Тема статьи:
«Духовно – нравственное воспитания у младших школьников»
Нижний Новгород
МКОУ "Санаторная - школа интернат№5»
Составитель: воспитатель
Табунова Е.Н.
В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.
Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственную культуру. Глубокие преобразования, происходящие в РФ и в целом в мире, к сожалению, изменили ориентиры молодежи в духовно-нравственном воспитании. В настоящее время в обществе процветают безверие, бездуховность, агрессивность. Чтобы воспитать образованных людей, необходимо повышать уровень личных качеств, связанных с высокой нравственностью, формировать сферу морали, которая окружает мир маленького человека, развивать в нем уважение и доброжелательность к людям. Воспитывать высоконравственные нормы поведения, нравственную личность.
Нравственность конкретного человека — это усвоенная, внутренне принятая общественная мораль, которая регулирует его индивидуальное поведение, опираясь на мировоззренческие убеждения и чувство совести.
Распространение духовных ценностей — особый вид деятельности, целью которого является повышение культурно-образовательного уровня людей. В результате такой деятельности обогащается духовная жизнь общества и формируется более возвышенный внутренний мир людей, возникают высшие духовные потребности. Высокие духовные запросы обязательно будут побуждать людей к созданию духовных ценностей, духовному творчеству, духовному общению.
Одна из важнейших задач духовно-нравственного воспитания — осознание школьниками духовных ценностей как на основе усвоения их значения для конкретного сообщества людей (социального, духовного), так и извлечение личностного смысла этих ценностей. Эта задача обусловлена стремлением человека к смыслу, самоопределению, что является условиями сохранения духовного здоровья и становления духовного знания (по мнению Макаренка, «...духовным знание становится тогда, когда оно превращается в личностно значимое»). Л. Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая — наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра. К. Ушинский, заложивший научные основы педагогической мысли в России, особенно подчеркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы развития индивидуальности. В статье «Об этических элементах в воспитании» он утверждал, что нравственность не является необходимым следствием учености и умственного развития. Этическое воспитание важнее, чем развитие ума вообще, наполнение головы знаниями.
Можно добавить, что образование ума невозможно без развития нравственного сознания и опыта воплощения в жизнь моральных ценностей и стремлений.
Перед образовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Это связано с формированием духовно-нравственных качеств личности школьника.
Мы поставили перед собой задачу создать педагогические условия для возможности духовно-нравственного воспитания школьников совместно с семьей, в союзе с родителями. При этом мы учитывали особенности изменения общения с семьей в соответствии с возрастом ребенка. Для этого учителю необходимы не только знания предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направлять свою деятельность на духовно-нравственное воспитание в направлении взаимодействия с родителями.
Решая только на уроке моральные проблемы, учитель не сможет в полной мере раскрыть возможности для духовно-нравственного развития младших школьников. Воспитательная работа охватывает и внеурочную деятельность. В ней создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных моральных отношений взаимопомощи, доброжелательности, ответственности, принципиальной требовательности. В ней развиваются и творческие способности учащихся, что способствует их духовному развитию. Ведущими формами внеурочной деятельности, направленными на развитие моральных качеств личности, являются кружки и спортивные секции, факультативы, работа над проектами, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ, экскурсии, различные школьные соревнования, конкурсы, олимпиады. К внеурочной деятельности возможно и нужно подключать деятельность родителей.
Опыт нашей работы со школьниками по формированию у них духовно-нравственной культуры показывает, что решить эту проблему невозможно без взаимодействия педагогов и родителей.
По мнению В. Сухомлинского (1999), отношения учителя и ученика «должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными» (с. 355). Их может объединить духовная общность, при которой забывается, что педагог — руководитель и наставник. Не менее важно создать духовную общность родителей, администрации и учителей. Для этого В.О. Сухомлинским был организован «родительский университет», школа молодых родителей, где они получали от учителей и директора педагогические знания. Некоторые аспекты проблемы педагогической поддержки семьи в контексте семейного воспитания получили отражение и в современных социологических, педагогических и психологических исследованиях.
Взаимосвязь школы и семьи в решении этой социально-педагогической проблемы, как мы считаем, может быть определена в результате исследования психолого-педагогических особенностей детей, так как главным внешним влиянием для ученика младшего возраста (7-10 лет) являются его родители и классный руководитель. Принятие морали родителей иногда сменяется принятием морали учителя. Но для этого учитель должен иметь авторитет у школьников, не заменять, а дополнять родителей, взаимодействовать с ними по всем образовательным проблемам. Любовь к детям, педагогический такт, как центральные личностные качества родителей и профессиональной готовности учителя, — это основные принципы духовно-нравственного образования младших школьников в совместной работе школы и семьи.
