Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №21 – ОЦ «Дай 5»
Республиканский конкурс методических материалов
«Результативная педагогическая практика
в начальной школе»
Тема работы: «Воспитание театром»
Автор: Курмаева Ирина Вячеславовна,
учитель начальных классов
Альметьевск 2024
Пояснительная записка
«Для ребёнка серьёзна всякая игра,
ибо играя, он живёт».
А.В. Луначарский
Мы все делаем общее дело -растим достойных граждан России. Ведь они -наше будущее. И как мы сумеем выправить ситуацию сейчас и помочь воспитать, а не наказать, на столько лучше окажется наше будущее, где общество станет чище, лучше, благополучнее, где преступность снизойдёт на нет. Главное всё делать вовремя!
Любая форма внеурочной деятельности работы должна быть наполнена полезным содержанием. Всем известно, что сегодня ослабевает интерес к книге как источнику знаний и культурного обогащения. Театральная деятельность неразрывно связана с литературой, умением общаться с книгой. Театральные постановки, участие в театральных конкурсах заставляют участников обратиться к литературному тексту, по-новому прочитать уже известные страницы какого-либо автора.
Занятия театром дисциплинируют. Порой развязный и недисциплинированный парень, пришедший на первую репетицию ради смеха или от нечего делать, всерьёз проникается атмосферой искусства. Он становится не только участником, но и успешным актёром, что оказывает влияние на характер ученика. Он становится увереннее, начинает гордиться собственными успехами.
Ребёнок, побывавший на сцене и успешно выступивший в роли актёра, уже не будет в жизни пасовать перед трудностями. Школьное искусство знакомо ребятам с раннего детства, поэтому это даёт возможность в спектакле заниматься ребят разных возрастов. Они прекрасно поладят, ведь ничто так не сближает, как совместные театральные труды.
Воспитание инициативной, уверенной в себе, умеющей выступать на публике, умеющего держаться на сцене, понимать других людей, умение сотрудничать -вот, что я хочу воспитать в каждом ребёнке, воспитывая его в разных направлениях воспитательной работы! Ведь чем богаче по форме и богата по содержанию жизнь детей, тем успешнее развиваются творческие способности, раскрываются сильные стороны личности, растёт интерес к его знаниям, плодотворнее протекает процесс воспитания и развития.
Уважаемые коллеги! Рада поделиться с вами моим большим опытом работы в направлении театратерапии. Педагогический стаж работы 31 год, из них 20 лет веду кружок «Театральная студия» в общеобразовательной школе.
На протяжении многих лет в своём классе лет занимаюсь театральными постановками. С их помощью быстрее и качественнее формируется личность с активной жизненной позицией, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру. Занятия театром разносторонне развивают детей, так как они учатся играть, петь, танцевать, вести праздники, подбирать музыку, костюмы и т.д. И, конечно же, укрепляет дружеские отношения, делает атмосферу более доверительной(видео театра в приложении).
Ролевая театральная игра входит в систему художественно-эстетического воспитания школьников.
Цели и задачи театральной деятельности:
Цель: Нравственное и художественно - эстетическое воспитание.
Задачи: Раскрыть творческий потенциал учащегося.
Научить понимать людей через проигрывание определённых ролей.
Воспитание уважения друг к другу, терпимости.
Воспитание культурной личности, понимающей язык искусства
Одно из главных художественных выразительных средств театра – человеческая речь. Помимо уроков, где педагог уделяет грамотности, выразительности, чёткости речи, безусловно, много внимания, во время репетиций этому уделяется немалое внимание. Расширяется словарный запас школьников, они узнают специальную терминологию. Театральный грим, костюмы, декорации – необходимые атрибуты любой постановки. Работа над их созданием развивает эстетический вкус, творческое воображение, находчивость, даёт возможность проявить свои личные возможности, умения и навыки. Эта деятельность позволяет формировать определённые навыки поведения на сцене, со зрителями, друг с другом.
