УДК 373.291
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Погорелова Алина Игоревна
Студентка кафедры дошкольного и начального образования,
ФГБОУ ВО «ДонГУ», институт педагогики
г. Донецк, ДНР, РФ
Должность: воспитатель
Научный руководитель: Головинова Алла Анатольевна
ФГБОУ ВО «ДонГУ»
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста, раскрываются теоретические основы проблемы, выделены психолого-педагогические условия, направления и содержание работы по формированию произвольного внимания у детей старшого дошкольного возраста как показателя готовности к школе в условиях дошкольного учреждения.
Ключевые слова: подготовка к школе, внимание, произвольное внимание, концентрация, интеллектуальная готовность.
Многие педагоги–психологи рассматривают проблему готовности старших дошкольников к обучению в школе. Например, Г. Д. Ниязова и С. Д. Ниязова [3], О. Н. Петровских [4], Н. И. Гуткина [1], Л. В. Сергеева [6], Е. В. Черепанова [7], Е. А. Романова [5] и другие. Г. Д. Ниязова и С. Д. Ниязова в статье о готовности ребёнка к обучению в школе, пишут о том, что большинство детей только к 7 годам оказываются готовы к школьному обучению, а, к сожалению, некоторая часть, только к 8 годам, и очень маленький процент среди 6– летних детей.
Определённым уровнем психического развития, необходимо-важным и достаточным для усвоения ребенком учебной программы в «зоне ближайшего развития» в среде ровесников является психологическая готовность его к школе. Во время изучения готовности детей к школе, психологи, педагоги и другие специалисты довольно часто подразделяют ее на различные аспекты:
1 Интеллектуальная готовность. Интеллектуально развитый ребёнок – это любознательный ребёнок. Познавательная активность, способность рассуждать, делать выводы, проводить аналогии – это те самые важные аспекты интеллектуальной готовности ребёнка к школе, которые напрямую помогут ему в дальнейшем обучении. Очень важно, чтобы у ребёнка было развито пространственно-временное мышление, наглядно-действенное и логическое. Будущим школьникам нужно уметь самостоятельно проявлять познавательную деятельность и воспринимать окружающий мир.
2 Социальная готовность. Навыки, благодаря которым ребёнок взаимодействует с окружающими его взрослыми, а также со сверстниками, относятся к социальной готовности. Достаточно важной предпосылкой для гармоничного развития детей является социализация. Дети, как и все люди – социальные существа, они не могут узнать о культуре и человеческом опыте без взаимодействия и общения с другими людьми, в частности, со взрослыми. Дети могут комфортно жить в сообществе людей с помощью активного общения. Общение – это то, что позволяет детям узнать многое не только о людях и окружающем мире, но и о самих себе. Взаимодействие и общение между детьми является не менее важным. Чтобы детям понять, что они «среди равных», им необходимо общаться со сверстниками. Развитие коммуникации между дошкольниками и их сверстниками дает им возможность правильно вести себя в школе.
3 Личностная готовность. Личностная готовность ребёнка к обучению в школе - это степень сформированности у ребёнка личностных качеств, которые помогают ему почувствовать новую социальную роль, под названием «школьник». Это способность принять и понять новые требования по отношению к нему, иметь новый уровень свободы и ответственности, найти свое место в коллективе.
4. Физиологический компонент – это навыки самообслуживания, состояние общей моторики, уровень физической подготовленности, состояние здоровья, правильное телосложение, осанка.
К числу компонентов психологической готовности к школьному обучению можно отнести психомоторную (функциональную), интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную (в том числе и мотивационную), социально-психологическую (коммуникативную) готовность.
5. Речевой компонент предполагает овладение грамматикой и лексикой языка, определенная степень осознанности речи, становление форм (внешняя - внутренняя, диалогическая - монологическая) и функций (общения, обобщения, планирования, оценивания и т.д.) речи.
Основными структурными компонентами речи являются звуковой состав, словарь и грамматический строй. Различают устную и письменную форму речи. В каждом речевом акте можно выделить импрессивную (восприятие речи) и экспрессивную (воспроизведение речи) стороны. Изучением звукового состава речи занимается фонетика; словаря-лексикология, а грамматического строя-грамматика. Лексика, грамматика и фонетика входят в единую систему языка.
6. Волевой компонент умение ребенка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме правила).
7. Мотивационный компонент предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов - общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.
Мотив возникает на основе потребности и формируется в процессе осознания учеником противоречия между возникшей познавательной потребностью и возможностью её удовлетворения своими силами.
При овладении системой знаний и способов деятельности школьник может проявлять познавательный интерес на разных уровнях:
в виде любопытства, любознательности;
в виде эпизодического осознанного стремления познать новое, расширить и углубить имеющиеся знания;
в виде устойчивого стремления к постоянной умственной деятельности.
Наиболее высоким уровнем познавательных мотивов является сформированное чувство долга перед родителями, товарищами, классом, школой, а затем и перед обществом в целом.
8. Психомоторная (функциональная) готовность
К ней следует отнести те преобразования, происходящие в детском организме, которые способствуют повышению его работоспособности и выносливости, большей функциональной зрелости. Среди них в первую очередь требуется назвать:
- Возрастающая на протяжении всего дошкольного детства сбалансированность процессов возбуждения и торможения - позволяет ребенку более длительное время сосредотачивать свое внимание на объекте своей деятельности, способствует формированию произвольных форм поведения и познавательных процессов;
- Развитие мелких мышц руки и зрительно-моторных координации - создает основу для овладения действиями письма;
- Совершенствование механизма функциональной асимметрии мозга - активизирует становление речи как средства познания и вербально логического мышления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. -
М.: Мысль, 2015 – 282 с.
Бокова, Ю.Н. Особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLVIII
междунар
. студ. науч.-
практ
.
конф
. № 11(48).
Лурия
, А.Р. Внимание и память [Текст] / А.Р.
Лурия
. – М.: Сфера,
2014 – 291 с.
Айзман
, Р.И. Оценка степени готовности детей к обучению в школе /
Р.И. Айзман, Л.К. Великанова, Г.Н. Жарова. – Москва : Академия, 2016 – 321 с.
Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию. — М., 1976. — С. 186.
Галигузова
, Л.И. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. - 2000. - №5.- С.14-19.
Гальперин, П. Я. Расстройства внимания и методы их устранения [Текст
] /
Под ред. С.С.
Ляпидевского
. - М.: Мысль, 2005. – С. 196 - 200.
Ганичева, И.В. Личностно-ориентированные подходы к
психокоррекционной
и развивающей работе с детьми (5–7 лет). – Москва: Национальный книжный центр, 2014. – 136 с. – (Психологическая служба.)
Башаева
, Т. В. Познавательные процессы. Сущность, развитие,
нарушения, диагностика / Т. В. Башаева, О. В. Филатова. – Владимир : ВлГУ, 2016 – 152 с.
Гоноболин
, Ф
.Н. Внимание и его воспитание: научное издание / Ф.Н.
Гоноболин
. -
М. :
Педагогика, 1972. - 160 с.