Автор статьи: Савчук Валентина Владимировна
Должность: воспитатель ГПД

Формирование читательских интересов у школьников с интеллектуальными нарушениями, в условиях коррекционного учреждения. 
Особое место в коррекционных учреждениях занимает ознакомление учащихся с художественной литературой как средством общего развития, формирования речи, ознакомление с окружающим миром, и интереса к книге.
Дети с нарушением интеллекта очень поздно начинают интересоваться книгами, проявлять интерес к слушанию, чтению, рассматриванию картинок, поэтому не всегда правильно умеют обращаться с ними и с большим трудом воспринимают прочитанное на слух, не всегда адекватно воспринимают картинки к сюжетам произведений. 
       Сосредоточение на сюжетной картинке в книжке возможно для такого ребенка лишь на короткое время. Оно фрагментарно, выхватываются отдельные значимые для ребенка детали, и плохо воспринимается общий смысл.
Трудности восприятия смысла прочитанного имеют следующие основания:
- малый собственный опыт активного контакта с окружающим миром и с другими людьми; 
- фрагментарное восприятие смысла прочитанного, что не позволяет следить за художественным контекстом, подтекстом произведения, обедняет впечатление от чтения.
Поэтому самостоятельное развитие интереса к чтению художественной литературы у таких детей практически невозможно. Когда ребенок начитает проявлять интерес к книге, родители часто предполагают, что теперь он должен научиться читать сам. И с этого момента, когда родители перестают активизировать интерес ребенка к книгам, он перестает интересоваться художественной литературой.
Дети с нарушением интеллекта овладевают навыками чтения с огромным трудом. В младших классах они могут слушать интересный для них материал. Чтение таких детей ограничивается просматриванием иллюстраций к произведениям, чтением небольших рассказов. Более доступная и слушается ими с удовольствием специальная детская литература для детей младшего возраста.
Читательские интересы таких детей различны, но есть и общее: они любят яркие остросюжетные произведения с увлекательным сюжетом о жизни детей их возраста, о животных. Классические произведения недоступны для понимания детей с нарушением интеллекта, и не производят впечатления, их приходится читать из педагогических соображений и требований.  Дети, которые плохо читают, имеют сниженный интерес, и наоборот. 
Причины недостаточной мотивации или её отсутствие пользования книгой:
- требуется приложить усилие, внимание, труд;
- низкий словарный запас знаний, поэтому многое непонятно;
- слабые интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, руководящие чтением.
 Низкий уровень читательской активности обусловлен:
- тяжестью врожденного интеллектуального дефекта;
- особенностями семейного воспитания;
- системой работы педагога по формированию интереса к чтению у детей.
  Требуется очень тонкое и настойчивое руководство, чтобы приучить умственно отсталых детей к книге как к источнику знаний, формированию читательских интересов лучше всего делать в условиях коррекционного учреждения.
Ознакомление с произведениями художественной литературы является важным направлением коррекционно-воспитательной работы и имеет огромное значение в воспитании и обучении.
Работа над восприятием художественных текстов проводится на протяжении всех лет пребывания в специализированном образовательном учреждении. Особенности восприятия художественной литературы зависят от психического развития и особенностей формирования речи. У таких детей восприятие не соединено со словом, поэтому не сформировано представление, которое может быть актуализировано по слову.
Знакомясь с художественным произведением, дети не могут получать удовольствие от интересной сказки или истории, эмоционально реагировать на действия литературных персонажей и сопереживать им. Задача педагога в момент первого знакомства с произведением стараться пробудить у ребёнка желание узнать, о чём в нем рассказывается. 
Большое значение имеет интонация голоса, мимика, обстановка, в которой происходит знакомство с художественным произведением. Низкий уровень восприятия художественной литературы у детей не позволяет самостоятельно ориентироваться в тексте, они нуждаются в детальном разъяснении содержания. Понимание зависит от сложности и понятности, эмоциональной насыщенности, используемого словаря, построения предложений. Художественное произведение не воспринимается детьми без разнообразных практических действий, как по тексту, так и действий главных героев.
Легче понять содержание произведения помогает наглядное изображение, поэтому, при чтении или рассказывании необходимо использовать серии иллюстраций (последовательно изображающих происходящие события), разнообразные театры (кукольный, настольный, пальчиковый, фланелеграф). Для закрепления знакомого произведения эффективно проводить во внеурочное время драматизацию, инсценировку и театрализованные игры по содержанию и закреплению текста. Роли могут исполнять как взрослые, так и дети.
При работе над произведением повествовательного характера необходимо использовать такую форму работы как ответы на вопросы, так как переход с позиции слушающего на позицию отвечающего вызывает затруднения в восприятии текста. Задавать вопросы следует в той последовательности, в которой разворачиваются описываемые события. Иногда достаточно задавать вопросы, которые служат уяснению трудных частей текста или касаются только основного смысла прочитанного.
Для того чтобы дети поняли содержание художественного произведения необходимо обсудить персонажей, оценить их поступки, вызвать сочувствие к тому из героев, кто этого заслуживает, привлечь внимание к моральной стороне рассказа. Указать какие ситуации можно оценить, как смелые, добрые, смешные и т.д. Если дети затрудняются оценить поступки действующих лиц, необходимо ещё раз прочитать отрывок, в котором автор достаточно точно рисует героя. 
Работа над пониманием художественного произведения способствует развитию речи, активизирует мыслительную деятельность и воображение, позволяет осознать взаимосвязь в действиях героев художественного произведения, формирует основы для осуществления знаково-символической деятельности, необходимой для дальнейшего развития. Все вышеперечисленные приёмы способствуют ускоренному процессу понимания литературных произведений, а работа педагога должна быть направлена на то, чтобы слушание и чтение книги стало для ребёнка радостью, удовольствием, игрой, научить любить художественное произведение.