В процессе формирования и развития психической деятельности (мышления, памяти, воображения, восприятия) младший школьник познает красоту мироздания, учится работать творчески, задумывается о своих поступках, взаимоотношениях в классе, о своем предназначении в мире — то есть развивается духовно. С помощью бесед, уроков, экскурсий, игр, трудовой деятельности учитель помогает ребенку развить и первые моральные качества: не обижать одноклассников, уважать учителя и родителей, помогать ближнему. В начальной школе формируются основные черты характера личности. Мы считаем, что младший школьный возраст является особым периодом в духовно-нравственном становлении человека, поэтому на учителей начальных классов и родителей ложится особая ответственность. При этом необходим педагогический сопровождение духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье, который можно охарактеризовать как систему деятельности школы по оказанию профилактической и оперативной помощи семье в формировании базовых ценностей, духовности и нравственности ребенка. Он строится на принципах гуманности, взаимопонимания, единства требований школьных педагогов и родителей, толерантности к родителям и детям разных убеждений и культур.
Взаимообогащение духовной сферы школьника происходит при посещении им уроков, кружков, курсов, факультативов, спортивных секций; коллективных экскурсий; походов в музеи, театры и т.д. Для детей особенно важен позитивный влияние окружающего духовно-нравственного общества: семьи, школы, одноклассников. Негативное влияние он получает в аморальных компаниях сверстников, часто в интернете. В младшем школьном и подростковый период позиция родителей и учителей у многих детей вызывает протест. На наш взгляд, сильные духом, нравственно воспитанные школьники могут бороться с возникающими чувствами непринятия морали учителей и родителей. Главной целью духовно-нравственного образования в подростковом возрасте является процесс глубокого обновления человека, во главе которого должно стать развитие души и разума, основанные на совместной работе школы и семьи.
В результате нашего исследования удалось выявить основные средства работы учителей школы и семьи в духовно-нравственном образовании школьников:
1. Общение и совместная деятельность с учителем и семьей.
2. Обучение культуре веры и школьных предметов, выделяя моральную составляющую каждого урока.
3. Участие в мероприятиях совместно с родителями.
4. Посильная общественно-полезная работа.
5. Участие в познавательных экскурсиях вместе с родителями.
6. Благотворительность.
Такие мероприятия объединяют семью и школу, благотворно влияют на духовно-нравственное развитие детей.
Подключение родителей к внеурочной деятельности школьников является не только способом более глубокого познания ими детей, но и стимулом самообразования самих родителей. Особую важность в воспитании школьников приобретает совершенствование взаимодействия школы и семьи путем повышения педагогической культуры родителей с помощью специальных лекций и семинаров, на которых они овладевают знаниями о методах, средствах духовно-нравственного воспитания детей, оценивают влияние социума на формирование их духовно-нравственных ценностей и возможности традиционной (искусства, фольклора) культуры в процессе духовно-нравственного образования детей.
Форма совместной работы школы и семьи, которая показала себя очень эффективной, — беседы учителей с родителями как индивидуальные, так и групповые. Одна из форм групповой беседы — групповое обсуждение, которое проводится под руководством учителя, наиболее острых вопросов семейного воспитания с участием всех участников образовательного процесса. Работа учителя с родителями становится более продуктивной, если объектом его наблюдения и изучения будут типичные ошибки родителей в духовно-нравственном воспитании. Понимание их причин, поиск путей их исправления облегчат учителю контакт с родителями, помогут родителям справиться с трудностями воспитания детей в семье, направят школьников на духовно-нравственное развитие. В дискуссиях с родителями мы обсуждаем возможности применения различных способов поощрений и наказаний, адекватность наказания проступку и возрасту ребенка, прогнозируем развитие их отношений с ребенком после применения того или иного вида поощрения или наказания, анализируем и оцениваем духовно-нравственное воспитание детей.
В результате проведенного исследования мы определили основные направления взаимодействия школы и семьи с целью духовно-нравственного образования учащихся:
1. Повышение уровня педагогической культуры, формирование у родителей знаний об особенностях духовно-нравственного образования детей.
2. Совместная внеурочная деятельность школы и семьи по духовно-нравственному развитию школьников: экскурсии, походы, благотворительность, субботники и т.д.
3. Создание комфортного морально-психологического климата в школе и семье.
4. Овладение стилем взаимного доверия родителей, педагогов, учащихся.
