* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;}

Применение современных методик и практик в учебно-воспитательном процессе и пути повышения эффективности педагогической деятельности.

Смыкова Ольга Васильевна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

ФГКУ «МПКУ им.М.А.Шолохова

Войск национальной гвардии РФ»

Аннотация: В статье поднимается вопрос о методах и приёмах преподавания литературы в современной школе. Предлагаются методы и приёмы работы, являющиеся актуальными. Рассказывается об использовании игровых приёмов как способе повышения мотивации к обучению. Приводится личный педагогический опыт.

Ключевые слова: педагогические методики, качество образования. мотивация к обучению ,методы и приёмы обучения, творчески-продуктивная деятельность, личностно-ориентированное обучение, развитие критического мышления, нетрадиционные уроки, игровые технологии.

Изменения в обществе требуют от человека умения быстро приспосабливаться к новым условиям, находить нестандартные решения возникающих проблем.

          Чтобы сформировать данные умения у современных школьников, педагогу необходимо применять современные педагогические методики, способствующие повышению качества обучения. Повышению эффективности обучения способствует использование технологии личностно-ориентированного развивающего обучения. Сегодня на уроках педагог должен научить детей учиться.  Кроме этого, важно, чтобы школьники умели думать, анализировать, критически относиться к информации разного рода, подходить к любому делу творчески, то есть осуществляли творчески-продуктивную деятельность.

          Эффективность личностно-ориентированного урока видна, если у школьников  положительный настрой на работу, если они формулируют тему и ставят цель, работают по плану, применяют свой жизненный опыт, умеют связать прошлый опыт с новым знанием. Для большего эффекта педагогу необходимо сотрудничать с детьми, сочетать фронтальную работу с групповыми формами деятельности.

Повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом, развить критическое мышление способствуют нестандартные, или нетрадиционные уроки.

Творчество на таких уроках не развлекает, а помогает  подобрать такие задания, такой дидактический материал, который своей необычностью подачи (путешествие, заседание, конкурс, викторина и т.д.) вызывает удивление, активизирует внимание, мышление ученика. Нетрадиционные уроки русского языка и литературы развивают языковую наблюдательность, обеспечивают системный анализ лингвистических сведений.

       Наиболее эффективными в настоящее время считаются следующие методы: аукцион, кластер, синквейн, фишбоун, метод исследования, анализ литературного текста с переведением его на реальную ситуацию, игровые технологии.

Игра - одно из наиболее мощных средств формирования культуры поведения. Игра является способом познания окружающего мира, дает ребенку в доступной и интересной форме представление о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своим поведением и манерами. Игра приучает к дисциплине.

Используя игровые технологии на заключительном этапе изучения творчества А.С.Пушкина в 6классе, я провела нетрадиционный открытый урок- урок - литературный конкурс « По страницам романа А.С.Пушкина «Дубровский»,

Такой урок требует дополнительной подготовки, о чём заранее необходимо предупредить учеников. Например, выбрать капитана, придумать название, девиз, эмблему, представление команды.

Учебные цели урока:

-проверить знание художественного произведения и владение литературоведческой терминологией;

-продемонстрировать внимательное отношение к слову автора, к детали художественного произведения;

-продолжить развивать умение анализировать художественное произведение, характеризовать и сопоставлять героев, аргументировать свои мысли.

Воспитательные цели:

-продолжить вырабатывать чёткое представление о нравственных категориях и нормах поведения;

-воспитывать уважительное отношение к русской литературе.

На первое место при разработке любой методики ставится личность ученика и деятельность ученика в учебном процессе. Каждому ученику была дана возможность участвовать в конкурсах, демонстрируя свои знания и умения.

-Конкурс «Биографический»: ответить на несколько вопросов из биографии А.С.Пушкина. Знакомясь с фактами из жизни автора произведения, ученики получают конкретное представление о взаимосвязи мировоззрения и творчества писателя.

-Конкурс «Логический»: восстановить последовательность эпизодов романа. От учеников требуется обоснованное суждение, так как логическая точность текста нарушена.

Данный методический приём учит правильно мыслить, понимать логику сюжета и персонажей.

-Конкурс «Теоретический»: дать определение литературоведческим понятиям (роман, сюжет, эпизод, композиция+ раскрыть особенности композиции романа «Дубровский».

Изучение теории литературы - это основа анализа произведения.

-Конкурс «Заморочки из бочки, или Хорошо ли вы знаете текст романа?».

Допускается любое количество бочонков в мешке. Участник берёт из мешка бочонок с № лото и отвечает на вопрос .

-Конкурс «Лексический» выявляет, какие новые слова узнали ученики и правильно ли поняли их значение.

Например, слова «стряпчий, исправник, камердинер, подорожная, генерал-аншеф, штаб-лекарь» и другие - вызывают затрудненияоколению современных читателей трудно понимать язык произведения, в котором много устаревших и архаичных слов. С помощью контекстуального анализа текста можно определить значения слов и их взаимосвязь с другими словами.

Лексический анализ - важнейший инструмент в исследовании произведения художественной литературы.

