Способы вовлечения родителей младших дошкольников в образовательный процесс ДОУ
Кудрявцева Татьяна Михайловна, воспитатель
Медведева Людмила Владимировна
МБДОУ г.Абакана «Детский сад «Сибирячок»
С введением ФОП ДО одним из главных принципов дошкольного образования является сотрудничество образовательной организации с семьей, а также взаимодействие взрослых (родителей и других законных представителей ребенка) с педагогами и детьми. Задача детского сада - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка. [2]
К нам, в детский сад «Санаторный», каждый год приходят малыши. Мы, воспитатели, видим, что современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостатка компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нередко родители выглядят скованными и серьезными, они не умеют играть, фантазировать вместе с ребенком, шалить и веселиться, боясь нарушить «Правила взрослого поведения».
Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоим мы, педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка. [1] В настоящее время одним их самых важных является вопрос о необходимости просвещения и обучения родителей, расширения уже имеющегося у них педагогического опыта и приобретения новых знаний, которые будут способствовать качественному изменению отношений в семье. В своей работе с родителями мы активно используем традиционные формы и методы взаимодействия, такие как:
- родительские собрания, конференции, индивидуальные беседы, круглый стол (помогают реализовать принцип партнерства, диалога, обратной связи);
- организация встреч родителей со специалистами ДОУ;
- проведение групповых праздников, развлечений;
- открытые занятия для просмотра родителями;
- «Дни открытых дверей»;
- мастер-классы;
- тематические прогулки, походы.
- встречи с интересными людьми («Гости группы»);
- квесты для родителей;
- дни добрых дел;
- смотры, конкурсы, выставки, выпуск стенгазет.
Для более эффективного вовлечения родителей в образовательный процесс в ДОУ был создан семейный клуб «Играем вместе», который родители посещают уже несколько лет. Целью клуба «Играем вместе» является создание условий для гармонизации детско-родительских отношений.
На пути к достижению поставленной цели мы решаем ряд сопутствующих задач:
создать представлени
я у родителей о психологических
особенностях ребенка раннего возраста и
способах
гармонизации детско-родительских отношений;
сформировать у родителей практический опыт игрового парт
нерства с детьми;
использовать знания и практический опыт родителей;
о
бъединять усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;
обобщать положительный опыт семейного воспитания.
Участвовать в работе клуба приглашаются все желающие родители и члены семьи, а также привлеченные специалисты в соответствии с выявленными п
редварительно запросами.
Игровые сеансы с детско - родительскими парами проводятся 2 раза в месяц по тематическому плану (например – «Ежик», « Заяц», «Солнце», «Следы», «Песочный ветер» и т.д.). Длительность игровых сеансов с детьми и родителями составляет 15-20 минут в вечернее время. При проведении игровых сеансов мы используем разнообразные игры с речевым сопровождением, стихи, потешки, подвижные игры, телесно-ориентированные игры и расслабляющие упражнения. Для снятия физического и психического напряжения, для регуляции процессов возбуждения и торможения у ребенка проводим игровой массаж; арт - терапевтические упражнения ( музыкально – ритмические упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками), пальчиковые игры.
Педагоги и специалисты детского сада (учитель – логопед, инструктор по физической культуре, педагог – психолог, музыкальный руководитель) на сеансах игротеки применяют разнообразные игры с использованием элементов дыхательной гимнастики, различного рода движений, гимнастики вдвоем, изготовление игрушек из различных подручных средств – ткани (материи), лент, коробок, губок, бумаги, ваты, салфеток, круп, теста, природного материала. Под девизом «Творим, фантазируем, воображаем» мы предлагаем родителям игровые задания для активизации творчества в домашних условиях. Например: «Раскрась и отгадай», «Найди путь – дорожку», «Помоги зайчику», « Загадки ежика». На родительских собраниях, при просмотре мультимедийных презентаций, видеоклипов обсуждаем вопросы воспитания и развития ребенка. Создали картотеку для родителей «Пальчиковые игры», «Вечерние игры», «Наблюдаем за природой», «Опыты дома». Совместно с родителями мы разработали памятку «Условия для создания и обеспечения в семье всестороннего гармоничного развития детей младшего дошкольного возраста». Результатом совместной работы с детьми и родителями стала легкая адаптация малышей в группе. Родители стали активнее участвовать в совместных выставках с детьми (по темам «Осенняя пора», «Елочка зеленая», «Я рисую обо всем»), больше задают вопросов, часто пользуются картотекой игр, поэтому наши дети знают много стихов, потешек, игр. Совместные занятия являются своеобразным мастер – классом для родителей, которые раскрывают для себя секрет гармоничного взаимодействия с ребенком. А неформальная атмосфера игровых сеансов способствует более активному и открытому общению педагог – родитель – ребенок. Благодаря деятельности семейного клуба для детей и родителей «Играем вместе» наладилась прочная взаимосвязь с семьями воспитанников, родители стали проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей.
Вся информация о мероприятиях, проводимых в детском саду, размещается на сайте детского сада. Любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями воспитательно - образовательного процесса в ДОУ, узнает последние новости, и таким образом, всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система взаимодействия с родителями. Использование разнообразных форм работы в образовательном процессе ДОУ дало определенный результат. Родители становятся более активными участниками не только предложенных детским садом мероприятиях, но и вносят свои предложения по улучшению дальнейшей совместной деятельности, тем самым повышая свою педагогическую культуру и компетентность.
Список литературы
Ларичева Е.В. Развивающие занятия для родителей и детей. СПб
.:
Речь;
М.Сфера
, 2011г.
Микляева
Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. Айрис – Пресс 2006г.
Приказ Министерства образования и науки РФ
№1155 от 17.10.2013г.
«
Об учреждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»