Е.В. Зайцева,

г. Макеека

СУЩНОСТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Изменения в политической, экономической и социальной жизни государства требуют формирования гармонично развитой личности, граждан, способных не только адаптироваться к новым условиям развития общества, но и активно участвовать в жизни. страны. Ведущая роль в развитии личности принадлежит образованию, как объективному процессу целенаправленной подготовки к реализации различных функций, выявлению активной жизненной позиции. Лучшее - это образование, которое помогает ребенку найти способ обрести себя, вселить уверенность в свои силы и способность сформировать мировоззрение и подготовиться к жизни. Одним из направлений такого образования является духовно-эстетическое воспитание школьников.

Проблемам педагогической аксиологии и ценностных ориентаций, учащейся молодежи посвящены работы Е. И. Артамоновой, Н. Д. Никандрова, В. А. Сластенина, Г. И. Чижаковой и др. Современные концепции-воспитания представлены в работах: Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Н. М. Таланчук, М. И. Рожкова, Н. Е. Щурковой.

Воспитание – это процесс целенаправленного влияния взрослых на детей, целью которого выступает накопление ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него принимаемой обществом системы ценностей [4, с. 4]. Но на вопрос о том, что такое духовно-нравственное воспитание, можно ответить, только если мы сможем определить, какова его сущность и материя, то есть сфера, качество, которое мы формируем в этом процессе. Если говорить о физическом воспитании, то речь идет о развитии телесных навыков и качеств, а если о психическом образовании, мы имеем в виду формирование интеллектуальных способностей.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что духовно-нравственное воспитание это воспитание чувств и морально-этических установок, нравственного облика, проявление нравственного поведения в рамках семьи, общества и государства в целом, а так же во время процесса воспитания усваиваются духовно-нравственные нормы жизни, передаются принятия национальных ценностей и овладение общечеловеческой, культурной, духовной и нравственной ценностью.

Философский анализ категории «ценность» позволил выделить особенности ее толкования. Так, Аристотель определял, что ценности воспринимаются людьми по-разному. В частности, в оценке счастье проявляется единство изменчивого и устойчивого, особенного и всеобщего. Ученые эпохи Возрождения (М. Кузанский, М. Монтень, Э. Роттердамский) провозглашали высшей ценностью человека. В эпоху Просвещения утверждали: только на основе ценностных ориентаций справедливого общества можно формировать духовные потребности человека, и на их основе индивидуальные ценностные суждения. Представители немецкой философии (Гегель, Кант, Фихте, Шеллинг) отмечали, что нравственные, духовные ценности априорно присущи внутреннему миру человека, его душе [2, с.28].

В. А. Караковский к общечеловеческим ценностям относит следующие: человек, семья, работа, знание, культура, отечество, земля, мир, позволяющие ребенку стать действительно реальной социальной ценностью [3, с. 19]

Затрагивая тему общечеловеческих ценностей, можно говорить непосредственно о работе педагогов. Перед преподавателями стоит задача нравственного воспитания учащихся, усвоение основных ценностей, развитие у них культурной устойчивости и духовно-нравственной безопасности. Таким образом, личность преподавателя играет огромную роль в образовательном процессе. В этическом образовании преподаватель дает ученикам не только знания; влияет на них своим поведением, всем своим внешним видом. Честность, быстрота реакции, доброта, доброта, честность, справедливость обязательные профессиональные качества преподавателя.

Е. В. Бондаревская считает задачами педагогов по формированию ценностных ориентации личности состоит в том, чтобы поддерживать индивидуальность, единство и неповторимость каждой личности, опираясь на ее способность к культурному саморазвитию; развивать и открывать заложенные природой способности и дарования; формировать общечеловеческие нормы гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, любви и веры), культуру общения; воспитывать уважение к закону, нормам коллективной жизни; развивать гражданскую и социальную ответственность (проявляется в заботе о благополучии своей страны); приобщать детей к культурным ценностям, отражающим богатство общечеловеческой культуры своего Отечества и народа; развивать потребность в высоких культурных и духовных ценностях [1, с. 52].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что система дополнительного образования в этом процессе соответствует важному социальному порядку, который должен быть направлен на поддержку общей культуры личности, широкой научной эрудиции и гуманитарных наук и, прежде всего, на формирование любви к человеку. Аксиологические и культурные подходы, следовательно, определяют в современной концепции образования, согласно которой профессионально подготовленный учитель должен быть продуктом культуры нации, человечества. Поэтому дисциплины гуманитарного цикла, в частности педагогические дисциплины, следует рассматривать как составную часть духовной культуры общества.

ЛИТЕРАТУРА

Бондаревская Е.

В. Ценностные основания личностно

ориентированного воспитания /

Е. В. Бондаревская //

Пед

агогика, 1995. – № 4. – С. 46-

53.

Долженко В.

А. Культурологические основы педагогического знания // Духовность личности: методология, теория и практика: сб. науч. тр. / гл. ред. Г.

 П. 

Шевченко. – Вып. 1 (7). – Луганск: Изд-во Восточноукр. нац.

ун-т им. В. Даля, 2005. – С. 28-

44.

Караковский, В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский. – М. : Творческая педагогика, – 1993. – 80 с.

Смирнов, С.

А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.

 

А.

 

Смирнов, И.

 Б. 

Котова, Е.

 Н. 

Шиянов и др.; под ред. С.

 А. 

Смирнова.

М.

: Издательский центр «Академия», 2000.

512 с.