5. Знание мира ребенка, его переживаний, духовных и нравственных установок.
Не подлежит сомнению то, что перед семьей и школой стоят общие цели и единые задачи: формирование личности ребенка, ее духовно-нравственное развитие. Осуществление этих задач возможно только в тесном контакте учителей и родителей, их полноценном сотрудничестве в условиях взаимопонимания и взаимопомощи. Успех воспитания во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы на духовно-нравственное образование детей с учетом психологических и возрастных особенностей школьников.
Значение начальной школы в формировании полноценной, духовно-нравственной, целостной личности нельзя переоценить. Эта ступень развития человека неповторима ценностной характеристикой. Исследования специалистов-психологов говорят о том, что младший школьный возраст как раз является наиболее восприимчивым к усвоению морального кодекса правил и норм. Это позволяет своевременно заложить фундамент развития личности. Моральное развитие личности в младшем школьном возрасте опирается на чувства, эмоциональную чуткость детей.
Вывод
Изучив проблему духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, мы пришли к выводу, что нравственное воспитание не является отдельным воспитательным процессом. Формирование моральных качеств возможно и происходит в процессе многогранного развития и деятельности школьников. Необходимо создавать условия для развития этих качеств как родителями, так и учителями. Перспективным считаем дальнейшие исследования в данном направлении. Нужно развивать все многосторонние формы духовно-нравственного воспитания школьников, учитывая их возрастные изменения
Список использованной литературы
1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа. 2005. № 11. С. 68-71. 2. Айтуганова С. Г. Управление самостоятельной работой обучаемых с целью активизации учебной деятельности // Проблемы педагогики. 2014. С. 13-19. 3. Аминова Д.К., Цахаева А.А., Аминов У.К. Реализация комепентностной парадигмы психологической безопасности личности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета: Серия: Психолого-педагогические науки. 2016. №3. С. 33-36. 4. Артюхова И. С. Ценности и воспитание // Педагогика, 1999. С.78-80.
5. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. М.: Просвещение, 1979. 534 с.
6. Бабанский Ю.К. Педагогика: курс лекций. М.: Просвещение, 1988. 354 с. 7. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании // Педагогика, 2005. С. 67-68. 8. Белоусова Т.Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. М., 2011. С. 15–19. 9. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. М.: Просвещение, 1975. 254 с. 10. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986. 361с. 11. Вальцев С.В. Являются ли психические потребности духовными? // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 7. С. 8-10. 65 12. Вальцев С.В. Духовность как один из факторов развития системы образования // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 8. С. 22-25. 13. Вальцев С.В. Духовность как ценностная основа образовательного процесса // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 6. С. 14. Вальцев С.В. Педагогический аспект понятия духовность // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1. С. 8-12. 15. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психические развития ребенка до поступления в школу. М., 2000. 16. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. М., 1991. 123 с. 17. Выготский Л. С. Психология искусства / М., 1987. 244 с. 18. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. СПб.: Москва, 2009. 221 с. 19. Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера / Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1983. 121 с. 20. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.: Лабиринт, 1999. 352 с. 21. Галигузова Л. Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие/ М.: Владос, 2007. 301 с. 22. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте /ВКА. Возрастная и педагогическая психология. М., 1973. С.66-97. 23. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Воспитание и социализация младших школьников // Педагогика. 2009. № 5. С. 7-27. 24. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России (Стандарты второго поколения). М., 2009. 25. Детская психодиагностика: Практ. занятия: Метод. указания / Ин-т «Открытое о-во»; Сост. Ю.В. Филиппова. Ярославль, 2003. 38 с. 66 26. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности. / М.: Просвещение,1977. 376 с. 27. Духовно-нравственное воспитание учащихся в современных социокультурных условиях: учебно-методическое пособие/ под редакцией Матвеева Н.С., Гудкова Т.В., Алтыникова Н.В. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. 99 с. 28. Иванова И. М. Проектирование воспитательной системы «Становление личности ребенка в начальной школе» // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 1. С. 105-107. 29. Иващенко Ф. И. Труд и развитие личности школьника. М., 1987. 320 с. 30. Каиров И.А. Азбука нравственного воспитания / М., 2006. С. 201. 31. Каиров И.А. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / М.: Просвещение, 1997. 318 с. 32. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. - Ростов- на-Дону, 1987. 132 с. 33. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику. М. 1975., 176 с. 34. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] // Вестник образования. 2009. № 17. С. 9 – 31.
35. Короткова Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки // Начальная школа плюс До и После. 2007. № 11. 36. Косачев И. П. Нравственное воспитание младшего школьника в процессе обучения и воспитания/ М.: АРКТИ, 2005. 51 с. 37. Кузнецова Л.В. Гармоническое развитие личности младшего школьника/ М., 2008. С. 24. 38. Кулагина Н.В. Личность школьника: от задержки психического развития до одаренности: Учеб.пособие. М., 1999. С. 124. 67 39. Лихачёв Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. Учеб.пособие по курсу для студ. пед. ин-тов/ М.: Просвещение, 1985. 176 с. 40. Лобанов П. А. Личность школьника как один из центров системы ценностей образования // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 7 (25). С. 120-121. 41. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития, М., 1974. 176 с. 42. Макаренко А. С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. 43. Маклаков А.Г. Общая психология / СПб., 2004. С. 318. 44. Малиночкин Э.Т. Педагогика / М., 2008.С. 430. 45. Матвеева Н.С. Условия повышения эффективности и качества нравственного воспитания //Актуальные проблемы науки: сб. науч. тр. по материалам Между. науч.-практ. конф. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес –наука – Общество», 2011. С. 79-80. 46. Михайлова Е. В. Педагогические условия формирования нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности: диссертация.. кандидата педагогических наук: М, 2007. 238 с. 47. Николаева Л. В., Слепцова Г. Н. Ценностное воспитание личности в поликультурной среде // Проблемы педагогики. 2014. № 1 (1). С. 4-6. 48. Носатов А.А. Возрастная психологий: детство, отрочество, юность: Хрестоматия. М., 1999. 331 с. 49. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. 350 с. 50. Педагогическая диагностика в школе /Под ред. А.И.Кочетова. Минск, 1997. 223 с. 51. Петрунина М.А. Формирование социальной активности обучающихся: уч. пособие. Оренбург: ГБУ РЦРО, 2016. 56 с. 68 52. Портфолио обучающегося начальной школы / Автор- составитель Е.А.Андреева Н.В. Разваляева. М.:Планета, 2012. 112 с. 53. Психолого-педагогическое образование в вузе: прошлое, настоящее, будущее: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 45-летию кафедры психологии ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова» // ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова». Ульяновск, 2014. ред. Н.Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. С. 22-123. 54. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
55. Сергеева В.П. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования. М.: Граф-Пресс, 2002. 144 с. 56. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем. М.,1986. 44 с. 57. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1979. 124 с. 58. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1981. 108 с. 59. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: Дрофа, 2005. 557 с. 60. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 158429/ 61. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития//Вопросы психологии. 1998. №1 С. 3-19. 62. Цахаева А.А., Аминов У.К., Аминова Д.К. Реализация психологического ресурса адаптивного поведения в процессе развития личности//Известия Дагестанского государственного педагогического университета: Серия: Психолого-педагогические науки. 2014. №3. С. 33 -36. 63. Чистякова С. Н. Трудовое воспитание в школе. М.: Просвещение, 1990. 301 с. 69 64. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: Педагогические методики. М.: Педагогический поиск, 1997. 75 с. 65. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.: Педагогический поиск, 1997. 7
Духовно -нравственное воспитание младших
В статье раскрываются проблемы духовно-нравственного воспитания школьников, особенности взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном просвещении школьников. Делается акцент на необходимости такого взаимодействия с учетом психологических и возрастных особенностей детей, знаний родителями этих особенностей. Определены основные направления взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного образования учащихся. Проблемой исследования является создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания школьников совместно с родителями, с семьей, последовательность особенностей изменения этих отношений с возрастом ребенка. Отмечается, что для решения этой проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание в направлении взаимодействия с родителями. Решая только на уроке нравственные проблемы, учитель не сможет в полной мере раскрыть возможности для духовно-нравственного развития младших школьников. Воспитательная работа охватывает и внеурочную деятельность. С помощью бесед, уроков, экскурсий, игр, трудовой деятельности учитель помогает ребенку развить и первые нравственные качества: не обижать одноклассников, уважать учителя и родителей, помогать ближнему. В начальной школе формируются основные черты характера личности. Младший школьный возраст является периодом в духовно-нравственном становлении человека, поэтому на учителей начальных классов и родителей возлагается особая ответственность. В результате исследования пришли к выводу, что нравственное воспитание нельзя отделить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование нравственных качеств протекает в процессе многогранной деятельности детей. Перед учителем стоит задача, независимо от ситуации, создавать условия для развития этих качеств.