Способы разрешения трудных ситуаций на уроке английского языка и не только.

Сергеева Мария Алексеевна,

учитель английского языка,

МБОУ «СОШ№4»

г.о. Реутов

Взаимодействие с учениками учитель организует через разрешение педагогических ситуаций.

Педагогическая ситуация определяется Н. В. Кузьминой как «реальная обстановка в учебной группе и в сложной системе отношений и взаимоотношений учащихся, которую нужно учитывать при принятии решения о способах воздействия на них»

Педагогическая ситуация – это взаимодействие учителя с коллективом класса или учеником на основе противоположных интересов, ценностей и норм, которое сопровождается значительными проявлениями эмоций и направлено на изменение сложившихся ранее взаимоотношений как в лучшую, так и худшую сторону. Что затрагивают педагогические ситуации? Даже несмотря на то, что педагогические ситуации кратки по времени, они обычно глубоко затрагивают две формы активности человека: видимое поведение или взаимодействие и взаимоотношения – это установки, эмоциональные реакции, ожидания.

Попробуем помочь участникам проанализировать свой опыт урегулирования конфликтов и расширить «репертуар» поведенческих реакций на трудную ситуацию за счет включения в него навыков конструктивного взаимодействия и сотрудничества.

Начнём с простого упражнения «Снежинки»:

Нужно взять листок бумаги, и действовать по алгоритму:

Молча возьмите листок.

Сложите его пополам.

Оторвите правый верхний угол.

Сложите ещё раз пополам.

Ещё раз оторвите правый верхний угол.

Ещё раз сложите пополам.

И ещё раз оторвите верхний правый угол.

Разверните листок и покажите своё

«

произведение искусства

»

коллегам.

Мы увидим, что у всех получились разные снежинки! Хотя был дан чёткий алгоритм действий. Почему это произошло?

Мораль данного эксперимента такова: в процессе коммуникации, казалось бы, однозначная информация воспринимается по-разному, что ведет к непониманию друг друга, появлению, в связи с этим напряжения, а значит, возникает опасность конфликта.

Хотя иностранный язык занимает особое положение среди всех учебных предметов, учениками он воспринимается как обычная школьная дисциплина, поэтому специфичность конфликтов присущих урокам иностранного языка выделить трудно.

Поскольку любой иностранный язык – дисциплина межпредметная, здесь

,

как нигде еще, отражена личность педагога и его собственное мировоззрение. В связи с этим, основной тип конфликтов, присущий этой дисциплине – это конфликты типа «ученик-учитель». При обучении навыкам иностранного языка педагог обсуждает с учениками все стороны жизни нашего общества и вынужден делиться с учениками своим мнением по повседневным темам. На почве разногласия мнений по какому-либо вопросу, между учениками, учителем и учениками могут возникать конфликты.

Алгоритм решения педагогических ситуаций.

В целях эффективного воспитательного воздействия в «нештатной» ситуации на личность ребенка рассмотрим алгоритм решения педагогической ситуации. Это совокупность последовательных действий, направленных, с одной стороны, на достижение воспитательного эффекта, а с другой на укрепление контакта в общении между ребенком и взрослым. Систематическое применение алгоритма делает воспитательный процесс более целенаправленным, последовательным и гуманным, предупреждает педагогические ошибки и помогает лучше понять ребенка.

В ходе объяснения вывешиваются карточки с ключевыми словами («Стоп!», «Почему?», «Что?», «Как?», «Действие», «Анализ»)

Первый этап, условно называемый «стоп!», направлен на оценку учителем ситуации и осознание собственных эмоций. Этот этап необходим для того, чтобы не навредить ребенку поспешными действиями и не осложнить отношения с ним.

Второй этап начинается с вопроса «почему?», задаваемого педагогом самому себе. Суть данного этапа заключается в анализе мотивов и причин поступка ребенка.

Третий этап заключается в постановке педагогической цели и формулируется в виде вопроса «что?»: «Что я хочу получить в результате своего педагогического воздействия?» Когда дело касается неблаговидных поступков, каждый педагог хочет, чтобы ребенок прекратил свое недостойное занятие и больше никогда так не делал. Но это возможно только в том случае, если ребенок испытывает чувство неловкости, стыда, а не страха. Как же выйти из этого порочного круга и вызвать у ребенка не страх, а чувство стыда, например? Стыд будет стимулом в том случае, когда педагогическое воздействие направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Если ребенок будет четко осознавать, что он сам хороший, но в этот раз поступил не очень хорошо, тогда у него через чувство стыда (оттого, что он, такой хороший, мог позволить себе недостойный поступок) появится желание действительно больше никогда так не делать. Поэтому, ставя перед собой педагогическую цель, нужно задуматься над тем, как в каждом конкретном случае одновременно показать ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть, понимаете его, но в то же время не одобряете его действия, так как они не достойны такого замечательного ребенка. Такой подход, не унижая и не принижая ребенка, способен вызвать в нем стимулирующее положительное поведение, чувства.

