СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ТХЭКВОНДО НА ЗАНЯТИЯХ В СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ

Автор Косинцева Татьяна Александровна, тренер МАУ ДО СШОР Сургутского района ХМАО Югры

ВВЕДЕНИЕ

Включение тхэквондо ВТФ в программу Олимпийских Игр позволило привлечь дополнительное количество специалистов к научно-методическому сопровождению процесса подготовки олимпийцев. Система спортивного образования в России предусматривает поэтапную подготовку спортсменов. В большинстве случаев спортивным образованием в олимпийских видах спорта занимаются государственные структуры: спортивные школы (СШ), специализированные спортивные школы олимпийского резерва (СШОР), центры спортивной подготовки (ЦСП), центры олимпийской подготовки (ЦОП), училища олимпийского резерва (УОР), центры детского творчества (ЦДТ). В регионе ХМАО Югра, под контролем головной организации региональной федерации Тхэквондо работают спортивные клубы, спортивные школы, и другие организации являющиеся членами региональной федерации. Правительственные программы поддержки олимпийских видов спорта предусматривают получение надбавок, грандов и стипендий ведущим специалистам и спортсменам. Известно, на подготовку высококлассного спортсмена уходит 6 и более лет. Выявлению наиболее перспективных спортсменов способствует существующая система соревнований по календарю Министерства Спорта России в избранном виде спорта. Только официальные результаты являются основанием для выплат надбавок. Так же система отчетности и тарификации в спортивных образовательных учреждениях предусматривает раннее участие в первенствах и чемпионатах. Такие требования значительно понижают возраст детей с начала занятий и в настоящее время основные типовые законополагающие документы, регламентирующие работу образовательных спортивных учреждений, не предусматривают понижение возраста. Возникает противоречие-проблема между необходимостью показа результата тренером-преподавателем с кадетами и возможностями образовательной системы по допуску к началу занятий и комплектации групп. Практика работы тренеров-преподавателей по тхэквондо ВТФ показывает необходимость понижения возраста занимающихся, а типовые положения не позволяют набирать детей дошкольного возраста. Поэтому возникла потребность разработки авторской программы, определяющей содержание образования с детьми в возрасте 4-6 лет.

Данное противоречие определило цель нашего исследования, какова структура и содержание занятий, способствующие повысить эффективность подготовленности дошкольников на основе авторской программы по тхэквондо (втф) для детей в возрасте 4-6 лет.

Предмет исследования – влияние содержание образования авторской программы на эффективность организации учебно-тренировочного процесса с детьми в возрасте 4-6 лет.

Объект исследования – дети в возрасте 4-6 лет занимающиеся по авторской программе.

Гипотеза исследования – применение авторской программы по тхэквондо ВТФ в процессе обучения детей в возрасте 4-6 лет значительно улучшит показатели развития двигательно-координационных качеств, что выразится в результатах тестов.

Для достижения цели исследования необходимо решать следующие задачи:

Изучить состояние вопроса в научно-методической литературе.

Разработать образовательную программу по тхэквондо ВТФ для организации занятий с детьми дошкольного возраста 4-6 лет.

3. Экспериментально проверить эффективность программы занятий по тхэквондо на двигательные и физические способности.

Анатомические и психические особенности работы с детьми дошкольного возраста

B период от 4 до 6 лет (дошкольный возраст) все размеры тела увеличиваются относительно равномерно. Годичный прирост длины тела составляет 5—6 см, массы тела — около 2 кг. Но к концу этого периода начинается ускорение роста: за год ребенок прибавляет 8—10 см. Такой бурный рост связан с эндокринными сдвигами, происходящими в организме (второй период быстрого роста проявляется у детей в 13—14 лет, когда начинается половое созревание).

У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Если к 6—7 годам длина туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук — более чем в 2,5 раза, а длина ног — более чем в 3 раза.

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. У ребенка сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 6—7 лет) мышцы рук. К 5 годам увеличивается мышечная сила. Однако из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

К 6—7 годам заканчивается созревание нервных клеток головного мозга. Однако нервная система ребенка еще недостаточно устойчива: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Нервная регуляция деятельности сердца у детей еще несовершенна. Неравномерность частоты и силы сердечных сокращений наблюдается даже в покое. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во время занятий надо разнообразить.

Ранний и дошкольный возраст характеризуются значительными изменениями не только в физическом, но и в моторном развитии.

