«Голос ребёнка в патриотическом воспитании»
Автор статьи:
Прохоренко Елена Анатольевна,
воспитатель МБДОУ № 115, г. Макеевка ДНР
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своего края. Поэтому моей задачей, как воспитателя является: воспитание у детей дошкольного возраста любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к традициям и промыслам своего края; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Самый правильный путь - это с самого раннего возраста развивать детскую инициативу в патриотическом воспитании. Всё это мне дало сетевое сообщество «Живые письма дошкольников» под руководством Жаннары Саткеевой, общение с лучшими педагогами России, обмен идеями, опытом между коллегами.
Основная цель сетевого сообщества «Живые письма дошкольников» - знакомство детей дошкольного возраста с достопримечательностями городов, культурой и природой регионов России посредством «детских рукотворных писем». Ведущая роль во всех видах деятельности отведена ребёнку. У каждого малыша есть возможность внести свой индивидуальный вклад в рукотворное послание. Дети с удовольствием рассматривают рисунки, нарисованные их сверстниками из других городов, Им нравится играть в игры, решать головоломки, рисовать и моделировать поделки для друзей из других регионов. Дети в таких письмах самовыражаются, появляется инициатива творить что – то своё, неповторимое, авторское. Всегда ждут с нетерпением ответ на своё послание, а это воспитывает в них чувство ответственности, сопереживания и коллективизма.
У меня, как у представителя современного сообщества педагогов дошкольников появилась уникальная возможность вывести процесс патриотического воспитания нашего края на уровень, где ведущая роль отведена ребёнку. Благодаря «живым письмам дошкольников» мы с детьми старшей группы «Фантазёры» стали участниками многих проектов, организованных и реализованных сетевым сообществом. Таким образом, о Донбассе узнали во многих уголках России.
Участвуя в таких проектах, как создание «Поезда времени «Мы вместе ковали Победу», «Живая книга природы Донбасса», «Сундучок ремёсел Донбасса» мы с детьми и родители стали добытчиками информации о своём родном регионе.
В
процессе
познавательной
и исследовательской
деятельности
,
мы не только сами знакомились с материалами для проектов, но и рассказывали обо всём подробно всем педагогам, родителям и жителям нашего края на официальном сайте детского сада, стараясь вовлечь всех в это нужное для молодого поколения дело.
https://vk.com/club217047495
В проекте «Поезд времени. Мы вместе ковали Победу» мы обменялись книгой об исторических событиях, происходивших на Донбассе, во время Великой Отечественной войны с городом Химки Московской области. Сделали игровой поезд для детей с дидактическими играми и раскрасками.
Хотела бы подробнее рассказать о «Живой книге Донбасса» и о «Сундучке ремёсел Донбасса». Когда начинали собирать материал для этих двух проектов , очень сложно было определиться, о чём конкретно будем рассказывать, так как в сложившейся ситуации у нас в данное время, казалось бы очень трудно было бы найти только своё, родное, но. Нашли! Наш край богат и животным, и растительным миром. У нас в регионе лесостепи есть уникальный и неповторимый ландшафт, кладезь полезных ископаемых, которые используются во всём мире, растут незаменимые лекарственные растения. У нас есть то, чего больше нет нигде! Как сказали дети из Краснодарского края – «розовые горы» - терриконы!!! У нашего края есть свои традиции, легенды. Есть своя культура с промыслами и ремёслами. И самое главное – у нас есть люди, которые трудятся на благо своей родной земли! Вот об этом мы и рассказывали детскими рисунками, небольшими информационными листами, иллюстрациями в книге природы. Мы с детьми рисовали наши терриконы, нашу степь, животных, которые обитают в наших полях, сделали много интересных дидактических игр. ПРИЯТНОГО ВСЕМ ПРОСМОТРА!!!
https://disk.yandex.ru/d/F1KwVaCs_wrIFA Обменялись такими книгами с Владикавказом (Северная Осетия), с Республикой Хакасия , и с городом Санкт – Петербург. Благодаря обмену, у нас теперь есть шикарный материал об этих уголках России. Мы вовлекли в этот творческий процесс воспитателей из города Донецка, где стали партнёрами по проекту и получили неоценимую помощь и поддержку с их стороны.
Процесс создания «Сундучка промыслов Донбасса» подходит к завершению. Информация о промыслах Донбасса собрана, о людях – мастерах нашего края рассказывали в соц.сетях, демонстрируя ролики и видео. Дидактические игры для детей – сверстников делаются руками детей и педагогов нашей группы. Наши сундучки отправятся в скором времени в далёкую Тюмень и в Саратовскую область, в посёлок Озинки. Взамен мы получим интереснейший материал о промыслах России в сундучках, которые так же трепетно и с любовью создаются взрослыми и детьми этих регионов. Вот оно, единение дошкольников России и нашего региона. Мы общаемся в соцсетях, созваниваемся и переживаем друг за друга.
Но самое интересное общение с педагогами у меня началось после прохождения курсов «Живые письма дошкольников», который проводила Жанна Саткеева. Вот где собрался творческий тендем!!! Делимся педагогическими находками, идеями, интересными пособиями, сделанными своими руками. Сообщество живёт активной жизнью.
Налажены партнёрские отношения и просто дружба в творческом единении с Краснодарским краем, город Кропоткин. Создана серия мультфильмов в детском творческом проекте «Дорогою добра. Путешествуем по России»
https://vk.com/club224477867
«Путешествие по городу Макеевка», стал началом нового проекта. За короткий период мы с детьми успели попутешествовать в мультфильмах по городам России – городу Балашихе, заглянули в город Томск, Петергоф. Готовится мультфильм «Путешествие в город Соликамск. Художники – иллюстраторы в этих мультфильмах, конечно же дети! Озвучивают так же дети с двух городов. Ведь в мультике можно всё!!! И даже побывать в гостях у друг друга.
На курсах, мы с коллегами не только учились, как преподнести дошкольникам науку «живых писем», мы писали сами эти «живые письма» друг другу. Мы узнали, какие дидактические игры можно и нужно сделать с детьми, чтобы развивающая среда патриотического уголка в детском саду «заговорила» голосом ребёнка. Именно на курсах родилась наша игра – ходилка по городу Макеевке, где все достопримечательности города, нарисованы моей рукой, и к ней прилагаются фотографии с описанием этих мест. Этой игре предшествовали интересные игры, как «Бусы», игра – лото, в которых дети должны нарисовать всё окружающее их рядом. Эти все игры направлены на развитие познавательной, художественно – эстетической, речевой активности у ребят дошкольного возраста.
Мы с детьми стали участниками акции «Старость в радость», где дети с трепетом делали открытки для пожилых людей своими руками, акции «Голубь мира» - мы получили посылку из города Томск, где каждому ребёнку было отдельно запечатано письмо с голубем, нарисованным детьми . Нам присылали посылки добра к 1 июня - дню защиты детей, к 1 сентября – началу учебного года из города Сызрань, из Хакасии, из Рязани, из Саратовской области. Мы продолжаем дружбу с Мурманской областью, посёлок Умба, с городом Казанью, с Санкт – Петербургом. Все зовут в гости!
Я благодарна судьбе, что посредством «живых писем дошкольников» мы с детьми прикоснулись к истории, культуре нашего края, нашли новых друзей во многих регионах России.