Статья на тему «Использование игровых методов в педагогической деятельности»

Объектом исследования является процесс обучения младших школьников.

Предметом исследования является игра как метод педагогической технологии.

Целью настоящей работы является исследование научно- педагогической и методической литературы по теме исследования«Использование игровых методов в педагогической деятельности».

При исследовании темы настоящей работы поставлены следующие задачи:

1) Исследовать понятие современных образовательных технологий в процессе обучения младших школьников.

2) Проанализировать игровой метод, как метод, воздействующий на обучение младших школьников.

3) Методически обосновать использование игрового метода в педагогическом процессе.

Курсовая работа выполнена с учетом позиций современных авторов в области использования игровых методов в педагогической деятельности.

Результаты исследования имеют практическую значимость, содержат выводы и предложения, обозначенных в работе проблем, связанных с использованием игровых методов в педагогической деятельности.

Ключевые слова: игровые методы, педагогическая деятельность, игровой метод, педагог.

Введение.

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения, в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые методы. Игровые методы являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу учащихся на творческо-поисковом уровне.

Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В силу своего возраста ребёнок (даже в младшем школьном возрасте) всё ещё в большей степени познаёт мир через игру.

С приходом в школу начинается новая жизнь, основным компонентом которой становится учебная деятельность. Это очень сложный период, трудный в плане адаптации. Чтобы не испугать новшествами, связанными с учебной деятельностью, не отбить желание у ребёнка учиться, а наоборот повысить интерес нужно правильно организовать учебный процесс, сделать его содержательным, познавательным, учитывая при этом возрастные особенности детей. Нельзя сразу обрывать невидимые нити с детством. Детство — это игра. Значит, и основным приёмом в работе должна быть игровая деятельность. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель.

Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.

Особенность обучения в современной школе во многом определяется нарастающим объемом информации, постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Применение игровых методов считается традиционно эффективным способом при обучении учащихся. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации. Таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Цель работы – исследование научно- педагогической и методической литературы по теме исследования.

Методы и материалы исследования – теоретический метод – исследование научно- педагогической и методической литературы по теме исследования, систематизация материала. Влияние игровой деятельности на развитие личности младшего школьника, в том числе, и на развитие его самостоятельности представлено в работах ученых Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, А.П. Пинкевича, Г.К. Селевко, К.Д. Ушинского, Д.Б. Шацкого, С.А. Шмакова, и др.

Ход исследования. Понятие «игровые педагогические методы» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровая деятельность используется в следующих случаях:

– в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

– как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

– в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Игровая форма уроков создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности в начальной школе.

Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр:

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Здоровьесберегающие технологии.

Состояние здоровья, морального и физического, подрастающего поколения в последние годы неуклонно ухудшается, что вызывает обоснованную тревогу. Данные многих ученых свидетельствуют о том, что за время обучения в школе численность здоровых учащихся сокращается в 4-5 раз.

Разные патологические изменения обнаруживаются у 86 % учащихся 1-хклассов и у 93 % – старшеклассников. Это объясняется низким исходным уровнем здоровья поступающих в школу детей, что неблагоприятно отражается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой успеваемости.

Вывод. Игра на протяжении младшего школьного возраста существенно изменяется как по форме, так и по содержанию. В играх дошкольников обычно разыгрываются сюжеты и лица окружающей обстановки, а в играх школьников начинают появляться исторические герои и события из общественной жизни. Это сюжетное изменение также обозначает новый этап в развитии социальной направленности личности младших школьников, выявляя новый характер их интересов.

Таким образом, чтобы обучение младших школьников было продуктивным, учителю необходимо учитывать их психологические и возрастные особенности, а также другие факторы, оказывающие влияние на успешность обучения младшего школьника. Так как обучение в школе, в виду своей новизны, достаточно сложный вид деятельности для ребёнка, учитель должен учитывать специфику учебной и игровой деятельности, а также появившиеся новообразования этого периода, чтобы лучше организовать учебную деятельность и правильно построить урок.