Для зрительного зала (не членов команды) организована экскурсия в картинную галерею, где представлены картины русского советского художника Алексея Шмаринова, иллюстратора романа «Дубровский».

Каждый правильно ответивший получает жетон «Знаток романа» с изображением А.С.Пушкина.

Иллюстрация- элемент наглядности, который даёт возможность лучше представить замысел автора, историческую эпоху .

-Конкурс «Литературный»: угадать эпизод романа, продолжить его, обосновав своё мнение.

Например, «Как! Не почитать церковь Божию! Прочь, хамово племя!».

(Внезапное сумасшествие Андрея Гавриловича Дубровского в суде).

Конкурс демонстрирует умение выяснять мотив поступков героев.

Конкурс « Ассоциативный»: определить, кому могли бы принадлежать данные предметы.

Например, цилиндр, пистолет, кольцо- Владимиру Дубровскому;

Шаль, клубок со спицами ,поднос с чашкой -няне Орине Бузырёвой.

Приём наглядности реализуется через активизацию чувственно-зрительного восприятия школьников, через освоение ими таких мыслительных операций как сравнение, сопоставление ,классификация, идентификация. Предметная наглядность помогает воссоздать нравы и характер героев.

-Конкурс «Художественный образ»- приём «ассоциативный ряд» : словесно нарисовать образы героев используя не менее 5прилагательных.

Например, Владимир Дубровский-благородный, честный, справедливый, смелый, мечтательный.

Компьютерная техника- средство для оптимизации учебного процесса.

-Конкурс «Кинематографический»: посмотреть эпизод из фильма «Дубровский» (1988г. реж. В.Никифоров) и дать аргументированный ответ на проблемный вопрос.

(проблемные вопросы прикреплены на доске цветными магнитами).

1.Почему Маша не захотела стать свободной и убежать с Владимиром?

2.Почему Владимир Дубровский уехал за границу, покинув своих крестьян?

Диалог литературы и кино способствует эстетическому развитию школьников, преодолению ограниченности читательского и зрительского восприятия, а также имеет воспитательное значение - формирование духовного иммунитета против отрицательных явлений общества.

-Конкурс «Театральный».

Театрализация- методический приём, усиливающий эмоциональную сторону анализа произведения, развивающий память, речь.

Домашнее задание: инсценировать эпизод из романа.

Команда «Благородные разбойники» инсценировали эпизод «Кирила Петрович и Андрей Гаврилович на псарне».

Команда «Кистенёвцы»- эпизод «Разговор Владимира Дубровского с кучером Антоном»;

Жюри конкурса оценило выразительность игры артистов, определило команду победителей и самого эрудированного игрока.

Данный урок-конкурс представляет практический интерес для педагогов прежде всего тем, что он проводится по творчеству отдельного писателя ,что позволяет наиболее тщательным способом повторить, обобщить и систематизировать полученные знания в ходе традиционных, т. е. обыкновенных, уроков литературы.

В ходе конкурса развиваются и совершенствуются не только умственные, познавательные и интеллектуальные способности школьников, но и устная речь учащихся, а также умение ярко, образно и наглядно пересказывать, воспроизводить увиденный, услышанный, изученный либо прочитанный материал. Причем, помимо всего прочего, формируются первоначальные навыки ораторского мастерства и выразительности речи, поскольку в процессе рассказывания говорить необходимо громко, четко, точно, ясно и свободно. Кроме того, данная разновидность конкурса помогает вырабатывать хорошую дикцию.

Также развиваются познавательные и интеллектуальные способности учащихся, эрудиция, улучшается память и расширяется кругозор.

Урок-конкурс учит детей анализировать, рецензировать, делать правильные выводы из имеющегося потока изученной и полученной в ходе уроков информации, высказывая при этом свое личное мнение, формируя при этом умения и навыки аргументировать произносимые ими высказывания. Другими словами, этот конкурс учит школьников тонко чувствовать произведение художественной литературы, при этом самостоятельно мыслить и рассуждать, имея собственное мнение по основным спорным вопросам.

Нетрадиционные, или нестандартные уроки формируют устойчивый интерес к литературе как учебному предмету, они развивают творческие способности и образное мышление. Ученики в ходе таких уроков получают возможность заниматься тем, чем им нравится, основываясь при этом на своих чувствах, эмоциях и ощущениях. Творчество-это способность использовать накопленный опыт, знания в новых ситуациях, не боясь отойти от общепринятых канонов.

Использование эффективных современных технологий на уроках русского языка и литературы помогает воспитать образованных, нравственных людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

Используемая литература:

1.  Н.А.Миронова. Технологические карты уроков у учебнику под ред. Т.Ф. Курдюмовой «Русский язык и литература.10-11класс.»– М.: Дрофа, 2015.

2. Инновационные технологии в области литературного образования / Под ред. О.О.Путило. – Волгоград.Перемена» 2021г.

3.  Антипова A.M. Теоретико-литературные и эстетические категории и понятия в школьном курсе литературы: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2013.

4. Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе. 10-й класс: Методическое пособие. – СПб., 2004.

5. Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе. 11-й класс: Методическое пособие. – СПб., 2004.