С возрастом количество движений у детей увеличивается. Дети должны двигаться не менее 50—60% всего периода бодрствования. Интенсивность двигательной активности — среднее количество движений в минуту — составляет примерно 38—41 у детей 2 лет, 43—50 — 2,5 лет, 44—51 — 3 лет. Это значит, что разовая продолжительность движений очень мала — в среднем от нескольких секунд до 1,5 мин. Детям свойственна частая смена движений и поз — до 550—1000 раз в день, благодаря чему происходят поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную двигательную деятельность детей, создавая условия для разных движений.

Бег, прыжки, метания — те двигательные умения, которые ребенок должен освоить до школы. Насколько успешно он это сделает, зависит от ловкости, быстроты, силы и выносливости, т.е. от развития основных двигательных качеств. По уровню развития этих качеств можно судить о физической подготовленности ребенка.

Психологические особенности дошкольного возраста

Ведущая деятельность – игра, освоение норм поведения и деятельности людей.

К 3.5 годам осваивает конструирование, появляются элементы планирования. Появляются элементы сюжетно-ролевой игры с предметами и несколько позже – со сверстниками. Ребёнок эмоционален: самолюбии, обидчив, радостен, печален, доброжелателен, завистлив, способен к сочувствию.

4 года – самоутверждение; возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость, «обзывание взрослых» («Я сам», нарциссизм – восхваляет себя). Игры в одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры).

К 4

-5

годам способен понять то, что ещё не видел сам, но о чём ему толково рассказали. Сочиняет простой, но достаточно подробный рассказ по картинке, осмысленно заканчивает начатое взрослыми предложение, способен к обобщению. Основной вопрос: почему? Появляется сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Может заниматься одним делом до 40 – 50 минут.

К 4,5 годам способен ставить цель и планировать её достижение. Задаёт вопрос: зачем?

К 5 годам ребёнок умеет назвать свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес, транспорт, идущий к дому. Умеет пользоваться конструктором, собрать игрушку по схеме. Может нарисовать человека со всеми основными частями тела.

С 5,5 лет ребёнку доступны все виды обучения, он в принципе готов к обучению.

5-6 лет гармонизация отношений со взрослыми, повышенная потребность в любви, нежности со стороны родителей, развитие чувства любви, привязанности к родителям – критический возраст для формирования способности любить другого человека

[24]

Характеристика спортивной деятельности в тхэквондо.

Спортивной дисциплине тхэквондо ВТФ, включенной в государственные программы воспитания населения, в реестр государственных и аккредитованных видов спорта, введенной в программу Олимпийских Игр уделяется много внимания со стороны государственных структур и различных организаций, развивающих тхэквондо ВТФ.

Как и любой вид спорта тхэквондо основано на законах и закономерностях теории и методики физической культуры и спорта, педагогике, психологии, физиологии, биомеханики, социологии, медицины, акмеологии и достижениях других наук.

Виду спорта тхэквондо посвящен ряд диссертационных исследований.

Ли Чжон Ки в 2003 году в диссертации на тему «технико - тактические характеристики соревновательного спарринга в тхэквондо версии ВТФ» определил необходимость совершенствования нового олимпийского вида спорта - тхэквондо. В исследовании указал:

что основная научно-методическая и учебная литература по тхэквондо посвящена базовой технике;

специалисты по тхэквондо еще не уделяют достаточного внимания исследованию соревновательной деятельности;

на необходимость выявления объемов, результативности и базового состава техники и тактики ведения боя в соревновательных спаррингах;

на определение объемов и состава подготавливающих действий, ударов, серий ударов, комбинаций ударов, и манер ведения боя в соревновательном спарринге квалифицированных тхэквондистов

[17]

.

Тактика маневрирования подробно рассматривается в единоборствах В.А. Аркадьевым (1969)1.

В работах Д.А. Тышлера (1981) рассматривается оптимизация учебно-тренировочного процесса по контактным ударным единоборствам. Как следствие этого процесса были теоретически обоснованы специфические проявления восприятий и реагирования спортсменов, так называемых "чувства боя", "чувства дистанции", "чувства соперника" и впервые разработана методика их формирования.

Эпов Олег Георгиевич в 2000 году исследовал конфликтное взаимодействие тхэквондистов в тактико - технических структурах при выполнении бокового маневрирования. [36]

Педагогические наблюдения показали, что чаще всего боковое маневрирование используется для защиты - 55 % (в основном для ухода с линии атаки и выхода из угла додянга); при проведении встречных и опережающих атак — 15%; при проведении контратак - 25% и ответных атак - 5%. Тхэквондисты использующие боковое маневрирование, как в атаке, так и контратаке добиваются большей результативности чем при прямолинейном маневрировании.

В таэквондо версии ИТФ боковое маневрирование занимает существенное место по отношению к маневрированию «челноком», и «степом», при обыгрывании противника по линии атаки и при дистанционном обыгрывании., Если для фехтования характерно прямолинейное маневрирование, то в теории и практике тхэквондо ВТФ не были проведены научные исследования и не выявлены закономерности использования техники и тактики бокового маневрирования, успешно применяемого сегодня ведущими тхэквондистами мира. Эпов научно обосновал применения бокового маневрирования в методике подготовки тхэквондистов версии ВТФ и в разработке содержания учебного раздела в программе подготовки студентов ИФК, специализирующихся в тхэквондо.[36]

Большое внимание к индивидуальным характеристикам при осуществлении тактики ведения боя проводит Г.М. Морозов2, он указывает, что в тхэквондо более широко рассматриваются способы боя против тхэквондистов с ярко выраженными тактико-техническими характеристиками, так Г.М. Морозов приводит советы, которые дают тренеры своим ученикам, как проводить поединки с тхэквондистами различных стилей. Как вести бой против спортсмена высокого роста, против спортсменов работающего на контрактах. Подробные схемы боя, изложенные Г.М. Морозовым, имеют практическое значение, а их использование для научных работ требует проведение статистического анализа и педагогических наблюдений.

Сурьенков Игорь Анатольевич в 2000 году в диссертации «работоспособность тхэквондистов на предсоревновательном этапе при использовании стимуляционно-восстановительного комплекса» выявил уникальность вида спорта тхэквондо. Тхэквондо ВТФ вошло в программу Олимпийских Игр. Престиж и популярность тхэквондо ВТФ значительно выросло. Занятия этим видом борьбы требует не только способностей к эффективным оперативным решениям, но и высокого развития физических и психических качеств. Исследовал причины конкурентоспособности российских спортсменов. Изучил тренировочные нагрузки по циклам. Заострил внимание на предсоревновательном периоде. По его мнению нагрузки должны постоянно возрастать и вопрос о переносимости спортсменами этих нагрузок, и, следовательно, обеспечения полноценного восстановления, становится всё более актуальным[26].

Одним из основных условий правильного построения учебно - тренировочного процесса является рациональное сочетание нагрузок с фазами отдыха и стимуляционно - восстановительными мероприятиями, с учётом влияния каждого тренировочного занятия, с последствием от одного или нескольких предыдущих, входящих в микро - и макро - циклы общего тренировочного процесса. В условиях ограниченного времени тренировок и подготовки к соревнованиям, по его мнению, проблема повышения работоспособности и ускорения восстановления спортсменов является первоочередной и важной в практическом отношении [26].

Цой Олег Енгынович в диссертации «психо-тактическая подготовка юных тхэквондистов 15-17 лет» в 1996 отметил:

все большую популярность тхэквондо в мире;

навыки имеют не только спортивное, но и прикладное значение;

занятия этим видом борьбы не только требуют способностей к эффективным оперативным решениям, но и развивают физические и психические качества;

огромную роль играет возраст юных тхэквондистов 15-17 лет;

принятие

реализационно

-оперативных решений в ситуациях единоборств в зависимости от сенситивных периодов;

учет возрастных особенностей развития психических качеств, определяющих решение оперативных задач при выполнении тактических действий позволит повысить уровень тактической подготовленности и спортивного мастерства юных борцов, специализирующихся в тхэквондо.

[33]

Чин Джуный в диссертации «оптимизация индивидуальной подготовки тхэквондистов с учётом их психофизиологических качеств» в 1994 году доказал, что определённое сочетание психофизиологических качеств и степень их развития позволила оптимизировать индивидуальную подготовку тхэквондистов.[35]

Теоретически и экспериментально обосновал методики индивидуальной подготовки тхэквондистов на основе выявленных психофизиологических качеств

Калашникова Татьяна Владимировна в кандидатской диссертации «формирование у студентов ифк умений построения комбинаций боевых действий в таэквондо» в 2001 году через использование тактического анализа соревновательной деятельности высококвалифицированных таэквондистов выявила характерные комбинации боевых действий, а с помощью теории конфликтного взаимодействия единоборцев и педагогического построения, разработала содержание и методику формирования у студентов умений и навыков построения комбинаций боевых действий. А так же предложила и внедрила методик построения комбинаций боевых действий в таэквондо. Определила содержание освоения комбинаций боевых действий при подготовке будущих тренеров.[12]

В 2006-2008 г. тренерский состав сборной команды России по тхэквондо ВТФ в составе Лашпанов А.В., Ефремов А.П., Воробьев В.И., Головихин Е.В. разработали образовательные программы для специализированных ДЮСШ, где в нормативной части описали тарификацию, количество часовой нагрузки, наполняемость групп по годам обучения. Так же они опубликовали учебно-методическое пособие по формированию двигательно-координационных качеств тхэквондистов высших спортивных разрядов. Рассчитали порядок проведения учебно-тренировочных сборов, объем и интенсивность нагрузки[27,28].

Агеев Василий Васильевич в диссертации «повышение эффективности тренировочного процесса спортсменок при занятиях таэкво-ндо в подготовительном периоде», защищенной в РГАФК в 1999 разработал тренировочные программы и специальные комплексы позволившие повысить эффективность тренировочного процесса спортсменок в подготовительном периоде за счет ускорения восстановительных процессов, а также положительного влияния на функциональное состояние и спортивную работоспособность. В результате проведения педагогических экспериментов на общеподготовительном этапе подготовительного периода спортсменок при занятиях таэквон-до были получены новые научные данные в следующих направлениях: составлены и апробированы три комплекса исследовательских методик для изучения динамики наиболее важных для спортсменок психомоторных и физиологических функций, характеризующих быстроту реагирования, скоростно-силовые качества, максимальную силу различных мышечных групп, функции зрительного анализатора, функции внимания; на основании изучения суточной динамики 9 показателей психомоторных функций у спортсменок установлены наиболее оптимальные периоды для специализированной зарядки, дневных и вечерних тренировок, а также составлен рациональный суточный режим спортсменок; сформированы и апробированы экспериментальные тренировочные программы для втягивающего, развивающего базового и ударного микроциклов; в процессе наблюдений с многократным тестированием выявлены особенности развертывания процессов утомления и восстановления у спортсменок в трех разработанных недельных микроциклах без применения восстановительных средств; в соответствии с полученными данными о процессах утомления и восстановления у спортсменок в различных недельных микроциклах разработаны три специальных комплекса, включающие педагогические, гигиенические, медико-биологические и психологические средства восстановления и повышения работоспособности; в результате проведения сравнительных последовательных и параллельных педагогических экспериментов установил эффективность применения трех разработанных специальных комплекса в различных недельных микроциклах; выявил, что применение разработанных специальных комплексов позволило в значительной мере повысить эффективность тренировочного процесса спортсменок на общеподготовительном этапе подготовительного периода; установил, что систематическое применение предложенных комплексов исследовательских методик обеспечивает углубление педагогического контроля за динамикой функционального состояния и работоспособностью спортсменок [1].

Цилфидис Лазарос Константинович в диссертационной работе «педагогическое взаимодействие как условие формирования личности в таэкон-до» в 1999 году изучил возможности средств педагогического взаимодействия инструкторами тхэквондо. Внедрил использование принципов педагогического взаимодействия в тхэквондо и обеспечил необходимую динамику качеств личности в соответствии с их факторной структурой у отечественных обладателей чёрных поясов[32].

Карпов Максим Алексеевич в 2001 году на основе диссертации «индивидуализация учебно-тренировочного процесса юных тхэквондистов на этапе начальной спортивной специализации» повысил эффективность учебно-тренировочного процесса подготовки юных тхэквондистов младшего подросткового возраста и аттестации на ученические пояса может при соблюдении следующих условий:

а) учебно-тренировочный процесс подготовки юных тхэквондистов будет ориентирован на основе психологической теории спортивной деятельности в тхэквондо;

б) при осуществлении учебно-тренировочного процесса будут учитываться возрастно-половые особенности спортсменов младшего подросткового возраста;

в) индивидуальный поход к детям будет проводиться на основе предварительной диагностики свойств и типа темперамента, а педагогические воздействия будут содержать в себе приемы управления мотивацией и психическим состоянием юных тхэквондистов[13].

Кашкаров Виктор Александрович3 в 2001 году разработал учебную программа для детско-юношеских школ (ДІОШ), ШВСМ, СДЮШОР. Минимальный возраст занимающихся 9 лет. Программа предусматривает поэтапное изучение техники и тактики тхэквондо в группах начальной подготовки, учебно-тренировочных группах, группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. В программе так же изложены нормативы и средства[14].

Головихин Евгений Васильевич в 2008 году совместно с группой специалистов, непосредственно работающих со сборной командой России с учетом требований возникшей практики работы, разработал две образовательных программы по тхэквондо ВТФ. Первая программа охватывает широкий круг занимающихся и предусматривает занятия с детьми дошкольного возраста с 5-6 лет. Требования к комплектованию учебно-тренировочных групп, групп спортивного совершенствования основаны на спортивных результатах и разрядах. Спортсмен в возрасте 12 лет способен выполнить норматив кандидата в мастера спорта (1-2 место на первенстве России по тхэквондо ВТФ). Для подготовки спортсмена к соревнованиям требуется минимум 5 лет, т.е в семь ребенок уже должен активно заниматься тхэквондо имея достаточный запас физического развития. На формирование двигательно-координационных качеств уходит еще два года тренировок. Что и определило возраст 5-6 лет начала занятий в спортивной школе на основе образовательной программы. С возможностью занятий детей 5-6 лет в спортивно оздоровительных группах возникли дополнительные ресурсы охвата занимающихся спортсменов.

Вторая программа, разработанная Головихиным, направлена на спорт высших достижений и сделана исключительно для специализированных спортивных школ олимпийского резерва.[6]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алабин В. Г.

Организационно-методические основы многолетней

тренировки юных тхэквондистов ВТФ: Учебное пособие. - Челябинск, 19

99-211с

.

Васильев В.А.

Психофакторы

успешности в детском спорте: М.,

изд

-во Весна.2005.-255с.

Вацула

И.

и др. Азбука тренировки тхэквондиста ВТФ. - Минск: Полы

мя, 19

96, -

57

с

.

Годик М.А.

Контроль тренировочных и соревновательных нагру

зок. - М.: Физкультура и спорт, 1980.-117с.

Головихин Е.В. Позитивная коррекция личностных установок у

занимающихся в группах спортивного оздоровления и начальной подготовки обучения в секциях

кёкусин

каратэ // Научно-методический журнал: Физическая культура / Детский тренер/4’2006.

c

34-37

Головихин Е.В. Особенности организации занятий с группами начальной подготовки 1 года обучения в СДЮСШОР на примере тхэквондо ВТФ// Научно-методический журнал: Физическая культура / Детский тренер/

7,2007.с41-45

Гордеева Г.А

Комплексный контроль в тхэквондо// Тхэквондо Москва 2004., с11-14

Губа В., Вольф М., Никитушкин В.

Современные проблемы ран

ней спортивной ориентации

. - М., 1998.-89с.

Зеличеиок

В.Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П.

Тхэквондо ВТФ:

критерии отбора. - М.: Терра-спорт, 2000

-77с

.

Карпов М

.

А

.

Индивидуализация учебно-тренировочного процесса юных тхэквондистов на этапе начальной спортивной специализации :

Дис

. ... канд. пед. наук : 13

.00.04 : Челябинск, 2001 162 c.

Кашкаров В.А., Вишняков А.В., Гуркин СВ. Методика тестирования важнейших двигательных способностей тхэквондистов на этапе начальной подготовки // Тхэквондо. - 1998. -№3. - С. 9-11

Ли Чжон Ки диссертация

к.п.н

.

Т

ехнико

- тактические

характеристики соревновательного спарринга в тхэквондо версии ВТФ

М

:РГАФК 2003.-132с с ил.

Матвеев Л. П.

Основы спортивной тренировки.-М.: Физкульту

ра и спорт, 1977

-421с

.

Минеев К.П. Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста в спортивно-образовательных учреждениях. Пермь: изд-во Саяны, 2005. 227 с.

Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность

спортивных школ. - М., 1995.

-34с

Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я.

Набатниковой

. - М.: Физкультура и спорт, 1982.

-С23-25

Платонов В.Н.

Подготовка квалифицированных спортсменов. -

М.: Физкультура и спорт, 1986.

-344с

Сурьенков

И

.

А

.

Работоспособность тхэквондистов на предсоревновательном этапе при использовании

стимуляционно

-восстановительного комплекса

., диссертация

к.п.н

., М:,РГАФК 2000.,141 с

с

ил.

Тхэквондо ВТФ: Примерная програм

ма для системы дополнительного образования детей: ДЮСШ

, СДЮШОР

. - М.:

Ориентал

, 2008-132 с.

Тхэквондо ВТФ: Программа для дет

ско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношес

ких школ олимпийского резерва (нормативная часть). - М.: СТР

, 2008.-87с

Эпов

О.Г.

К

онфликтное взаимодействие тхэквондистов в

тактико

- технических структурах при выполнении бокового маневрирования

,

диссертация

к.п.н

.

2000.,М:РГАФК 145с с ил.

Морозов Г.М. Уроки тхэквондо. М. 1992.

Кашкаров В.А., Вишняков А.В. Тхэквондо (ВТФ): Учебная программа для детско-юношеских школ (ДІОШ), ШВСМ, СДЮШОР. - М., 2001. - 70 с.

Аркадьев Виталий Андреевич Тактика в фехтовании [Текст] / Аркадьев В. - М. : Физкультура и спорт, 1969. - 181 с.