Значительная роль в формировании всесторонне развитой личности отводится искусству, в частности музыке. Яркие художественные произведения, воздействуя на эстетическое восприятие, становятся источником и средством воспитания и развития ребёнка, в том числе умственного. В процессе работы меня заинтересовала возможность умственного развития детей средствами музыки. Прежде всего я уточнила задачи умственного воспитания детей в детском саду и определила направление работы, наметила конкретные задачи; 1.Развитие музыкального восприятия. 2.Формирование музыкальной культуры и музыкально-эстетического вкуса: интереса и любви к высокохудожественной музыке, желания слушать музыку и исполнять её. 3.Приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания. 4.Развитее музыкальных способностей (ладового чувства - способности эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения: формирование чувства ритма, гармонии). 5.Формирование способности к слуховому представлению, т.е. способности произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение; активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. 6. Развитие интереса к национальной музыке с целью ознакомления с духовной культурой других народов. 7. Приобщение ребенка к народной, классической и современной музыке, формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительству. 8. Развитие творческих способностей дат в пении, игровой и музыкально-танцевальной деятельностях. 9. Формирование умения использовать полученные знания и навыки в быту, на досуге и в творческой деятельности. ) знакомить детей с фактами и явлениями окружающей жизни средствами музыки, расширять кругозор; формировать речь детей в процессе обучения их слушанию музыки и пению. развивать умственные способности детей, направленные на усвоение знаний, навыков в музыкально! деятельности; формировать их самостоятельность, умение творчески применять знания в разнообразной деятельности на занятиях и вне занятий Поставленные задачи решаются во всех формах работы с детьми: на музыкальных занятиях, праздниках, утренниках, развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной музыкальной деятельности совместно с воспитателями. Перспективно планирую работу с детьми так, чтобы материал был равномерно распределён в течение учебного года, обеспечивая тем самых последовательное решение поставленных задач в комплексе с другими. Продумываю методы и приемы работы по активизации мыслительной деятельности. В календарном планировании музыкальных занятий предусматривав как обеспечить решение всех задач умственного воспитания в сочетании с другими задачами. Наиболее трудные задания, требующие большого умственного напряжения, чередую с более простыми и знакомыми, слежу за активностью ребят. Слушание музыки я рассматриваю как одно из действенных средств умственного развития детей. Поэтому, я использую музыкальные произведения, разнообразные по тематике настроению, жанрам, средствам выразительности, осуществляя тем самым первый этап в умственном развитии - - организацию познавательного опыта, накопление общих и специальных знаний из области музыкального искусства, упорядочение и приведение их в систему. Подбор материала для слушания позволяет расширить кругозор ребят, запас музыкальных впечатлений, даст детям разносторонние знания об окружающем. Первый круг вопросов, на которые дети получают ответ, можно сформулировать так: какие чувства передает музыка? (Дети учатся путём сравнения разных произведений отличать тончайшие оттенки в настроении музыки. выражать их словами.) Второй круг вопросов направлен на понимание детьми того, что музыка может передать многое из окружающей жизни. Третий круг вопросов — как, с помощью каких средств рассказывает музыка о явлении, предмете? (Дети получают представление о форме песни, учатся различать запев, припев, вступление, проигрыш, заключение, усваивают специальную терминологию. У дошкольников закрепляются знания о жанрах: марш, танец, песня.) Составной частью умственного воспитания является развитие и совершенствование у детей мыслительных процессов, элементов логического мышления. С младшего возраста стараюсь учить детей узнавать, сравнивать, делать умозаключения на основе анализа, обобщать, высказываться о музыке. Активизация умственной деятельности достигается тем, что каждый раз детям предлагаю более сложное задание: иной сложный вариант того же задания, другую игровую ситуацию, новое музыкальное произведение. Например, каждый раз меняю марш, плясовую, колыбельную, стимулируя ребят к самостоятельному выбору действий в соответствии с жанром нового для них музыкального произведения. Не упускаю из поля зрения и такую важнейшую задачу умственного воспитания, как развитие речи. Ведущая роль в развитии речи принадлежит песне. Слово и музыка неразрывны. Музыка привлекает внимание детей к речевой основе, заставляет вслушиваться и вдумываться в содержание песни. Предвидя трудности в произношении слов, даю правильный показ сразу. Это помогает в дальнейшем избежать закрепления у них неправильного произношения и связанных с этим трудностей исправления ошибок, часто во время исполнения песни дети коверкают слова, потому что не понимают их значения. Перед началом работы над песней анализирую текст, выбираю трудные и непонятные по смыслу слова и фразы. Речевой образец, пояснения для установления единства слова и представлений, повторение с целью запоминания — вот то методы, которые помогают в развитии речи на музыкальных занятиях. Работа, предусмотренная для обогащения словаря, пробуждает у детей любознательность. Ребята сами стали задавать вопросы. Находятся среди детей желающие ответить, объяснить трудное слово, делают это очень охотно и радуются своим успехам. Изучение и применение в разговорной речи музыкальной терминологии также способствуют обогащению словаря детей. Они запоминают и начинают свободно ориентироваться в таких терминах: характер музыки, темп, композитор, жанр, части, вступление, запев, припев, проигрыш. Большое внимание я уделяю формированию у детей связной речи, точному и полному изложению своих впечатлений, логике построения фразы. Для этого использую любую возможность: задаю вопросы при прослушивании музыки, песен. Неоценимую помощь в решении задач умственного воспитания оказывают музыкально-дидактические игры и упражнения, игровая форма которых облегчает процесс познания, делает его осознанным, позволяет обеспечить умственную активность каждого ребёнка. Дидактические задания на каждом последующем занятии видоизменяю, усложняю. Это заставляет детей искать новые способы достижения цели. Большое место в умственном воспитании и развитии детей принадлежит музыкально-ритмической деятельности. Подбирая игры, пляски, хороводы, упражнения и творческие задания, учитываю прежде всего их педагогическую направленность, определяю методы и приемы работы над конкретным материалом с конкретной группой детей. Работая над движениями, стремлюсь развивать творчество дошкольников их воображение, фантазию. Использую разную по настроению музыку фонограммы, иллюстрации, записи. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития способностей детей. Поэтому нужно не упустить возможность и развивать в детях всё лучшее, что заложено от природы. И это не пройдёт бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления. Статья ?Умственное развитие детей на музыкальных занятиях?
Умственное развитие детей на музыкальных занятиях