Методические приёмы и педагогические технологии 
формирования функциональной грамотности
на уровне начального общего образования
в соответствии с обновлёнными ФГОС 3 поколения.

Кудрин А.Е.,
ЧОУВО МИДиС Общеобразовательная школа ?7 ключей?, 
учитель начальных классов, заместитель директора по УВР НОО

В данной  статье автор предлагает рассмотреть вопросы:
Понятие функциональной грамотности  в Российском образовании.
Функциональная грамотность – одно из средств повышения качества образования.
Функциональная грамотность младшего школьника.
Основные умения, направленные на формирование функциональной грамотности на уровне начального общего образования. 
Сущность функциональной грамотности. Формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности  обучающихся начальной школы.
Ключевые слова: 
функциональная грамотность, 
функциональная грамотность младшего школьника, 
основные умения, направленные на формирование функциональной грамотности на уровне начального общего образования, 
формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности  обучающихся начальной школы.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом.
Функциональная грамотность – одно из средств повышения качества образования. Ее оценивают по критериям в соответствии с методологией моделей международных исследований, которую разработали ведомства (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219). 
В новых образовательных стандартах понятие функциональная грамотность появляется в третьем разделе, который характеризует требования к условиям реализации программы НОО. Так, чтобы реализовать основные образовательные программы, школам необходимо создать условия, которые обеспечат формирование функциональной грамотности учеников (п. 34.2 ФГОС-2021 НОО, п. 35.2 ФГОС-2021 ООО). 
?Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?,- утверждает А.А. Леонтьев.
Что раскрывает понятие ?функциональная грамотность?, какие признаки функционально грамотной личности?
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Функциональная грамотность младшего школьника-это:
• готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;
• возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
• способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
• совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.
В статье приводятся результаты анализа ФГОС и ПООП НОО (русский язык) третьего поколения с точки зрения содержания и требований к результатам по формированию основ функциональной грамотности у учеников начальной школы.
Во ФГОС НОО отмечено одно из необходимых условий для осуществления качественного обучения на данной ступени образования – формирование у обучающихся основ функциональной грамотности [6: с.20]. Данный термин предполагает готовность человека решать жизненные проблемы при помощи предметных и метапредметных знаний, а также различных способов деятельности. Согласно определению известного российского лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки и умения, заложенные ранее при чтении и письме, и позволяющие человеку получить необходимую информацию из текста, перерабатывать её в дальнейшем для передачи в процессе коммуникации.
Среди основных умений, направленных на формирование функциональной грамотности, выделяют следующие:
— умение работать с информацией различного вида (текстовая, графическая, звуковая);
— умения, связанные с чтением (закладываются в 1-ый год обучения: навык чтения подразумевает под собой получение и дальнейшую переработку полученной информации);
— учебно-информационные умения – умения, создающие условия для восприятия и изменения заданной информации (переработки её в другой вид);
— умения читательской грамотности (читательские умения) [1].
Относительно начальной школы строго определённого перечня умений читательской грамотности нет, однако обобщение работ специалистов в данной области (Виноградовой Н.Ф., Кузнецовой М.И., Нечаевой Н.С., Сильченковой Л.С., Цукерман Г.А. и др.)? позволяет выделить следующие умения: 
1) находить и извлекать информацию, 
2) интегрировать и интерпретировать информацию (связывать и толковать), 
3) осмысливать и оценивать содержание, язык, форму текста и его отдельные элементы, 
4) использовать информацию из текста для своих целей.
Педагогические технологии:
• проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
• технология формирования типа правильной читательской деятельности;
• технология проектной деятельности;
• обучение на основе ?учебных ситуаций?;
• уровневая дифференциация обучения;
Информационные и коммуникационные технологии:
 • технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Основные компоненты:
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Естественнонаучная грамотность
Финансовая грамотность
Креативное мышление
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Для младшего школьника 
–это добываю, применяю, оцениваю, готов к саморазвитию.
Цель для учителя: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий от незнания к знанию.
Задачи:
-Формирование внутренней мотивации через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
-Развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка.
Методы обучения - способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению целей обучения, развития и воспитания.
Приёмы обучения – это части метода, которые усиливают, повышают их эффективность.
Приёмы:
-Технология проектной деятельности.