Четвертый этап заключается в выборе оптимальных средств для достижения поставленной педагогической цели и отвечает на вопрос «как?»: «Каким образом достичь желаемого результата?» Продумывая способы и средства достижения педагогического воздействия, учитель должен оставлять свободу выбора за ребенком, ребенок может поступить так, как хочет педагог, а может и иначе. Мастерство педагога проявляется в умении создать такие условия, чтобы ребенок мог сделать правильный выбор, а не заставлять его поступить так, как нужно.

Пятый этап - практическое действие педагога. Данный этап является логическим завершением всей предыдущей работы разрешения педагогической ситуации. Успех практического действия учителя будет зависеть от того, насколько верно он смог определить мотивы и причины поступка ребенка, насколько точно смог сформулировать конкретную педагогическую цель, , насколько правильно он смог выбрать оптимальные способы достижения поставленной цели и насколько умело он смог воплотить их в реальном педагогическом процессе.

Шестой этап - заключительный в алгоритме решения педагогической ситуации, представляет собой анализ педагогического воздействия и позволяет оценить эффективность общения педагога с детьми. Нельзя пренебрегать этим этапом, поскольку он дает возможность сравнить поставленную цель с достигнутыми результатами, на основе чего можно объективно определить эффективность работы педагога и сформулировать новые перспективы.

Как пример предлагается рассмотреть несколько возможных трудных ситуаций на уроках.

Ситуация 1

Урок английского языка. Класс делится на подгруппы. В одной из подгрупп поменялся учитель. При проверке домашнего задания новый преподаватель, не познакомив учащихся со своими требованиями, попросила ответить тему наизусть. Одна из учениц сказала, что раньше им разрешали пересказывать текст свободно, а не наизусть. За пересказ она получила -3, что вызвало ее негативное отношение к учителю. На следующий урок девочка пришла без выполненного домашнего задания, хотя была прилежной ученицей. Учитель после опроса поставила ей 2. Следующее занятие девочка попыталась сорвать, подговорив одноклассников прогулять урок. По просьбе учителя дети вернулись в класс, но отказались выполнять задания. После уроков ученица обратилась к классному руководителю с просьбой перевести ее в другую подгруппу.

Возможное решение конфликтной ситуации: разговор с ученицей с целью возможного исправления оценок (индивидуальные задания).

Ситуация 2

Возник конфликт между учеником и учителем: учитель возмущен плохой успеваемостью ученика и дает ему возможность исправить оценки с помощью реферата, ученик соглашается и на следующий урок приносит реферат. Во-первых, не по теме, а так, как ему вздумалось, хотя и потратил, по его словам, на его подготовку весь свой вечер. Во-вторых, весь помятый. Учитель возмущен еще сильнее и в резкой форме говорит, что это унижение его как учителя. Ученик демонстративно встает и начинает раскачивать ногами вперед и назад, держась за парту. Учитель сначала пытается усадить ученика, но, не выдержав, хватает его и выталкивает из класса, потом отводит к директору, оставляет его там и уходит в класс.

Возможное решение конфликтной ситуации: учителю в данной ситуации стоило быть более сдержанным, поскольку применение физической силы в отношении ученика недопустимо. Для разрешения конфликта скорее всего потребуется вмешательство третьих лиц (директора или завуча), которые позволят сторонам конфликта обсудить возможные варианты его разрешения (новое задание, или пересмотр оценки по текущему реферату)

Ситуация 3

Урок иностранного языка в начальной школе. В классе стояла тишина. Ребята внимательно слушали учителя. И вдруг под партой одного из учеников что-то зашевелилось. Все повернули головы в его сторону. Тут на середину выкатился какой-то комок. Класс захихикал. Учитель насторожился. Ученик покраснел. В его глазах застыл испуг. Ребята перевели взгляд на учителя. Тот подошел к сумке, развязал ее. Оттуда показалась мордочка котенка. Ученик сжался, класс замер.

Возможное решение конфликтной ситуации: учителю взять котенка на руки и сказать о том, что данный ученик молодец, ведь сегодня мы будем впервые знакомиться со словом "кошка", а он забыл принести картинку с изображением котенка. Конфликт будет исчерпан.