Е.В. Зайцева,
г. Макеека
СУЩНОСТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Изменения в политической, экономической и социальной жизни государства требуют формирования гармонично развитой личности, граждан, способных не только адаптироваться к новым условиям развития общества, но и активно участвовать в жизни. страны. Ведущая роль в развитии личности принадлежит образованию, как объективному процессу целенаправленной подготовки к реализации различных функций, выявлению активной жизненной позиции. Лучшее - это образование, которое помогает ребенку найти способ обрести себя, вселить уверенность в свои силы и способность сформировать мировоззрение и подготовиться к жизни. Одним из направлений такого образования является духовно-эстетическое воспитание школьников.
Проблемам педагогической аксиологии и ценностных ориентаций, учащейся молодежи посвящены работы Е. И. Артамоновой, Н. Д. Никандрова, В. А. Сластенина, Г. И. Чижаковой и др. Современные концепции-воспитания представлены в работах: Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Н. М. Таланчук, М. И. Рожкова, Н. Е. Щурковой.
Воспитание – это процесс целенаправленного влияния взрослых на детей, целью которого выступает накопление ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него принимаемой обществом системы ценностей [4, с. 4]. Но на вопрос о том, что такое духовно-нравственное воспитание, можно ответить, только если мы сможем определить, какова его сущность и материя, то есть сфера, качество, которое мы формируем в этом процессе. Если говорить о физическом воспитании, то речь идет о развитии телесных навыков и качеств, а если о психическом образовании, мы имеем в виду формирование интеллектуальных способностей.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что духовно-нравственное воспитание – это воспитание чувств и морально-этических установок, нравственного облика, проявление нравственного поведения в рамках семьи, общества и государства в целом, а так же во время процесса воспитания усваиваются духовно-нравственные нормы жизни, передаются принятия национальных ценностей и овладение общечеловеческой, культурной, духовной и нравственной ценностью.
Философский анализ категории «ценность» позволил выделить особенности ее толкования. Так, Аристотель определял, что ценности воспринимаются людьми по-разному. В частности, в оценке счастье проявляется единство изменчивого и устойчивого, особенного и всеобщего. Ученые эпохи Возрождения (М. Кузанский, М. Монтень, Э. Роттердамский) провозглашали высшей ценностью человека. В эпоху Просвещения утверждали: только на основе ценностных ориентаций справедливого общества можно формировать духовные потребности человека, и на их основе индивидуальные ценностные суждения. Представители немецкой философии (Гегель, Кант, Фихте, Шеллинг) отмечали, что нравственные, духовные ценности априорно присущи внутреннему миру человека, его душе [2, с.28].
В. А. Караковский к общечеловеческим ценностям относит следующие: человек, семья, работа, знание, культура, отечество, земля, мир, позволяющие ребенку стать действительно реальной социальной ценностью [3, с. 19]
Затрагивая тему общечеловеческих ценностей, можно говорить непосредственно о работе педагогов. Перед преподавателями стоит задача нравственного воспитания учащихся, усвоение основных ценностей, развитие у них культурной устойчивости и духовно-нравственной безопасности. Таким образом, личность преподавателя играет огромную роль в образовательном процессе. В этическом образовании преподаватель дает ученикам не только знания; влияет на них своим поведением, всем своим внешним видом. Честность, быстрота реакции, доброта, доброта, честность, справедливость – обязательные профессиональные качества преподавателя.
Е. В. Бондаревская считает задачами педагогов по формированию ценностных ориентации личности состоит в том, чтобы поддерживать индивидуальность, единство и неповторимость каждой личности, опираясь на ее способность к культурному саморазвитию; развивать и открывать заложенные природой способности и дарования; формировать общечеловеческие нормы гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, любви и веры), культуру общения; воспитывать уважение к закону, нормам коллективной жизни; развивать гражданскую и социальную ответственность (проявляется в заботе о благополучии своей страны); приобщать детей к культурным ценностям, отражающим богатство общечеловеческой культуры своего Отечества и народа; развивать потребность в высоких культурных и духовных ценностях [1, с. 52].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что система дополнительного образования в этом процессе соответствует важному социальному порядку, который должен быть направлен на поддержку общей культуры личности, широкой научной эрудиции и гуманитарных наук и, прежде всего, на формирование любви к человеку. Аксиологические и культурные подходы, следовательно, определяют в современной концепции образования, согласно которой профессионально подготовленный учитель должен быть продуктом культуры нации, человечества. Поэтому дисциплины гуманитарного цикла, в частности педагогические дисциплины, следует рассматривать как составную часть духовной культуры общества.
ЛИТЕРАТУРА
Бондаревская Е.
В. Ценностные основания личностно
ориентированного воспитания /
Е. В. Бондаревская //
Пед
агогика, 1995. – № 4. – С. 46-
53.
Долженко В.
А. Культурологические основы педагогического знания // Духовность личности: методология, теория и практика: сб. науч. тр. / гл. ред. Г.
П.
Шевченко. – Вып. 1 (7). – Луганск: Изд-во Восточноукр. нац.
ун-т им. В. Даля, 2005. – С. 28-
44.
Караковский, В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский. – М. : Творческая педагогика, – 1993. – 80 с.
Смирнов, С.
А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.
А.
Смирнов, И.
Б.
Котова, Е.
Н.
Шиянов и др.; под ред. С.
А.
Смирнова.
–
М.
: Издательский центр «Академия», 2000.
–
512 с.