно-развивающей работы в ДОУ необходимо придерживаться общих положений:
- Дошкольное учреждение может разработать авторскую программу. При планировании учитывайте требования ФГОС ДО.
- Педагоги самостоятельно выбирают методику проведения занятий и образовательные технологии.
-На занятиях с детьми, у которых ОВЗ и/или  инвалидность, ориентируйтесь на ФАОП ДО.
При организации воспитательно-образовательной деятельности учитывайте запросы родителей и педагогов, а также результаты психолого-педагогического мониторинга.
Содержание занятий определяйте исходя из особых потребностей в обучении. Перед планированием программы необходимо изучить особенности и возможности ребенка. Мониторинг включает такие этапы:

- беседы с родителями;

- ознакомление с медицинской документацией;

- исследование физических и психических особенностей;

- изучение познавательных процессов и речевого развития.

На основании полученных результатов психолог ДОО составляет индивидуальные карточки, в которых отражает систему коррекционных мероприятий.
Внедрение коррекционно-развивающей программы будет эффективным, когда все участники образовательно-воспитательного процесса задействованы в совместной деятельности.
Психолог выполняет обязанности:
- Организует сотрудничество воспитателей и других педагогов.
- Разрабатывает содержание мероприятий, которые направлены на личностную коррекцию.
- Проводит диагностику и профилактику психических нарушений.
- Проводит занятия с группой риска.
- Ведет просветительскую деятельность с коллегами.
- Консультирует родителей.
Задачи логопеда:
- Определяет речевой уровень — экспрессивный и импрессивный.
- Разрабатывает систему занятий, которые направлены на развитие речевых способностей.
- Объясняет коллегам и родителям, как применять на практике логопедические технологии и методики.
- Проводит занятия с обучающимися, на которых учит их правильному речевому дыханию и произношению звуков. Содержание мероприятий зависит от индивидуальных особенностей дошкольников.
Музыкальный руководитель выполняет такие задачи:
- Формирует эстетическую сферу и музыкальный вкус.
- На занятиях применяет технологии психосоматической регуляции, например, музыкотерапию.
Инструктор по физкультуре на занятиях:
- Укрепляет здоровье воспитанников.
- Развивает психомоторные способности.
Воспитатель подбирает содержание мероприятий по разным направлениям:
- Организует уроки по лепке, изобразительному искусству, конструированию.
- Учит выполнять совместные и индивидуальные задания.
- Проводит упражнения на становление общей и мелкой моторики.
- Прививает культурные и гигиенические навыки.
- Проводит индивидуальные мероприятия с воспитанниками с учетом советов логопеда и психолога.
- Внедряет здоровьесберегающие методики.
- Создает благоприятную атмосферу в группе.
- Консультирует семьи по вопросам обучения и воспитания.
При планировании системы коррекционных занятий подбирайте дидактические материалы с учетом физических возможностей ребенка.

Исходя из вышесказанного - больших изменений не предвидится, но документацию придётся привести в соответствии с ФАОП ДО.
Программы детского сада (ОП и АОП) пишутся творческой группой педагогов, под руководством старшего воспитателя. Специалисты ( в нашем случае педагоги-психологи) вносят в программу «свою часть» о том, как именно организована коррекционная работа в вашем конкретном детском саду.
Также в ФОП указано, что ДОО имеет право и возможность разработать программу коррекционно-развивающей работы, которая может включать:
- план диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий;
- рабочие программы KPP с обучающимися различных целевых групп, имеющих различные ООП и стартовые условия освоения программы,
методический инструментарий для реализации задач программы.

Как же психологу ДОО планировать работу в соответствии с введением новых федеральных программ?

В первую очередь ознакомиться с федеральными документами (ФГОС, ФОП, ФАОП): целями и задачами, с целевыми ориентирами освоения программ по возрастам и нозологиям, с целевыми группами воспитанников, которым педагог-психолог оказывает адресную психологическую помощь. Включить в план работы мероприятия по работе с теми целевыми группами, которые есть в вашем ДОО. Включить в ОП и АОП детского сада свою коррекционную часть.
Ранее психологи ДОО тоже оказывали адресную психологическую помощь, но не в одном нормативном документе целевые группы не были прописаны.

В связи с этим, необходимо существующие у педагога-психолога ДОО программы коррекционно-развивающей работы или рабочие программы коррекционно-развивающей работы отнести к какой-то целевой группе и прописать это на титульном листе и в пояснительной записке.

Например: программа работы педагога-психолога с тревожными детьми и детьми, испытывающими фобии будет отнесена к следующей целевой группе: «Обучающиеся «Группы риска»»

Можно внести корректировки и в программу психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, а именно:

в разделе «Значимые для разработки и реализации программы характеристики», на ряду с возрастными особенностями детей, добавить описание особенностей детей, относящихся к разным целевым группам;

в разделе «Коррекционно-развивающая работа» прописать общие задачи работы с каждой целевой группой, а уже более подробно коррекционно-развивающую работу с определённой целевой группой педагог-психолог описывает в программе коррекционно-развивающей работы или рабочей программе.

Подводя итог можно сказать, что педагоги-психологи с 1 сентября 2023 года будут работать, как и работали, только немного подкорректировав существующие программы. Как и прежде у педагога-психолога будут следующие программы:

- Программ психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса которая пишется на 5 лет.

- Программы коррекционно-развивающей работы или рабочие программы коррекционно-развивающей работы для различных целевых групп, которые пишутся ежегодно на 1 учебный год, так как целевые группы у нас могут меняться.

Никакую отдельную специальную программу психолога на основе ФОП или ФАОП писать не нужно! Мы продолжаем работаем так же, как и работали раньше, по своим «любимым» пособиям и коррекционно-развивающим программам.

Министерство просвещение дает такой ответ по поводу написания рабочих программ специалистов и воспитателей.
«В ДОО не предусмотрен такой вид документации как «рабочая программа воспитателя» или другого педагогического работника. В настоящее время уточняется перечень обязательной документации для педагогических работников ДОО». (цитата из ответов Министерства на типовые вопросы)

Программы специалистам писать можно и нужно, но для этого можно использовать термин не «рабочая программа», а «коррекционно-развивающая программа», «индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения» и т.д.

«ФОП ДО не определяет требования к обязательной документации педагогов и специалистов дошкольной образовательной организации. В настоящее время Минпросвещения России, Минобрнауки России и Рособрнадзором решается задача по снижению бюрократической нагрузки, минимизации документальной нагрузки на педагогов, в том числе, педагогов дошкольного образования.» (цитата из ответов Министерства на типовые вопросы).
Федеральные программы не ограничивают выбор педагогами педагогически обоснованных форм, методик, средств, если они позволяют решать задачи и реализовывать содержание ФОП и ФАОП ДО.