Занятия актёрским мастерством учит человека владеть своим телом, мимикой, эмоциями, учит языку жестов. Над формированием этих навыков работаем мы сами, привлекаются и родители, желающие помочь учителю. Ежегодно осенью принимают участие в конференциях, семинарах, в Дне открытых дверей для родителей.. Они представляют свои постановки по мотивам произведений Ш.Перро «Золушка», С.Аксакова «Аленький цветочек», Маршака «Двенадцать месяцев» и таких направлений, как экологическое и оздоровительное. Так в группе «Сессия здоровья в Контакте я выложила несколько фотографий с наших выступление по теме ЗОЖ. В рамках Праздника, посвящённого Экологии, учащиеся участвовали в конкурсе. Театральное искусство вызывает большой интерес у ребят. Они с удовольствием работают над сценарием, придумывают костюмы, декорации, выпускают афиши, продумывают оснащение необходимым оборудованием и атрибуты постановки, вопросы музыкального оформления, распределение ролей, то есть пробуют себя в роли режиссёров, декоратором, гримёров, художниками-оформителями и т.д. В подготовке спектакля оказывают помощь родители, что способствует решению задачи укрепления связей между школой и семьёй. Так Владик Козин с мамой разучивали вальс, а мама Алии репетировала с ней дома роль Золушки. Ведь на каждое внеклассное мероприятие, посвящённое окончанию четверти приглашаются родители на выступление как зрители. Выступления всегда собирают достаточно большое количество зрителей, учащихся нашей школы в первую очередь, что позволяет сделать вывод об интересе к театральному творчеству наших учащихся. Учащиеся младших классов также готовят театральные постановки, посвящённые юбилеям детских писателей, календарным датам. Так детей приглашают на Праздник Букваря, классные часы, посвящённые сказкам. Во время этих выступлений ребята демонстрируют свои танцевальные, музыкальные, актёрские способности. Ежегодно ставим спектакли на экологическую тему. Огромное внимание уделяю экологическому воспитанию школьника, так как считаю, что через любовь и бережное отношение природе, можно прийти к человечности, умению уважать и ценить то, что тебя окружает. Он учится любить, заботиться о младших и беспомощных, восхищаться и умиляться, видеть красоту и гордиться своим меньшим другом.
Занятия любительским театром входят и во внеурочную деятельность. Программа предложена в брошюре «Внеурочная деятельность школьников».
Предлагаемый материал поможет учителям разработать решить некоторые вопросы воспитания личности через программу занятий любительским театром. Так, мы с ребятами, часть которых русскоязычные, один мальчик из ближнего зарубежья, участвовали в конкурсе спектаклей на татарском языке. Помогали нам учителя татарского языка тем, что делали перевод сказки, написанной на русском языке. Необходимо, чтобы художественное творчество помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нём самом, в сфере искусства, в окружающем мире.
Играя в спектакле, ребёнок обогащается духовно, начинает понимать других, становится чувственным, отзывчивым.
«Создавая художественные образы, дети прямо выходят в пространство эстетического выбора: высокое или низкое, канон или отрицание, прекрасное или безобразное».
- Как же совместить эту силу, дух соперничества и умение чувствовать , сопереживать? Мальчики постоянно смотрят наши выступления, духовно развиваясь, оценивая поступки того или иного героя, становясь более нравственными, спокойными и уверенными в себе.
Психологическая роль театральных постановок давно ясна. Ведь человек порою играет сам себя.
На современном этапе разработаны программы по Арт-педагогике, в которую включена и Сказкотерапии как части психологического становления личности. Основной целью арт-терапии является гармонизация внутреннего мира человека по средствам развития способности самовыражения и самопознания.
Недавно я показала практическое занятие по Драмотерапии (театротерапии с элементами сказкотерапии)
Цель: К основным целям относят устранение напряженности, развитие креативных качеств, воображения, умения сопереживать. После таких занятий дети становятся более уверенными в себе, повышается уровень ответственности, корректируются мысли и стремления. Кроме того, использование сказкотерапии решает и такие задачи для ребёнка:
повышает взаимодействие в социуме и межличностное понимание;
помогает приобрести способность к расслаблению;
позволяют научиться контролировать свои эмоции;
дают возможность изменить негативное поведение;
помогают расширить репертуар жизненных сценариев;
дают возможность приобрести способность действовать спонтанно;
развивают соображение и сосредоточение;
укрепляют уверенность в себе, повышают самооценку и внутриличностный интеллект;
.развивают понимание и принятие своих возможностей и ограничений.
