* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Hyperlink {color: #0563C1; text-decoration: underline ;}

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области

«Московский областной медицинский колледж №1»

Наро-Фоминский филиал

Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»

ЦМК

общеобразовательных,

гуманитарных и естественно-научных дисциплин

статья на тему:

«Трудности изучения иностранного языка в медицинском колледже»

:

Преподаватель иностранного языка

Скребкова Н.Н


Трудности изучения иностранного языка в медицинском колледже

В среднем профессиональном учебном заведении иностранный язык является одной из общеобразовательных дисциплин и обязательной составной частью гуманитарной подготовки специалиста. Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту на занятиях по английскому языку студенты знакомятся с основами делового английского языка, необходимой медицинской лексикой, читают тексты профессиональной направленности, содержащие специальную лексику, развивают диалогическую и монологическую речь. В системе среднего профессионального образования дисциплина «Иностранный язык» занимает особое место: в ходе его изучения у студентов формируются умения и навыки пользования чужим языком как средством общения, средством получения новой, актуальной и полезной информации из различных областей знаний, в данном случае, из области медицины. Специфика обучения английскому языку в медицинском колледже требует особый подход к преподаванию предмета. Английский язык выступает в роли непрофилирующей дисциплины, поэтому особое значение приобретает изменение общего отношения к предмету и развития интереса к его изучению.

Преподавание английского языка в медицинском колледже предполагает четкую конкретную цель: коммуникативные действия в профессиональных условиях и возможных смежных ситуациях (в больнице, в поликлинике, в аптеке), исходя из цели, обучение английскому языку строится с учетом профессиональной направленности, межпредметности и коммуникативно- деятельного подхода и таким образом достигается внедрение в образовательный процесс профессионально направленной компетенции.

Однако, несмотря на понимание значимости иностранного языка в реализации потенциальных возможностей будущим специалистом, студенты колледжа, по-прежнему, не уделяют должного внимания его изучению и недостаточно хорошо им владеют. Изучение английского языка – процесс сложный и трудоемкий, требующий много времени и сил, поэтому возникает ряд трудностей. И на это у каждого своя причина:

– низкий уровень знаний, полученных в ходе изучения иностранного языка в школе, или просто отсутствие базового уровня;

– негативные отношения, сложившиеся с преподавателем иностранного языка;

– слабое представление о необходимости дальнейшего использования английского языка в реальной жизни.

– трудности с восприятием и запоминанием большого объёма текстового материала;

– сложность преподавания английского языка, вследствие этого отсутствие интереса на занятии;

– отсутствие способностей к изучению английского языка, трудно дается;

– языковой барьер, стесненность или неуверенность высказать свое мнение, боязнь ошибиться;

Поэтому, главная задача, которая стоит перед преподавателем, это создание на занятиях таких психолого-педагогических условий, при которых у студентов появится осознание значимости, заинтересованности и желание изучать английский язык. Преподавателю следует помочь каждому студенту поверить в себя и в свои силы, заинтересовать его и предложить такую методику, которая внедрила бы в процесс занятия студентов всех уровней. Необходимо объяснить студентам важность изучения английского языка, привести примеры использования языка в жизни, напомнить о его международной важности, соотнести язык с той профессией, которую они выбрали. Например: расширяются связи с другими странами. Больницы и поликлиники, лечебно-профилактические учреждения оборудуются новой диагностической и лечебной аппаратурой. В работе широко применяются вычислительная техника и компьютеры. В лечении больных используются новые методики, содержание которых часто излагается только на английском языке. Будущий медицинский работник должен владеть методикой работы со справочной литературой, уметь перевести любой медицинский текст, со словарем и без него. Особое внимание уделяется работе с инструкциями по применению лекарственных средств, чтобы выпускник медицинского колледжа мог свободно ориентироваться в потоке новой информации, которая зачастую поступает на английском языке.

Цель преподавателя не превратить занятие по иностранному языку в устрашающий процесс выставления оценок за выполненное или невыполненное домашнее задание, а привить интерес студенту и предоставить стимул любому, кто тянется к знаниям, превратить урок в путешествие по странам и континентам, в знакомство с разными национальностями и культурами, обычаями и традициями. Весьма важным на последующих этапах изучения языка является этап сравнения особенностей родной культуры с иностранной культурой с целью формирования нравственно ориентированного отношения подростков друг с другом, формирования толерантности к окружающим, что поможет более четко активизировать процесс познания обучающегося.

