Развитие логического мышления и способностей к творческому самовыражению у школьников младшего возраста через овладение Тико – конструированием на занятиях объединения ?ТИКО-мастера? Автор: Фролов Дмитрий Валентинович Организация: МБУ ДО ?Еткульский РДДТ? Населенный пункт: Челябинская область, с. Еткуль. В объединении ?ТИКО-мастера? создаются условия для всестороннего и гармоничного развития обучающегося. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию. Объединение моделирования ?ТИКО-мастера? - это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для успешного обучения ребенка в школе. На занятиях предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение обучающегося в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у обучающегося пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия. Конструирование в объединении – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и обучающегося, обучающихся друг с другом. Развитие у обучающихся образного мышления и пространственного воображения даст возможность в будущем ученику разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве. Воспитанники познакомятся с основными геометрическими фигурами, их параметрами, будут тренировать глазомер. Научатся видеть в сложных объемных объектах более простые формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др. Конструкторская деятельность направлена на формирование у детей способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, на развитие изобразительных, конструкторских способностей, формирование элементарного логического мышления. Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность. В объединении ?ТИКО-мастера?, обучающиеся успешно владеют основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, в коллективе, увлекаются самостоятельным техническим творчеством. Для обучающегося важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. В объединении ?ТИКО-мастера? создаются для этого самые благоприятные возможности. Уже с первого года обучения, дети создают конструкции на различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию. В дальнейшем, когда дети осваивают навыки креативного моделирования и приобретают способность синтезировать свои собственные конструкции, рекомендуем организовывать выставки индивидуальных работ обучающихся. Занятия с образовательными конструкторами ТИКО знакомят воспитанников с тремя видами творческого конструирования: 1) Свободное исследование, в ходе которого обучающиеся создают различные модификации простейших моделей. 2) Исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого обучающиеся строят заданную модель. 3) Свободное, неограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого обучающиеся делают модели по собственным проектам. В процессе занятий обучающиеся много работают со схемой и учатся: - делать выбор комплектующих по схеме; - собирать модели по готовой схеме и силуэтному изображению; - создавать собственные схемы (посредством чертежа, рисунка или аппликации). Кроме этого, на занятиях по ТИКО-конструированию педагог обращает внимание обучающихся на понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности. В объединении ?ТИКО-мастера? занятия проходят два раза в неделю: часть занятий посвящается знакомству с новыми математическими понятиями, приемами и способами конструирования, часть занятии дети повторяют изученную тему на тематическом материале. Педагог организует конструирование по заданной теме. Обучающиеся могут сами заранее выбрать тему для конструирования или работать по теме, предложенной педагогом. Важно, чтобы выбор темы расширял познания детей об окружающем мире, способствовал развитию познавательного интереса маленького ?строителя?. Раз в месяц педагог организовывает выставку, которая демонстрирует родителям достижения их детей – ТИКО-поделки, объединенные единой тематикой. В объединении ?ТИКО-мастера?, методический и дидактический материал, разработанный для работы с конструктором ТИКО, позволяют педагогу направить главное внимание и силы воспитанников на реальное развитие творческого созидательного потенциала личности. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: Логинова И.В,?Программа дополнительного образования детей ?Тико-конструирование?. [Текст] / И.В. Логинова?– Великий Новгород:?Н Г У им. Ярослава Мудрого, 2011. Логинова И.В, Программа дополнительного образования детей ?ТИКО-мастера?. [Текст] / И.В. Логинова?– Великий Новгород:?Н Г У им. Ярослава Мудрого, 2011. Логинова И.В,?Тетрадь по Тико-моделированию для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.?[Текст] / И.В. Логинова?– Великий Новгород:?Н Г У им. Ярослава Мудрого, 2011. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Развитие логического мышления и способностей к творческому самовыражению у школьников младшего возраста через овладение ТИКО