Становление профессионального лидера
(из опыта применения воспитательных педагогических технологий в сочетании с современными инновационными методиками организации воспитательной работы Кировского медицинского колледжа)
Пантелеева Е.А., преподаватель
КОГПОБУ «Кировский медицинский колледж»
Современный мир, его стремительное развитие ставит подчас взрослых людей в тупик. Мы не всегда успеваем за теми изменениями, которые происходят в политической, социальной, экономической и других сферах жизни общества, не можем правильно сориентироваться в той или иной ситуации.
Образование должно включать не только знания и навыки, но и духовные, моральные ценности, которые объединяют общество и формируют личность гражданина и выпускника - профессионала.
Проблема воспитания Лидера сейчас наиболее актуальна: без воспитания позиции лидера невозможно существование страны-лидера. Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию «активная гражданская позиция» его первоначальный смысл. Наличие такой позиции человека - есть проявление лидерских качеств.
Кировский медицинский колледж, в профессиональном образовании непрерывно применяет традиционные, проверенные временем педагогические технологии в сочетании с современными инновационными методиками и практиками наставничества в организации воспитательной работы, определяя настоящее и будущее своих воспитанников. Задача колледжа определяется созданием образовательного пространства для запуска процессов саморазвития и самопознания студента как стимула профессионального и гражданского становления.
Для реализации целей, направленных на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие их социальной, общественной и профессиональной активности, поддержку и реализацию социальных инициатив в колледже действует Школа актива «Лидер». Данный проект профессионального становления создан по инициативе студентов колледжа как опыт, необходимый молодому поколению вступить во взрослую жизнь. Научиться опыту можно только на практике.
Деятельность Школы актива направлена на решение следующих задач:
- повышать устойчивый интерес к будущей профессии через личную и социальную активность;
- повышать эффективность общения через информационно-коммуникативные технологии;
- формировать лидерские качества через навыки продуктивно индивидуальной и групповой работы;
- формировать умение брать на себя ответственность за работу членов коллектива, за результат выполнения команды.
Содержание программы Школы обсуждается на воспитательном совете колледжа, а разработка – творческой группой в составе педагога-психолога, педагога-организатора и студентов – активистов колледжа. К работе привлекаются представители учебных заведений СПО города Киров и Министерства молодежной политики области. По итогам работы Школы оформляется творческий отчет (видеоролик, презентация – анализ дня, газета) для преподавателей и студентов колледжа.
Итак, Школа актива. Такие обычные и привычные для нас два слова. Не будет ложью, если заявить, что каждый студент их слышал, но не каждый смог почувствовать всё то, что включает это словосочетание.
В переводе с научного термин «школа актива» означает «массовая миграция самых успешных людей в ряды общественников. Но прежде всего - это необычный формат, эмоции, накал страстей, разнообразие идей и мероприятий в рамках занятия, умение слушать и слышать друг друга. Всё это необходимо увидеть, а еще лучше в этом участвовать.
Студент пришел в учебное заведение. Он видит своих преподавателей и сокурсников. Но так как ему мало только одной учебы, он начинает подключаться ко всем мероприятиям, которые проходят в учебном заведении. Наступает момент, когда он начинает активно продвигать свои идеи и теперь задумывается всерьёз: «Ребята! Надо же что-то делать! Но вот беда! Кто бы научил, рассказал и показал - как делать это «что-то». И вдруг он видит объявление – приглашение посетить Школу актива, где ему помогут реализовать «это самое…что-то», - и он уже с интересом читает дальше: «Приходи! Не пожалеешь! Ты приобретешь новых друзей, единомышленников, научишься креативно мыслить, получишь толчок развиваться и двигаться вперед, воплощать мечты. Ты найдешь себя. Сделайте мир вокруг себя лучше прямо сейчас». Перед студентом открывается дверь в еще один, пока еще мало известный для него мир.
Программа дня Школы строится по определенному алгоритму. Рассмотрим один день проекта Школы актива «Лидер»:
Тема: «Ступень к успеху».
Участники Школы
знакомятся с видеороликом, созданным по итогам прошлого за
нятия,
обсуждают цели и задачи нового дня;
2) слушают лекцию-презентацию по теме дня. В процессе лекции
3) разбиваются на инициативные группы для практической деятельности
4) приступают к практическим тренингам (техника «Вертушка»): «Путь к успеху», «Уроки успеха», «Я буду упорствовать, пока не добьюсь успеха»;
5) участвуют в разработке творческого проекта тем «Вертушки общения» по одной из предложенных форм работы (видеоролик, творческий показ, выпуск газеты, интервью, фотоотчет и т.д.);
6) презентуют собственный проект «Успеха»;
7) участвуют в рефлексии дня для определения рисков (например, вероятность получения незапланированных результатов, когда ожидания деятельности и реальность не совпадают; принятие неверных решений, вероятность межличностных отношений и т.д.) и коррекции деятельности;
8) получают задание, которое реализуют в группах колледжа.
Школа актива «Лидер» пользуется большой популярностью среди студентов. Доказательство тому - преемственность поколений. Первое занятие состоялось в 2008 году, с тех пор сотни участников Школы «Лидер» закончили колледж. Опыт, приобретенный на практических занятиях Школы, помогает выпускникам в профессиональном становлении: начиная с развития гибких навыков самопрезентации, получения новых знаний с помощью самообразования, уровня достижений, моральных принципов и правил поведения в процессе труда до сознательного анализа своей значимости в профессии, соотнесения себя к профессиональному сообществу и, главное, завоевание статуса высококвалифицированного специалиста.
Школа Актива - это искра тепла, новых идей и веры в будущее, а самое главное - готовность это самое будущее вершить. Это бесценный опыт становления профессионального лидера.
Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года.
3. Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика: Просто о сложном: Популярные очерки и этюды / Б.М. Бим-Бад. - М.: МПСУ, МОДЭК, 2018. - 144 c.
4. Бурмистрова Е. В. Методика и технология работы педагога. Организация досуговой деятельности // Учебное пособие. – 2020
5. Факторович, Алла Аркадьевна. Педагогические технологии: Учебное пособие для СПО / А. А. Факторович . – 2. изд., испр. и доп . – Москва : Юрайт, 2020 . – 128 с.