Образовательные стандарты нового поколения основаны на компетентностном подходе и ориентируют студентов на овладение полезными знаниями, необходимыми для успешного достижения целей в реальных жизненных условиях и различных жизненных ситуациях. Основными средствами формирования базовых компетенций при обучении иностранному языку выступают особые формы и методы подачи материала. Главная задача, которая стоит перед преподавателем, это раскрыть творческий потенциал студентов, найти такие средства, которые пробуждали бы мыслительную активность студентов и интерес к иностранному языку. В решении этой задачи на первый план выходят активные методы обучения, которые мотивируют обучающихся к самостоятельному и творческому освоению материала.

Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса. Например, в аудиторных занятиях по английскому языку могут использоваться такие методы как, интеллектуальные разминки, деловые и ролевые игры, дискуссии, реальные жизненные ситуации, конкурсы, викторины, уроки – КВН, круглые столы, презентации, проекты, бинарные занятия, пресс-клубы, конференции, олимпиады на междисциплинарной основе. А также повышению мотивации способствует участие студентов в дистанционных олимпиадах по английскому языку. Для решения трудностей и повышения мотивации студентов на своих занятиях я использую учебную ролевую игру, которая представляет собой практическое занятие, моделирующее различные аспекты профессиональной деятельности будущих медсестер.

Игровая форма проведения занятия обеспечивает условия комплексного использования имеющихся у студентов знаний предмета профессиональной деятельности; совершенствование их иноязычной речи; более полное овладение иностранным языком как средством профессионального общения и предметом изучения.

Ролевые игры можно проводить как на итоговых, обобщающих занятиях, так и в процессе изучения отдельной темы. Такие темы как «У стоматолога», «В аптеке», «Визит врача», «Посещение врача», «История болезни» и др. являются очень благодатной почвой для применения ролевых игр на практических занятиях. А также этот метод можно использовать со студентами, у которых низкий уровень знаний.

Метод проектов – ещё один метод, который я применяю на своих занятиях, и студенты с удовольствием, что немало важно, берутся за это дело. Этот метод является одним из наиболее эффективных методов активного обучения в самостоятельной работе студентов. Работа над проектом является процессом творческим. Студенты самостоятельно или с помощью преподавателя осуществляют поиск и отбор необходимой информации, т.е. учатся ориентироваться в информационном пространстве. Студенты становятся активными участниками, а преподаватель направляет их деятельность и помогает им. Проект студенты представляют в виде компьютерных презентаций, эссе, рефератов. При этом они учатся аргументировано отвечать на поставленные вопросы, отстаивать свою точку зрения, положительно воспринимать замечания товарищей и адекватно оценивать свою работу. Такая работа вовлекает их в процесс, что служит мотивацией для изучения английского языка. Следовательно, активные методы направлены на создание благоприятного мотивационного и эмоционального фона на занятии английского языка, что ведет к развитию устойчивого интереса к его овладению.

Изучение профессионального иностранного языка есть результат большого личного труда обучающегося. Овладение иноязычной речью в медицинском колледже способствует развитию важных профессиональных качеств: терпению, умению преодолевать трудности, аккуратности, самостоятельности. Все эти качества необходимы будущим медицинским работникам.

Из всего сказанного следует, что именно преподаватель должен помочь студенту преодолеть трудности изучения английского языка и всеми способами мотивировать и подготовить студента к правильному восприятию иностранного языка как важной дисциплины, необходимой для нравственного воспитания себя как личности. В свою очередь обучающийся, должен приложить максимум усилий в преодолении этих трудностей. Избежание монотонности и сложности преподавания языка, чётко продуманная организация учебного процесса в колледже ведёт к решению преодоления трудностей, повышает мотивацию студента для изучения английского языка и превращает его из пассивного субъекта восприятия информации в активного участника учебного процесса.

Список литературы

  1. Чурилов Л.П. Английский язык для медиков / Л.П. Чурилов, С.Г. Ханикатт, У.Дж. Скоггинса. – СПб, 2012.

2. Гутарева Н.Ю. Основные вопросы профессионально-ориентированного обучения английскому языку в неязыковом вузе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.englishteachers.ru//foru

3. Попов М.А. Профессионально направленное обучение иностранному языку // Специалист. – №4. – 2013

4. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам.