Капитонова Светлана Владимировна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «Детско-юношеский центр им.П.Н.Гранатюка»
Павлоградского МР Омской области.
Использование кейс-технологии на уроках английского языка.
Современная организация учебного процесса требует существенной реорганизации в подходах и механизмах реализации образовательных стандартов. В постановлении правительства РФ «О Федеральной целевой программе развития образования» одной из задач является «…развитие современных механизмов и технологий общего образования» - «…это подразумевает создание условий для развития современной образовательной среды как средствами поддержки внедрения новых образовательных технологий.». Реализацию данной задачи частично возможно решить при использовании в учебном процессе кейс-технологии. В нашей стране данная технология (метод) относительно новая, тогда как на Западе и в США используется достаточно давно.
Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленной в определенном формате и предназначенной для обучения детей анализу различных типов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и разработке возможных решений для нее в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология (метод) обучения ‒ это обучение действием. Идея case-метода заключается в том, что ассимиляция знаний и формирование навыков является результатом самостоятельной активной работы учащихся в разрешении противоречий, приводящих к творческому овладению знаниями, навыками и развитию способностей. Работая с кейсами, обучающиеся учатся принимать правильные решения и применять теоретические знания в конкретной ситуации, могут оценить и выбрать лучший вариант для решения проблем. Эти навыки необходимы учащимся в реализации чтения, говорения, письма и аудирования ЕГЭ по английскому языку.
Возникает необходимость разобраться с понятийным аппаратом кейс-технологии. В различных интерпретациях можно услышать «кейс-метод» и «кейс-технология». Кейс (case) в переводе на русский язык означает «дело», синонимами слова «метод» являются способ, прием, путь. Согласно вышесказанному, кейс- метод — это деловой путь достижения чего-либо или деловой способ решения чего-либо. А кейс-технология определяется как современная интерактивная технология краткосрочного обучения школьников, основанная на анализе проблемных ситуаций, сочетающая в себе различные формы деятельности и направленная не только на приобретение знаний учащимися, но и на формирование у них новых качеств и умений. Построение категорийного аппарата кейс-технологии позволяет существенно повысить эффективность её использования, а также дает возможности для технологичного развития образовательного процесса.
Итак, каковы же преимущества использования кейс-технологии на уроках английского языка?
Во-первых, кейс-технология ‒ это не просто методологическая инновация, распространение технологии напрямую связано с изменениями в современной системе образования с изменениями в преподавании английского языка в общеобразовательной школе.
Во-вторых, кейс-технология ‒ это современная интерактивная технология краткосрочного обучения школьников, основанная на анализе проблемных ситуаций, сочетающая в себе различные формы деятельности и направленная не только на приобретение знаний учащимися, но и на формирование у них новых качеств и умений.
В-третьих, на уроках английского языка кейс-технология позволит активировать обучающихся, развивать аналитические и коммуникативные способности. На уроках английского языка кейс-технологии помогают обучающимся обрабатывать большие объемы информации, разрабатывать критическое и проблемное мышление и формировать универсальные учебные действия.
В-четвёртых, кейс-технология направлена не столько на развитие определенных знаний, сколько на формирование устойчивых навыков, а также на формирование общего коммуникативного и интеллектуального потенциала учителя и ученика. Применение кейс-технологии на уроках английского языка также актуально благодаря использованию компьютерной графики, видео и аудиозаписей, использованию технологий 3D – моделирования.
И наконец(я считаю одним из главных в образовательном процессе), данная технология способствует повышению интереса студентов к предмету, то есть к английскому языку, помимо этого технология способствует развитию у школьников таких качеств как социальная активность, навыки общения, навыки слушания и правильное выражение своих мыслей.
Говоря о кейс-технологии, необходимо подчеркнуть основные виды кейсов, используемых на занятиях английского языка.
Исследователи выделяют:
1. Практические кейсы. Данные кейсы показывают полностью реальные жизненные ситуации. Главная задача этого кейса состоит в том, чтобы тщательно и детально передать жизненную ситуацию. При этом учебный смысл такого кейса способен переходить к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения, принятия решений в определенном случае. Эти кейсы должны быть предельно наглядными и детальными. Основная его идея заключается в познании жизни и обретению способности к лучшей деятельности. Например, кейсы, связанные с молодежными течениями;
2. Обучающие кейсы. Главной задачей обучающих кейсов выступает обучение. В данном кейсе на первом месте стоят воспитательные и учебные задачи, что предопределяет важную часть условности при отражении в нем жизни. Сюжет, ситуация и проблема в данном случае не всегда практические и реальные. Они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее значительных и правдивых жизненных моментов. Данный кейс мало дает для восприятия определенного фрагмента общества, но он обязательно создает подход к данному фрагменту. Этот кейс позволяет видеть в ситуациях типичное, и предопределяет способность анализировать ситуации при помощи использования сходства.
