* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} h1 {font-size: 14pt; font-weight: bold;} h2 {font-size: 13pt; color: #4472C4; font-weight: bold;} h3 {font-size: 11pt; color: #4472C4; font-weight: bold;} .Заголовок 1 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt; font-weight: bold;} .Заголовок 2 Знак {font-size: 13pt; color: #4472C4; font-weight: bold;} .Заголовок 3 Знак {color: #4472C4; font-weight: bold;} .toc 1 {margin-bottom: 5pt;} .toc 2 {margin-bottom: 5pt;} .toc 3 {margin-bottom: 5pt;} .Subtitle {font-size: 12pt; color: #4472C4; font-style: italic;} .Подзаголовок Знак {font-size: 12pt; color: #4472C4; font-style: italic;} .Strong {font-weight: bold;} .Emphasis {font-style: italic;} .No Spacing {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .TOC Heading {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

Учет связей между морфологией и синтаксисом при изучении грамматических тем

Морфоло́гия — раздел грамматики, основными объектами которого являются слова естественных языков, их значимые части и морфологические признаки.

Синтаксис – раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.

Природа отношений между явлениями морфологии и синтаксиса очень сложна. «Формы слова принадлежат слову, организуют и представляют его. Но функционируют они в синтаксической конструкции (начиная с элементарных соединений и кончая сложным текстом), и в этом смысле можно утверждать, что морфология служит синтаксису. Формы слов имеют свои собственные, морфологические значения. Сложившись на основе синтаксического функционирования форм слов, абстрагировавшись от их синтаксических функций, эти значения существуют как принадлежащие уже самой морфологической форме. Будучи носителем таких отвлеченных значений, форма слова в возможностях своего функционирования оказывается ограниченной этими значениями, она уже сама диктует синтаксису тот или иной выбор морфологических средств».

Морфология и синтаксис закономерно связаны и в сознании человека. Например: существительное в именительном падеже связано в нашем представлении с подлежащим, глагол в личной форме — со сказуемым, прилагательное — с определением и т. д. Это существенно сказывается на усвоении учащимися материала и имеет большое значение для выбора форм обучения, определения последовательности и необходимого количества упражнений и т. д.

Обычно внимание учителя привлекают трудности синтаксических конструкций, связанные со структурой предложений. Поэтому им на уроках уделяется больше времени. Например, что односоставные предложения труднее двусоставных, особенно в сложных предложениях. Трудны предложения с обособлением, с несколькими рядами однородных членов и т. д. Разбору в старших классах обычно подвергаются очень распространенные предложения с различными видами осложнения и т. д. Морфологическим факторам уделяется меньше внимания.

Другие морфологические категории, например падежные формы одной и той же части речи, тоже представляют неравноценные трудности в смысле уяснения их синтаксической роли в предложении. Например, среди падежных форм существительного наибольшую трудность представляет форма винительного падежа вследствие омонимии падежных окончаний именительного/винительного падежей у многих разрядов существительных.

Для синтаксиса очень важно не только выражение членов предложения той или иной частью речи, не только своеобразие отдельных морфологических категорий (падеж, лицо и др.), но и употребление в синтаксических конструкциях слов различных морфологических разрядов.

При изучении морфологии связи изучаемых морфологических понятий с синтаксисом должны устанавливаться по следующим линиям: 1) раскрытия функционирования слов данной части речи в словосочетании и предложении с учетом наличия у частей речи первичных и вторичных синтаксических функций; 2) рассмотрения свойственных данной части речи синтаксических категорий; 3) показа синтаксических свойств разрядов слов данной части речи.

При изучении синтаксиса связь с морфологией должна осуществляться по двум линиям: 1) выявления влияния морфологических факторов на структуру словосочетания и предложения; 2) учета стилистических различий, связанных с употреблением в речи слов.

Различный характер трудностей в осознании материала и овладении им диктует возможные методические подходы к работе над этим материалом.

Первый путь — отграничение наиболее трудного материала и перенесение его на более поздний этап обучения.

Второй путь — усиление практической работы над тем или иным явлением, увеличение количества упражнений, частоты повторения и т. д.

Важно показывать учащимся и стилистическое значение использования морфологических категорий в синтаксисе. Например, надо разбирать условия употребления в простом глагольном сказуемом форм времени и наклонения глагола в переносных значениях.

Установление взаимосвязи между явлениями морфологии и синтаксиса облегчит осознание системных связей в языке, сделает более глубоким усвоение обеих частей грамматики.