Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ №9» (дошкольное отделение)
Статья
«Становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников»
Подготовила воспитатель высшей категории:
Кубышина ТМ
г.о Кашира 2024г
«Здоровье детей – важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности и бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А. Сухомлинский
Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.
Улучшение состояния здоровья нового поколения - важнейшая задача современности. Это связано с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается непрерывный рост общего уровня заболевания среди дошкольников. Большое значение в создании благоприятных условий для формирования здорового образа жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка - проблема не только медицинская, но и педагогическая. Правильно организованная воспитательная- образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. Изучая данную проблему ученые отметили, что «…представление детей о здоровье во многом зависит от профессиональной компетентности педагогов и уровня просвещения родителей воспитанников детских садов, в рассматриваемой области знаний выступают одним из основных факторов формирования у детей положительного, а значит, с нашей точки зрения, ценностного отношения к здоровью». Поддерживая эту точку зрения, можно считать, что для воспитания ценностного отношения к своему здоровью у дошкольников очень важно: сформировать мировоззрение педагога в области само ценности собственного здоровья и здоровья воспитанника. Воспитатель каждым своим шагом и действием должен являть собой модель здорового поведения.
Из этого следует, что отношение детей к здоровью как к ценности трансформируется на протяжении всего дошкольного возраста и напрямую зависит от сформированности этого понятия в сознании. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Так как это понятие сложное и многогранное, в младшем дошкольном возрасте дети не в состоянии овладеть им даже на уровне общего представления. Дети в этом возрасте понимают, что значит болеть, но дать самую элементарную характеристику здоровью пока не могут. В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не-болезни». Отсюда и отношение к здоровью как к чему-то абстрактному. Однако установить элементарную причинно-следственную связь между поведением человека и его здоровьем дети среднего дошкольного возраста уже могут. Например, угроза со стороны внешней среды (холодно, сквозняк и т.п.), от своих собственных действий (ел снег, намочил ноги, пил холодный морс и т.п.). В старшем дошкольном возрасте, как указывают А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развитие способностей и интересов. Благодаря возрастанию опыта личности, отношение к здоровью существенно меняется. «В определении здоровья дети начинают выделять не только физический, но и психический и социальную компоненту здоровья (там все кричали, ругались, и у меня заболела голова)» и др. Все вышесказанное свидетельствует о том, что формирование ценностей к ЗОЖ детей необходимо начинать именно к 5-6 годам. Дети старшего дошкольного возраста уже вполне осознанно и независимо выполняют культурно-гигиенические процедуры, в привычку входит мыть руки, быть опрятными, полощут зубы после еды, пользуются носовым платком, аккуратно складывают одежду, следуют режиму дня. Ребенок может контролировать качество выполнения культурно-гигиенического умения и навыка, стремится объяснить другому значимость их выполнения для сохранения здоровья, приводит примеры из личного опыта. Нельзя не согласиться с мнением ученых, однако, как показывает личный опыт, начинать работу по формированию определенных знаний и умений в области ЗОЖ лучше с детьми младшей группы. Делать это постепенно, ненавязчиво, но системно. Также нельзя забывать о том, что для организационной работы по формированию у детей основ культуры здорового образа жизни необходим комплексный подход. Организационная работа будет эффективной лишь при условии тесного взаимодействия педагогов, медицинских работников, администрации ДОУ и родителей. Основная цель для меня как воспитателя на данном этапе состоит в том, чтобы дать детям конкретные рекомендации по сохранению своего здоровья и ценностному отношению к нему. Отталкиваясь от поставленной мною цели, в ходе работы по ЗОЖ определила для себя следующие задачи:
Помочь детям в привитии и закреплении культурно - гигиенических навыков.
Сформировать у детей
общее представление о здоровье, как о ценности,
научить беречь свое здоровье и заботится о нем.
Для осуществления данных задач первым делом создала в группе благоприятную атмосферу, которая способствует хорошему настроению детей. Далее в процессе повседневной работы обучаю детей основным гигиеническим навыкам, чтобы у каждого ребенка появилось понимание их значения и важности для здоровья. Стараюсь приучить детей самостоятельно: закатывать рукава, хорошо намыливать руки, тщательно ополаскивать, мыть лицо, досуха вытирать личным полотенцем, пользоваться носовым платком. Не все дети любят мыть руки, в процессе работы объясняю, что руки моют для того, чтобы они были чистыми, чтобы на них не было микробов, а также объясняю на примерах сказочных героев, что грязные руки – это некрасиво. При формировании культурно-гигиенических навыков использую такие приемы, как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение, индивидуальная беседа.
Наиболее значимы в моей работе народные пословицы и поговорки. Я их стараюсь использовать во всех видах деятельности. Они доступно сообщают детям необходимые знания о здоровом образе жизни, продуктах питания, гигиене тела и жилища. «Береги платье снову, а здоровье смолоду», «Лук – от семи недуг». Произведения устного народного творчества использую и при проведении пальчиковых упражнений, бодрящей гимнастики в кровати после дневного сна, физминутках в ходе проведения занятий. Во время проведения утренней гимнастики использую музыкальное сопровождение. Музыка способствует эмоциональной отзывчивости, позволяет менять темп, ритм движений, повышает двигательную активность. В летний период утреннюю гимнастику провожу на свежем воздухе. Привлекаю детей к показу упражнений, это повышает их самооценку, дисциплинирует. Важную роль в формировании здорового образа жизни играет прогулка. Стараюсь проводить прогулки максимально насыщено (подвижные игры, спортивные упражнения, оздоровительные пробежки и др). Регулярно организую дни здоровья, спортивные развлечения, досуги. Большое значение в становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников имеет положительный пример в поведении взрослых. На родительских собраниях, консультациях родителям советовала литературу, брошюры. Оформила «Уголок здоровья». Родители стали больше уделять времени и внимания формированию у детей полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек.
Таким образом, можно с уверенность сказать, что если: проводить
работу с детьми, целенаправленно, систематически воспитывать привычки ЗОЖ, все это будет способствовать формированию ценностного отношения здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Литература:
Анохина И.А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации // У.: УИПКПРО.2008
Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации //
У.:ИПКПРО.2007
Анохина И.А. Индивидуальный подход в
физультурно
-оздоровительной работе ДОУ: методические рекомендации //У.: ИПКПРО.2006
Анохина И.А. О
компетентностном
подходе в области организации культуры здоровья по работе с дошкольниками // У.: УИПКПРО.2013
Анохина И.А. Эмоциональный комфорт ребенка в группе – важный показатель социального благополучия в группе // У.: ИПКПРО.2007
Анохина И.А. Интегрированный подход в формировании физического развития детей дошкольного возраста // У.: УИПКПРО.2011
Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века //
М. :
Гардарики
. 2008
Закон об образовании: гл.7 Общее образование. ст.63 // 2012
Коломийченко Л.В. Я - компетентный родитель: Программа работы с родителями дошкольников //М.: ТЦ Сфера.2013
Павлова М.А.,
Лысогорская
М.В.
Здоровьесберегающая
система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий // В.: «Учитель».2009
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /
Под.ред
.
Н.Е.Вераксы
,
Т.С.Комаровой
,
М.А.Васильевой
// М.: Мозаика-Синтез.2012