3. Научно – исследовательские кейсы. Данные кейсы направлены на проведение исследовательской деятельности. Его главная идея состоит в том, что он выступает примером для приобретения нового знания о ситуации и поведения в ней. Отличительной особенностью научно – исследовательского кейса являются: обзор реальной проблемной ситуации, выбор для решения проблемной ситуации, общая цель и групповая работа по принятию решения, отсутствие авторской восприятия проблемы. При создании текста кейса для собственного урока учитель может применять различные текстовые материалы художественных произведений. Это произведения о великих ученых и публицистическая литература, статьи из журналов и газет, из Интернета и пр. Важное место в курсе изучения английского языка занимают кейсы на основе истории США: великие американцы (Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон…).
Зная об особенностях организации образовательного процесса по английскому языку, необходимо продумать саму работу с кейсами в образовательной деятельности на уроке английского языка. Обычно выделяют пять этапов в ходе практической реализации кейса, но различные авторы определяют их по – разному. Например, Иванова О.А., Цегельная Н.В., Дементьева О.М. предлагают организацию методической работы в ходе решения кейса проводить по следующему алгоритму:
1) Знакомство с ситуацией, ее особенностями. При изучении обучающихся с ситуацией, представленной в кейсе, прежде всего, необходимо: определить ключевые проблемы кейса и понять, какие именно из представленных для решения важны; войти в ситуационный контекст кейса, найти, кто его основные действующие лица, выбрать факты и понятия, необходимые для анализа, понять, какие трудности могут возникнуть при решении проблемы; отобрать метод исследования;
2) выявление главных проблем и факторов, которые могут реально повлиять на ситуацию;
3) индивидуальная или групповая работа обучающихся с материалами кейса;
4) работа в небольших группах (по 5-6 человек), чтобы договориться о видении ключевой проблемы и ее решений;
5) презентация и экспертиза результатов работы небольших групп на общем обсуждении (в рамках занятия). Организация обсуждения кейса предполагает формулирование перед учащимися вопросов, включение их в беседу. Вопросы обычно подготавливают заранее и предлагают студентам вместе с текстом кейса.
Приведу пример- фрагмент занятия, где использован кейс-метод в виде сюжетно-ролевой игры на этапе систематизации знаний. Участникам игры предоставляется кейс с актуальной проблемой о преимуществах и недостатков покупок в интернете.
Предметная область: Английский язык.
Тема: “The Art of Smart Shopping”. («Искусство умных покупок»)
Цель: создать реалистическую ситуацию, затем проанализировать её, решить проблему, выбрав лучшее решение, а затем оценить работу участников.
Вид кейса: практический кейс.
Проблема кейса: Is online shopping a smart service or a trouble for the customers?
Задачи занятия:
развитие навыков поиска, отбора и анализа информации по теме «Покупки»;
развитие способности действовать в соответствии с алгоритмом кейса;
формирование умения развернуто аргументировать свою точку зрения;
воспитание толерантного отношения к мнению партнеров.
Ситуация: Телевизионное ток-шоу «Сколько людей – столько мнений» (“So many men, so many minds”), на котором обсуждается актуальная проблема.
Материал: В игре используются ролевые карточки по количеству участников игры. Роли, содержащиеся в карточках, имеют предполагаемое имя, возраст, профессию или род занятий и определенный алгоритм действий.
Предлагаемые роли: ведущий телешоу, научный эксперт и аналитик, журналист популярного журнала, 15-летний подросток, экономист, онлайн покупатель, мать 4-х детей, юрист (a Presenter of the TV discussion, an expert and an analyst, a journalist of the popular magazine, a teenager of 15 years old, an economist, an online buyer, a mother of 4 children, a lawyer). Количество ролевых карточек может быть расширено или сокращено в зависимости от количества обучающихся в группе. Роли составлены с учетом индивидуального уровня владения английским языком.
Роль учителя: организует дискуссию в группах в формате, объясняет ход сюжетно-ролевой игры, предлагает вытянуть роли для дискуссии. Выдает участникам бэйджи, визуально представляющие роль. Учитель контролирует речь участников в процессе коммуникации, время подготовки и подводит участников к сбалансированному выводу в конце дискуссии. (Let’s organize a panel discussion about advantages and drawbacks of online shopping in the form of a TV programme “So many men, so many minds”. You’ll get special roles for it). Учитель обобщает материал, анализирует ситуацию и оценивает ответы. В ходе дискуссии учитель может помогать с помощью дополнительных вопросов; в определенных условиях он может сам давать ответ или молчать, позволяя появиться новым идеям.
Роль ученика: действует в соответствии с заданным алгоритмом действий. Каждый участник готовится 5 мин. Обучающийся выражает отношение к проблеме в течение 1 минуты. В ходе дискуссии он задает вопрос 1-2 участникам дискуссии. Ведущий должен быть активным, он начинает, ведет и заканчивает телешоу, а также поддерживает атмосферу шоу эмоциями. В конце эксперт выводит сбалансированное решение.
Рефлексия в конце занятия: ученики заполняют бланки самооценки, объективно оценивая свое участие в дискуссии.
Таким образом, технология (метод) Кейса дает возможность учителю использовать ее для различных целей и на любом этапе обучения, мотивируя детей, раскрывая их творческий потенциал, развивая интеллектуальные операции и формируя необходимые языковые компетенции.