-Технология критического мышления, на основе построения проблемной ситуации: работа над деформированным текстом.
-Уровневая дифференциация обучения
-Информационные и коммуникативные технологии (Интернет, средства мультимедия, библиотека)
Формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности:
Групповая форма работы;
Игровая форма работы;
Творческие задания;
Тестовые задания;
Практическая работа;
Ролевые и деловые игры;
Исследовательская деятельность.
?Читательская грамотность??– способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни?.
Базовый навык функциональной грамотности.
Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах); навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.
Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения); умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики); умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.
?Математическая грамотность??– способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.
Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.
?Компьютерная и информационная грамотность??–?это навык использования цифровых инструментов в формировании функциональной грамотности школьников.
Большую популярность среди учащихся и учителей имеет онлайн-платформа ?Учи.ру?. На данной платформе в интерактивной форме учащиеся могут закрепить знания по изученным темам, самостоятельно изучить материал, также у школьников есть возможность поучаствовать в образовательных марафонах, олимпиадах в онлайн-режиме.
Цифровые инструменты в современном мире помогают не только представить серьёзный материал в наглядной и доступной форме, но и реализовать деятельностный подход в обучении. Задача учителя - помочь ученику ориентироваться в обилии поступающей информации.
?Естественнонаучная грамотность??– это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Естественно научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
научно объяснять явления;
понимать основные особенности?естественнонаучного исследования;
интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
В начальной школе учебный предмет ?Окружающий мир? является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. Включает тематические прогулки, экскурсии, исследовательские проекты.
?Финансовая грамотность??– сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей, а также обеспечивающая возможность участия в экономической жизни страны.
В курсе математики начальной школы происходит знакомство с денежными знаками, ценой и стоимостью товаров. Младшие школьники учатся пользоваться карманными деньгами: оплачивать обеды в школе и делать покупки в магазинах.
?Креативное мышление??- способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение:
инновационных и/или эффективных решений;
нового знания;
эффектного выражения воображения.
Значение и роль креативного мышления:
творческое мышление ― основа для появления нового знания, инновационных идей; привычка мыслить креативно всё заметнее влияет на общественное и духовное развитие, на развитие производства;
привычка размышлять и мыслить креативно ― важнейший источник развития личности учащегося.
Рассмотрим?индикаторы функциональной грамотности?школьников и их показатели.
Приемы,создающие эмоциональное отношение к изучаемому материалу:
Погружение в тему, сказку(показывается фрагмент сказки-видео или аудио)
Музыка, фрагмент фильма (звучит музыка или фрагмент фильма)
Эпиграф, стихотворение(читается учеником или учителем высказывание автора, учёного, писателя, поэта)
Прием ?Отсроченная отгадка?
Изучая тему ?Словообразование?, читается стихотворение:
Чудак-математик в Германии жил.
Он булку и масло случайно сложил.
Затем результат положил себе в рот.
Вот так человек изобрёл?бутерброд.
Приём "Шаг за шагом"
Описание:?приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. Из изученного ранее материала. Например, по теме: ?Природные зоны?, ? Глагол?, ?Табличное умножение на 8?, ? Морфемы? и т.д.
Приемы мотивации?и постановки темы урока:
Удивляй! и ?Яркое пятно?.
Приём ?Я возьму тебя с собой?
Кроссворды и ребусы
Приемы ?Удивляй!? и ?Яркое пятно?.
Данные приемы имеют давнюю историю. Однако и сегодня они считаются инновационными. Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.
Например, дети уже знают, чтобы решить задачу, надо познакомиться с её условием, это важно…Вот, начиная урок, учитель говорит:
- А верите ли вы, что в математике существует задачи, не имеющие условий? Представим, что попали на урок, который начался с показа отрывка из сказки (прием ?Яркое пятно?). Какой может быть тема этого урока? Вариантов много. Так можно начать любой урок, целью которого является систематизация знаний, ?наведение порядка? в голове учащихся.
Приём ?Я возьму тебя с собой?
Описание: Учитель загадывает признак, по которому будет собрано множество объектов. Задача класса угадать этот признак. Для этого они называют разнообразные предметы, а учитель говорит, возьмет ли он их с собой или нет. Игра продолжается, пока кто-то из учеников не догадается, какой признак объединяет все ?взятые? предметы.
