Суггестопедия и её эффективность
* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;}

ВВЕДЕНИЕ

Образование – это то, что всегда будет оставаться актуальным, несмотря на изменения в мире. Однако подходы к образованию должны меняться в зависимости от поколения и современных тенденций. Кроме того, изучающий иностранные языки в современном мире является ключом ко многим дверям и открывает большие перспективы. Именно поэтому данное исследование направлено на апробацию трех нестандартных методов обучения иностранным языкам, которые позволяют повысить эффективность обучения и сократить необходимые для него сроки.

В данной статье речь пойдет о нестандартном подходе к обучению иностранным языкам, таком как Суггестопедия. Помимо теоретического материала, в данной статье содержатся практические результаты, а именно апробация данного подхода в школах и результаты опросов учителей и учащихся с целью выявления наибольшая эффективность. На основании всего этого будут внесены усовершенствования, чтобы попытаться сделать технику более прибыльной. Важно отметить, что исследование проводилось в Российской Федерации и результаты во многом актуальны для этой страны. Это не означает, что результаты можно применять только в России, но в других странах могут возникнуть свои нюансы из-за различий в системах образования и менталитетах.

ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Суггестопедия — метод обучения, разработанный в 1950-х годах болгарским исследователем Лозановым. Он направлен на раскрепощение и стимулирование личности посредством управляемого и независимого обучения. Хотя поначалу дискуссия вокруг Суггестопедии встретила разную реакцию, она затихла, что свидетельствует о ее принятии и включении в педагогические основы во всем мире. Практическая польза Суггестопедиа признана, что оправдывает ее использование в конкретных случаях.

Говоря об этом подходе, важно учитывать его название. Термин «предложение» происходит от латинского «suggestum», что означает заменять или шептать. Суггестология — это изучение внушения, а суггестопедия применяет его в образовании. Лозанов предполагает, что информация может проникать во внутренний мир человека сознательно или неосознанно. Этот метод, разработанный психотерапевтом Георгием Лозановым, направлен на раскрытие умственного потенциала, особенно при обучении языку. Суггестопедия приобрела популярность в 1960-1970-е годы, особенно в бывших социалистических странах.

В этом методе ключевую роль играет словарный запас, при этом упор делается на лексический перевод, а не на контекстуализацию. Лозанов подчеркивает необходимость разработки языкового материала в «цельных, содержательных текстах». Суггестопедический подход побуждает студентов сосредоточиться на общении, а не просто на запоминании слов и приобретении речевых навыков. Оно коренится во внушении, но Лозанов разграничивает свое представление о внушении от клинического понимания гипноза. Основные теоретические компоненты включают в себя отговорки и внушения, открывающие доступ к умственным резервам.

Вникая в суть этой методики, важной темой являются основные принципы. Как уже говорилось ранее, Лозанов сосредоточил внимание на средствах активизации кадрового резерва. По его мнению, основными из них являются:

1. Авторитет. Личность учителя играет ведущую роль в процессе обучения. Определенные качества, которыми должен обладать преподаватель, способствуют повышению его авторитета и помогают завоевать расположение учеников, что необходимо для успешного обучения.

2. Инфантилизация. Этот термин означает «создание в группе атмосферы разумно организованного коллектива, в результате чего учащиеся оказываются в условиях взаимного доверия, благоприятных для обучения». Использование ролевых игр, музыки и комфортных условий занятий позволяют у студентов обрести чувство уверенности в себе и предоставить благоприятные возможности для усвоения учебного материала.

3. Двойная планированность. Положение о двумерности поведения человека означает, что человек использует жесты, мимику, интонацию и определенную манеру поведения для того, чтобы воздействовать на собеседника и располагать к себе окружающих. , двумерность, или второе «Я» учителя, помогает создать его авторитет, а также помогает таким образом раскрепостить, расслабить и инфантилизировать учеников.

4. Интонация, ритм (ритмичность) и концертная псевдопассивность. Слушание, согласно суггестопедическому методу, должно быть организовано определенным образом. Особые требования предъявляются к интонации и ритму звучащего материала. Текстовый материал «исполняется» преподавателем в определенном ритме под специально подобранную музыку. Музыка, как и интонация и ритм, отмечают некоторые ученые-исследователи метода Лозанова, должна иметь определенную частоту (соответствовать частоте сердцебиения и дыхания человека) и способствовать расслаблению и медитации, что приводит учащихся в состояние - так называемая «концертная псевдопассивность», когда они лучше воспринимают и запоминают материал.

На основе этой информации Лозанов создал так называемые «законы» Суггестопедии, которые помогали полностью раскрыть потенциал человека, используя описанные выше скрытые источники. К 7 основным принципам (законам) Суггестопедии относятся:

1. Любовь. Нежный и человечный подход учителя к ученикам создает в классе заботливую и спокойную атмосферу. Это похоже на материнскую любовь при обучении ребенка езде на велосипеде, когда ребенок чувствует материнскую поддержку, даже когда мать физически не держит велосипед. Таким образом, учитель предлагает тонкое руководство, служит образцом для подражания и мягко корректирует работу учащихся.

2. Свобода. Этот принцип позволяет учителю корректировать план урока в соответствии с конкретными потребностями группы, подобно тому, как ученик выбирает задания, исходя из своих внутренних предпочтений и требований.

3. Убежденность Учителя в том, что происходит нечто необычное. Учитель становится воодушевленным и твердо верит в эффективность своих методов обучения. Следовательно, студенты инстинктивно задействуют свои скрытые способности для достижения впечатляющих результатов. Опыт учителя заключается в установлении контакта со студентами и передаче их уверенности, создании позитивной учебной среды.

4. Многократное увеличение входного объема. Этот принцип утверждает, что суггестопедия способствует эволюционному развитию личности. Его уроки охватывают значительно больший объем информации, зачастую в 2-3 раза более обширный, чем на других курсах.

5. Глобально-частичное. Преподаватель одновременно представляет как общую концепцию темы, так и ее конкретные детали. При таком подходе слова и грамматика не рассматриваются как отдельные сущности языка; вместо этого они являются неотъемлемыми компонентами речи.

6. Золотая пропорция. Это правило подчеркивает важность достижения гармонии в обучении. Это подчеркивает необходимость правильного баланса между различными элементами, такими как части и целое, музыка, интересы учащихся и отношения в рамках суггестопедического урока.

Следуя описанным выше правилам и принципам, вы сможете составить конкретный план урока:

Введение: на этом этапе учитель в увлекательной и юмористической форме знакомит с новой грамматикой и словарным запасом. Несмотря на быстрый темп преподавателя, он естественно повторяет ключевые фразы, обеспечивая эффективное понимание. Благодаря такому подходу учащиеся могут начать говорить с самого первого урока, используя предоставленные шаблоны.

Концертная сессия (активная и пассивная): На пассивном этапе преподаватель создает успокаивающую атмосферу, играя приятную музыку и читая вслух с выразительной интонацией. На этом этапе учащиеся активно слушают и расслабляются. На активном этапе учащиеся дважды встают и читают одну или две страницы вместе с учителем. На этом этапе учитель периодически приостанавливает чтение, чтобы дать ученикам возможность насладиться музыкой, улучшая общий процесс обучения.

Разработка: Для закрепления и закрепления материала преподаватель включает в процесс обучения игры и головоломки. Эти действия служат привлекательными инструментами для просмотра контента. Важно отметить, что при исправлении ошибок учитель использует «принцип велосипеда», делая это тонко и незаметно. Такой подход способствует созданию благоприятной и эффективной среды обучения.

Производство: на этапе производства учащимся предлагается создавать диалоги и участвовать в ролевых играх из реальной жизни. Во время этой деятельности учитель воздерживается от перебивания или исправления учащихся. Такой подход способствует независимому использованию языка и уверенности в применении того, что они выучили.

Роли учащихся тщательно определены. Психическое состояние учащихся имеет решающее значение для успеха, поэтому учащимся следует избегать употребления веществ, изменяющих сознание, и других отвлекающих факторов и полностью погрузиться в процедуры метода. Студенты не должны пытаться понять, манипулировать или изучить представленный материал, а должны сохранять псевдопассивное состояние, в котором материал течет через них. Ожидается, что студенты будут поощрять собственную инфантилизацию. Частично это достигается признанием абсолютного авторитета учителя, а частично — посвящением себя занятиям и приемам, призванным помочь восстановить у ребенка уверенность в себе, непосредственность и восприимчивость. Эти занятия включают ролевые игры, игры, песни и гимнастику.

Описанный выше план занятий предназначен для старшей части населения, поэтому дети не могут полностью осознанно подходить к обучению наравне со взрослыми. Однако Суггестопедия дает возможность дать знания детям. Применение Суггестопедии для детей называется «профилактической суггестопедией». Его основная цель – оградить детей от потенциально ограничивающего и сдерживающего педагогического влияния, преобладающего в обществе. Этот подход направлен на создание благоприятной и освобождающей образовательной среды для молодых учащихся. Подход для взрослых предполагает длительные занятия без физической активности и материалы, адаптированные для их возрастной группы. Напротив, дети по-разному реагируют на «социальные субъективные нормы», и их мозг более чувствителен, чем у взрослых. Следовательно, для детей следует использовать особый подход с использованием материалов, соответствующих их возрасту, чтобы они соответствовали их уникальным характеристикам. Уроки детей более спонтанны и кратки, что защищает их от неблагоприятного педагогического воздействия общества.

Имея базовую информацию, вы сможете выделить плюсы и минусы этого метода изучения языка. К положительным моментам относятся:

1. Многие аспекты Суггестопедии можно адаптировать к обычному уроку без особого акцента на методе. Расслабленное, свободное от стрессов состояние помогает учащимся обрести уверенность. Многие из методов, описанных в «Суггестопедии», способствуют осмысленному взаимодействию в классе.

2. Суггестопедия предоставила множество ценных сведений о неиспользованном потенциале мозга, преимуществах техник вынужденной релаксации в классе, таких как использование музыки в качестве подсказки и стимула для обучения.

3. Основная ценность Суггестопедии заключается в том, что она помогает студентам преодолеть важные личностные психологические барьеры при изучении иностранного или второго языка.

Но, конечно, есть и ложка дегтя. У этой методики довольно много отрицательных сторон, и вот основные из них:

1. Суггестопедия требует значительного количества времени, средств и ресурсов. Небольшие группы необходимо рассадить в комфортабельных комнатах, в то время как большинство других методов не требуют такой сложной обстановки.

2. Преподавателю, использующему Суггестопедия, требуются драматические способности в смежных дисциплинах. Следует отметить, что восточные традиции раджа-йоги могут не понравиться западным ученикам.


Важно отметить, что эта методика была выбрана не только потому, что она необычным образом влияет на психику людей, но и потому, что на данный момент мало фактических исследований эффективности или неэффективности метода. К сожалению, в обширной рекламной литературе до сих пор отсутствуют оценочные данные. Слишком часто методы и образовательная философия защищаются с философской или теоретической позиции, а не на основе каких-либо доказательств. Об этом методе написано много, но серьезного исследования с практической точки зрения еще предстоит провести. Поэтому я хочу внести свой вклад в исследование эффективности этого метода.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Метод апробировался на различных возрастных группах в течение одного месяца, чтобы объективно оценить его сильные и слабые стороны. Важно отметить, что эти уроки проводились в школьной среде с классами, состоящими из 20 или более учеников, а это означает, что результаты относятся к эффективности метода в школьных условиях. Во время уроков учеников просили сидеть удобно без каких-либо ограничений, единственное правило — не мешать другим. Их основной целью было постичь суть истории. Занятие началось с захватывающей музыки, создающей историческую атмосферу, после чего последовало чтение рассказа немного продвинутого уровня. Впоследствии студентам было предложено поделиться своим пониманием текста и коллективно установить приблизительную хронологию. Все незнакомые слова объяснялись, и рассказ читался еще раз. В завершение каждого урока учащиеся были разделены на две группы, которым было поручено с помощью заранее подготовленных карточек, содержащих предложения из текста, создать последовательность действий. Результаты не были немедленно раскрыты, чтобы предотвратить споры, и обе группы получили призы по завершении всех уроков, использующих этот метод. Я хотел бы начать с плюсов и минусов, которые применимы ко всем возрастным группам. Главный недостаток этого подхода в том, что он ориентирован в основном на лексику, и если стоит задача объяснить грамматику, то вряд ли это удастся. В то же время есть и плюс: одновременно с запоминанием новых слов учащиеся тренируют умение воспринимать текст на слух и расставлять правильные ударения. В подавляющем большинстве возрастных групп такой подход также позволил мотивировать учащихся на качественную работу, ведь при разделении учащихся на группы каждый хотел показать себя с лучшей стороны. Но это также является и недостатком, поскольку без должного контроля со стороны учителя соревнования могут вызвать издевательства со стороны сверстников. Более узконаправленные результаты для каждого из них будут описаны ниже.

2-4 классы. В этом возрасте дети склонны к активности и часто не могут усидеть на одном месте. Это сразу вызывает неудобства, ведь согласно Суггестопедии, для наилучшего погружения каждый должен сидеть так, как хочет. В случае с детьми этого возраста это невозможно, так как они не очень хотят получать знания, не поняв еще значения этого процесса. В большинстве случаев при таком подходе дети шумели и мешали друг другу, поэтому вмешательство воспитателя неизбежно. По мнению Суггестопедии, учитель должен играть второстепенную роль, но в случае с детьми это просто невозможно, поскольку детям необходимо прививать дисциплину.

Одним из самых больших преимуществ этого подхода в этой возрастной категории является скорость запоминания. Чем моложе люди, тем лучше у них работает память, что позволяло детям мгновенно запоминать материал. При этом слова, выученные в начале месяца, студенты воспроизводили в конце месяца без дополнительного запоминания. Это показывает, что данная методика позволяет развивать долговременную память. Нельзя не отметить влияние музыки, которая в этой возрастной категории принесла больше проблем, чем преимуществ. Дети, несомненно, лучше концентрировались, но и быстрее утомлялись, запоминая меньше материала.

Еще одним существенным преимуществом Суггестопедии является развитие командной работы, но для этого необходимо непосредственное участие преподавателя, который обеспечит участие всех учащихся в выполнении задания. Но уследить за всеми зачастую невозможно, поэтому для больших групп этот метод не особенно подходит.

Общий вывод для этой возрастной категории: Суггестопедия может использоваться в процессе обучения, но с небольшими корректировками и не на постоянной основе. Таким образом, это позволит ученикам развить долговременную память и умение работать в команде, но предотвратит хаос в классе и быструю утомляемость. Суггестопедия — отличный вариант внести разнообразие в ваш привычный подход.

5-6 классы. В этом возрасте дети еще чрезмерно активны, но помимо этого они начинают терять авторитет у взрослых и учителей, что делает поддержание дисциплины в классе практически невыполнимой задачей. Эффективность метода становится менее значимой по мере снижения показателей памяти и концентрации.

Для этой возрастной категории недостатков значительно больше, чем преимуществ, что делает его использование бесполезной тратой времени. Если детям этого возраста позволить сидеть, как им заблагорассудится, они будут очень мешать друг другу и шуметь, не обращая внимания на материал, а музыка заставляет их думать, что учителя не слышат их разговоров между собой.

Единственный положительный момент, который можно отнять, это то, что эта методика все же способна развивать командный дух, но в то же время малоподвижные дети так и будут оставаться таковыми, что еще раз доказывает неадекватность такого подхода и не подходит. для больших групп.

Общий вывод для этой возрастной группы заключается в том, что такой подход практически не принесет никакой пользы и лишь создаст хаос в классе. Для этого возраста гораздо больше подходят форматы, где учитель занимает доминирующую роль и может поддерживать дисциплину и тишину в классе.

7-8 классы. Эта возрастная группа наиболее подходит для Суггестопедии. Большинство детей уже переросли гиперактивную стадию и понимают, зачем им учиться, что позволяет поддерживать дисциплину в классе без столь чуткого присмотра учителя. При этом показатели памяти по-прежнему очень хорошие, что позволяет эффективно использовать данную методику для развития долговременной памяти и усвоения материала.

Еще одним важным преимуществом для этого возраста является то, что учитель может играть менее значительную роль в классе и быть на одной волне с учениками. Это проще для преподавателя и позволяет ученикам чувствовать себя более расслабленно и лучше запоминать новый материал. Однако музыка в этой ситуации все же является скорее недостатком, поскольку не каждый может использовать тот или иной шум для концентрации.

Нельзя не отметить, что в этом возрасте качества характера и индивидуальные особенности детей начинают проявляться более заметно, что требует индивидуального подхода для наибольшей эффективности и обучения. Но в рамках школы это просто невозможно, поэтому учителю необходимо придерживаться среднего уровня. Но из-за этого у некоторых детей возникают трудности с программой, а некоторым, наоборот, материал кажется скучным. В общем, это скорее проблема не методики, а самого формата обучения – в больших группах. Что еще раз доказывает, что данная методика подходит для небольшого количества людей и непригодна для групп более 10 человек.

9-11 классы. В этом возрасте способность быстро схватывать информацию немного падает, но не столь существенно. Главным преимуществом является то, что учащиеся уже полностью понимают суть и цель обучения, что позволяет преподавателю практически без особых усилий поддерживать достаточный уровень дисциплины и вовлекать учащихся в процесс.

Музыка на заднем плане оказала большее влияние, чем при занятиях с другими возрастными группами, помогая расслабиться и сконцентрироваться. Скорее всего это связано с большой нагрузкой в ​​школе и предстоящими экзаменами, поэтому что-то необычное помогает лучше понять материал.

Однако экзамены являются и существенным недостатком, поскольку требуют большой подготовки и не оставляют времени для использования различных методов обучения. Это касается любого экзамена, чтобы подготовиться к первому, нужно решить стандартные задачи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, после анализа всей полученной информации Суггестопедия подходит не всем и не может применяться в качестве основного метода обучения. Его можно реализовать как своего рода разновидность для тренировки словарного запаса и навыков аудирования. Сделать это в рамках школьной программы пока довольно сложно, потому что группы слишком велики для данной методики, где оптимальное количество учеников – от 5 до 10.

Также важно подчеркнуть, что возраст учащихся также влияет на ее эффективность, поскольку методика основана на запоминании слов и развитии как долговременной, так и кратковременной памяти. В рамках школьного образования оптимальный возраст – 7-8 классы, где методика приносит наибольшую пользу. Однако это более общий вывод, поскольку качество памяти варьируется от человека к человеку.

Говоря об этом, в больших группах сложно уделить индивидуальное внимание каждому, из-за чего многие преимущества методики просто теряют смысл. Суггестопедия может способствовать командной работе, но также может стать поводом для издевательств над детьми. Эта методика не подходит для раскрепощения людей и раскрытия их потенциала, поэтому категорически не рекомендуется использовать ее в младших классах.

Такой подход, несомненно, имеет место для студентов старше 20 лет, поскольку музыка и непринужденная атмосфера, без ощущения школы, оказывают большее воздействие на взрослых, имеющих четкое намерение и желание учиться. Возможно, прогресс будет не таким быстрым, как в случае с учениками 7-8 классов, но он обязательно произойдет и, что самое главное, оставит положительные эмоции. Суггестопедия — отличный вариант для частных языковых школ, не предполагающих классического школьного образования. В обычной школе, как уже говорилось выше, их уместно использовать лишь изредка и с определенными возрастными группами.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Суггестопедия и язык, У. Джейн Бэнкрофт.

2. Суггестология и очерки Суггестопеды Георгия Лозанова

3. Суггестопедия для учителя иностранного языка Георгия Лозанова.