Основными задачами для педагога в театратерапии являются:
1) установить контакт с ребёнком;
2) проработать подавленные мысли и чувства;
3) развить навыки самопознания и самоконтроля;
4) открыть возможности самовыражения;
5) сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах;
6) получить материал для психодиагностики
7) облегчить процесс лечения, ели таковое присутствует ;
8) дать социально приемлемый выход агрессии и другим «негативным» чувствам;
9) развить творческие способности и повысить самооценку.
Очень важно отметить, что театратерапия не имеет противопоказаний и ограничений.. В своей деятельности использую следующие техники:
сценические реверансы и хореографию;
работу
с голосом
;
беспредметные и предметные этюды
пантомиму;
импровизацию;
Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.
Варианты работы со сказкой
• нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации;
• изготовить своими руками куклу по мотивам сказки;
• сделать постановку сказки в виде настольного театра.
Советы по организации детской сказкотерапии
• простое чтение сказки – еще не терапия, следует обыграть сказку, сделать выводы и т. д. ;
Игра на сцене дает человеку свободу и помогает преодолеть собственные ограничения. В мире драмы он может легко делать то, что трудно дается в жизни, то есть изменить привычное поведение и ролевую модель. Надев на себя маску, можно отойти от реальной жизни, поступить по-другому, примерить на себя другую роль.
Существуют самые разные упражнения из области практической психологии на развитие навыков адекватно показывать свои эмоции. Вот некоторые из них:
«После грозы». Только что отгремела майская гроза и участники аккуратно обходят воображаемые лужи, стараясь не промочить ноги. Но вскоре то один, то другой попадает ногой в воду, что приводит их в неописуемый восторг и вот уже все веселятся и прыгают с такой силой, что попадают под летящие во все стороны брызги;
«Цветок». Под теплыми лучами солнца, прогревшими землю, зародилась жизнь в попавшем в нее семечке. Вот на поверхности появился росток. Он тянется вверх все выше и выше, а его конец уже украшает цветок. Цветок нежится в лучах солнца, подставляет им свою головку.
«Кошка готовится к броску». Кошка, гуляющая по улице, увидела стаю голубей и застыла в напряженной позе. Вот она внимательно всматривается в добычу, пригнув тело в земле. Вот готовится к броску, совершая задней частью характерные движения из стороны в сторону. Прыжок.
Эти упражнения больше подходят для занятий с детьми. Это доставляет человеку огромное удовольствие, не вызывает отторжения и негатива, а потому и приносит свои неизменные положительные плоды.
Заключение
Я уже около 10 лет работаю в спортивных классах, точнее сказать в классах со спортивным уклоном. Возраст с 7 до 10-11 лет, т.е . это младшие школьники. Ребята занимаются гимнастикой 1 час в день и греко - римской борьбой 2 раза в день, ежедневно тренируя себя как будущего спортсмена. С теми ребятами, которые занимаются гимнастикой, мы и ставим спектакли. Дети по характеру в основном целеустремлённые, терпеливые, в физическом аспекте сильные, выносливые, крепкие. Дети-борцы, отрабатывая приёмы, способы достижения определённого спортивного результата, чаще всего направляют себя на физическое развитие. И у многих моих учеников поэтому возникали проблемы с поведением, так сильно у них развит соревновательный мотив, который часто выражается в агрессивном поведении.
Перейдя в школу №21 я продолжаю развивать детей в направлении актёрского мастерства. И постепенно, даже не совсем успевающие по учебным предметам дети, прекрасно показывают себя на сцене.
- Как же совместить эту силу, дух соперничества и умение чувствовать , сопереживать? Мальчики постоянно смотрят наши выступления, духовно развиваясь, оценивая поступки того или иного героя, становясь более нравственными, спокойными и уверенными в себе.
Опыт показал, что занятие театром помогает ребёнку в жизни стать успешным, уверенным в себе, научиться выступать и выражать своё мнение. Это то, что необходимо для воспитания современной личности, той, которая в будущем будет руководить нашей страной.
Основной целью арт-терапии является гармонизация внутреннего мира человека по средствам развития способности самовыражения и самопознания.
Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в возможности на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т.д.
Другая сторона занятия актёрским мастерством- любовь и познание художественной и научной литературы по разным направлениям.