?Я беру тебя с собой? - гибкий прием, который можно изменять согласно теме урока.
Различные?ребусы?по предметам.
Приёмы изучения нового и закрепления материала:
кластер, ассоциации, хорошо-плохо .
?Кластер?.
Имя существительное- морфологические признаки.
Приём ?Ассоциации?.?Цветы - л е то. Снег – зима. Малыши – дети. Петух – Петя. Ученик – учение. Яблоки-плоды.
Приём ?Хорошо - плохо?.
Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.
Например,?на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:
Тема: ?Погода?. Одним из природных явлений является снег.
- Найдите плюсы или минусы данного явления.
Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.
- Хорошо, когда идёт снег, потому что…….
- Плохо, когда идёт снег, потому что……
Вывод: вы сейчас оценивали объект, ситуацию с разных позиций.
Кроме этого формируются:
умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
умение разрешать противоречия;
умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.
Приемы активизации мыслительной деятельности.
?Ложная альтернатива?.?Описание: внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.Например, учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Дети дают ответы ?Верного ответа нет, или: ни то, ни другое, и предложить свой вариант ответа. Например:
Кто быстрее летает- собака или мышь?
Что растет на осине – шишки или орехи?
Какие звери живут в Австралии - мамонты или белые медведи?
Слово ?гр…бы" - пишется как ?гребы" или ?грябы"?
Столица России – Рязань или Лондон?
Сколько будет 17 + 3? 15 или 30 ?
Приём??Да - нет?.?Учитель загадывает предмет, понятие, литературного героя, историческую личность и т.д., дети пытаются найти ответ (Кто или что это?), задавая любые уточняющие вопросы, на которые можно ответить лишь ДА или НЕТ. Предлагаю апробировать этот прием в действии по теме ? Планеты Солнечной системы?. Попробуйте догадаться, какую планету я загадала, задавайте свои вопросы:
Это планета земной группы? (-)
Эта планета – гигант? (+)
Эта планета имеет кольцо? (-)
Это самая большая планета? (+)
Вывод: ЭТО ЮПИТЕР
связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию, удерживать в памяти несколько фактов, анализировать. 25.?Приём ?Добавь следующее?.
Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний, на развитие памяти, умение слышать и слушать соучеников, учителя. Ученик называет термин, понятие, ключевое слово из определения, передает эстафету следующему. Принявший эстафету повторяет то, что произнес предыдущий выступающий, добавляет свое и передает следующему участнику. Дети придумывают слова на тему?Учебные вещи? 1.Учебник. 2.Учебник, указка. 3. 2.Учебник, указка, тетрадь и т.д. Первое время детям под силу назвать по порядку только несколько слов, в конце года – в 2 раза больше слов.
?Приём ?Мои аргументы??для активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Данный приём для двух отрывков на уроке литературного чтения направлен на развитие внимания и логики. Ребёнок обязан внимательно прочитать текст, чтобы выполнить предложенное задание.
Эта работа проводится не при первичном чтении, а при глубоком анализе текста. Здесь предполагается работа в паре, потому что концентрация внимания будет недостаточной.Как строится работа? Учащиеся получают задание, а затем подбирают слова, факты из текста в пользу своей точки зрения.
Отрывок рассказа А.Куприна ?Барбос и Жулька?.
Задание: - Основной чертой Жульки была её природная деликатность.
-Приведи свои аргументы в подтверждение данного утверждения (подчеркнуть)
?…Между ним и Жулькой царствовало редкое согласие и самая нежная любовь. Может быть, втайне Жулька осуждала своего друга за буйный нрав и дурные манеры, но, во всяком случае, явно она никогда этого не высказывала. Она даже и тогда сдерживала свое неудовольствие, когда Барбос, проглотив в несколько приемов свой завтрак, нагло облизываясь, подходил к Жулькиной миске и засовывал в нее свою мокрую мохнатую морду. Вечером, когда солнце жгло не так сильно, обе собаки любили поиграть и повозиться на дворе. Они то бегали одна от другой, то устраивали засады, то с притворно-сердитым рычанием делали вид, что ожесточенно грызутся между собой…?
Работа с текстом не ограничивается уроком литературного чтения. Можно организовать на любом уроке, подобрав соответствующий материал.
Приём ?Поиск информации?
Задача учащихся - извлечь необходимую информацию из представленного текста аудио - или видеофайла. ?О чём говорят числа??. Здесь желательно работать в тетради кратко. Нет необходимости учителю преподносить готовые знания по данной теме. Достаточно направить детей на самостоятельное добывание знаний.
Приёмы актуализации знаний.
Приём ?Фишбоун? (рыбий скелет/рыбья кость) - универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно ?рыбья кость? применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему.
В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы - горизонтальная. Это приём позволяет учащимся проанализировать весь учебный материал, который был предложен в ходе изучения темы и сделать соответствующие выводы.
Приём ?Живые буквы?
Учитель дает группе слово, по сигналу учителя, дети берут буквы и выстраиваются в нужном порядке. Делят его на слоги, называют ударный слог, можно сделать звуковой анализ слова.
Приём ?Игра?.
Приемы развития математической грамотности:
1. Решение текстовых задач в 1-2 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.). Например, игра ?Кафе?. Учащиеся объединяются в группы покупателей, работников кафе и экспертов. Покупатель выбирает еду из предложенного меню и оплачивает монетами определённую сумму, которая указана на ценнике. Продавец выполняет заказ покупателя, подавая картинки с изображением еды. Эксперт проверяет правильно ли заплатил покупатель и правильно ли дал продавец сдачу.
2. Нестандартные задачи. Рассмотри план торгового центра. Пользуясь описанием, отметь на плане цифрами шесть объектов:
Терминал.
Магазин ?Продукты?.
Аптека.
Магазин ?Зоотовары?.
Магазин ?Спорттовары?.
Магазин ?Всё для рукоделия?.
Приёмы закрепления изученного материала и рефлексии изученного материала (итогового повторения).
Данный вид рефлексии можно использовать на уроках после изучения большого раздела. ?Вот рюкзачок. Передавая его друг другу скажите по фразе: что узнали, что поняли, что удивило. Например, ?Я научилась хорошо определять части речи в предложениях? или ?Я хорошо научилась различать именительный и винительный падежи??.
Приём ?Путаница ?
Учащимся предлагаются пословицы разбитые на две части, нужно стрелками соединить части:
Больше дела- а руки делают.
Терпение и труд а неученье - тьма
Глаза бояться, меньше слов
Ученье – свет, все перетрут
Приём ?Умозаключения?
Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.Сад (растение, садовник, собака, забор, земля);Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода);Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки);Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания);Сумма (слагаемое, равенство, множитель, результат);
Приём ?Синквейн?
Универсальный и эффективный приём, который создаёт, повышает и усиливает успех методов обучения учащихся.
Сказка (сущ.). (Сказка- ложь, да в ней – намёк)
Волшебная, бытовая (два прилаг.).
Читать, пересказывать, учить. (три глагола).
Фантазия. (одно сущ.-синоним первого сущ.).
Русский язык (Один из предметов в школе)
Великий, могучий.
Учится, преподаётся, развивается.
Россия
Приём ?Написание творческих работ?
Прием зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.
Приём ?Создание викторины?.
После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – ?знатока?, а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие).
?
Вывод.
Все эти приёмы помогают значительно улучшить восприятие предмета школьником, вызывают интерес к поставленным задачам.
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах жизни.
Таким образом, использование разнообразных приёмов обучения на уроках создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию функциональной грамотности школьников.

Литература
Кондратьева И.Н., Рубашкин Д.Б. Основы функциональной грамотности. URL:?https://learntolearn.ru/node/195?(дата обращения: 01.02.2023).
Кузнецова М.И. Международное сравнительное исследование грамотности чтения младших школьников PIRLS: концепция, основные результаты и тенденции / М.И. Кузнецова // Педагогические измерения. – 2017. – № 2. – С. 35–45.
Примерная рабочая программа начального общего образования. Родной язык (русский) / М-во просвещения Рос. Федерации. – М.: Инст. стратегии развития образ., 2021. – 73 с.
Примерная рабочая программа начального общего образования. Русский язык / М-во просвещения Рос. Федерации. – М.: Инст. стратегии развития образ., 2021. – 98 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] / М-во просвещения Рос. Федерации. – М., 2021. – 59 c. URL: ФГОС_НОО.pdf (дата обращения 25.01.2023)