* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} h1 {font-size: 12pt; font-weight: bold;} .Body Text {font-size: 12pt;} .List Paragraph {text-align: justify; margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

УДК 373.291

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Петрова Светлана Алексеевна

Студентка кафедры дошкольного и начального образования,

ФГБОУ ВО «ДонГУ», институт педагогики

г. Донецк, ДНР, РФ

Должность: старший преподаватель

Научный руководитель: Головинова Алла Анатольевна

ФГБОУ ВО «ДонГУ»

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы подготовки к письму детей старшего дошкольного возраста, раскрываются теоретические основы проблемы, выделены психолого-педагогические условия, направления и содержание работы по подготовке к письму в условиях дошкольного учреждения.

Ключевые слова: подготовка к школе, графо-моторные навыки, мелкая моторика, зрительно- пространственная координация.

Проблема подготовки детей к обучению в школах не теряет актуальность, что свидетельствует о характере инновационного процесса в образовании на сегодняшний день. Одним из сложных навыков в первом классе является освоение техники письма. Неготовность руки ребёнка затрудняет адаптационный процесс, способствует проявлению различного тревожного состояния и даже может привести к негативному отношению к учебе у детей.

Нагрузка на ребёнка с начала систематического образования в школе многократно увеличивается: кроме того, чтобы усвоить новую информацию, дети должны учиться держать ручку, карандаш, запомнить и воспроизвести графические изображения буквы. У них быстро устают руки, они теряют рабочую строку.

Это связано с тем, что у детей слабо развиты мышцы пальцев рук, страдает зрительно-моторная координация, восприятие и зрительная память. Различные аспекты проблемы подготовки руки к письму рассматривали в своих трудах педагоги, психологи, физиологи: Н.Г. Агаркова, П.К. Анохин, М.М. Безруких, Н.А. Бернштейн, П.Я.Гальперин, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Т.П. Сальникова, Л.В. Фомина, Д.Б. Эльконин и мн.др.[3,5].

Письмо - это сложный навык, включающий координацию работы тонкой мышцы кистей и всего тела, хорошее зрительное и пространственное восприятие, произвольная визуализация. Подготовка рук к письму требует развития графических навыков – «определенных привычных положений и движений пишущей руки, позволяющих изображать письменно звуки и их соединения». Это очень сложный процесс: в координацию деятельности вовлекается вся кора мозга, слуховые органы, зрение, многие мышцы тела. Функциональная база графических навыков - серия организованных движений, зрительной памяти и координации, мелкой моторики, когнитивных предпосылок. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет также хорошо запоминать, логически рассуждать, связно рассказывать. По словам М.М.Кольцовой, «уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Автор полагает, что «все основания для того, чтобы рассматривать руку как «орган речи», такой же как и артикуляцию». Следует отметить, что письмо - это не только моторное, но и интеллектуальное знание. По мнению В.А.Сухомлинского, «истоки способности и даров детей находятся на кончиках пальцев. От пальца, как правило, идет тончайший ручей, питающий источник творческих мыслей" [6].

Обладая хорошо развитыми графическими навыками, письмо будет четкое, красивое, разборчивое, быстрое. Таким образом, необходимо развить механизмы овладения письмом, создать условия для того, чтобы ребенок накопил двигательный и практичный опыт, развивал ручную ловкость.

К психолого-педагогическим условиям подготовки руки к письму мы относим построение образовательной работы на основе диагностики индивидуальных особенностей ребёнка и применение комплекса занятий по развитию графомоторного навыка в различных видах деятельности.

Очень важным является оценка уровня формирования двигательных функций рук, то есть статической и динамической организации движения. Для этой цели широко применяются тесты Н.О.Озерецкого и Н.И.Гуревича. С помощью простой игровой тренировки «Коза», «Колечко», «Зайчик». «Пальцы здороваются» можно наглядно проиллюстрировать движения тонкой моторики по следующим характеристикам: подвижности, координации движений, качества выполнения, степени точности движения, отсутствия сопутствующего движения пальцев рук.

Методика И.Н.Садовниковой может использоваться для оценки оптических и пространственных представлений. Она дает возможность увидеть, как ребенок обращается к схеме своего тела, к окружающей среде, к листу бумаги и, главное, понимает и выражает пространственные характеристики в речи.

Непосредственно теоретические умения детей оцениваются методом Н.И.Гуткиной «Домик». Срисовав образец дома, отдельные части которого составляют элементы прописной буквы, ребенок будет демонстрировать способность ориентироваться на образец и точно копировать его. Здесь нужен и произвольный взгляд, пространственное восприятие, зрительная и моторная совместимость.

Система подготовки руки к письму для дошкольника должна основываться на основополагающие принципы: комплексность, системность, постепенность, учет возрастных особенностей развития моторных функций рук.

К функциональным предпосылкам для развития движений рук и подготовки руки к письму следует отнести: развитие общей моторики, пространственных представлений и темпо-ритмической организации движений.

Чтобы развивать двигательные навыки пальца и кисти рук, выполняйте пальчиковые упражнения и занятия. Для совершенствования графических навыков подойдут задания по дорисовке рисунка с недостающими деталями, воспроизведению и комбинации фигур в памяти, написания букв и слов в шаблонах, раскрашиванию контурных изображений, обводки, штриховки и графическим диктантам [1,7].

Таким образом можно предположить, что применение различных комплексов занятий, игр и упражнений поможет добиться хорошей подвижности, гибкости, исчезновения скованности движений, появления четкой зрительной и моторной координации, чувства пространства, повышения работоспособности. В дальнейшем все это поможет детям легко освоить навыки письма, а также успешно учиться в школе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Илюхина

, В.А. Готовим руку к письму и учимся писать красиво / В.А.

Илюхина

, И.В.

Илюхина

.

– М.: Дрофа,

Астель

, 2017. – 96 с.

Кольцова,

М.М.

Двигательная

активность

и

развитие

функции

мозга

ребенка

//

Хрестоматия

по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Под

ред.

М.М.

Алексеевой, В.И.

Яшиной.

— М.,

1999.

– С.12 – 22.

Лурия

, А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. / А. Р.

Лурия

. – М.:

Академия,

2002. – 346 с.

Новоторцева

,

Н.В.

Обучение

письму

в

детском

саду.

/

Н.В.

Новоторцева

.

М.:

Академия

развития,

2012. – 160 с.

Особенности

психического

развития

детей

6-7

летнего

возраста.

/

Под

ред.

Д.Б.

Эльконина

,

А.Л.

Венгера

- М.:

Педагогика, 2002. – 287

с.

Сухомлинский,

В.А.

Избранные

педагогические

сочинения:

в

3-х

тт.

Т.

1

/

В.

А.

Сухомлинский;

сост.

О.С.

Богданова,

В.З.

Смаль

.

Москва:

Педагогика,

1979.

560

с.

Ткаченко,

Т.А.

Развиваем

мелкую

моторику

и

речь.

/

Ткаченко Т.А. –

М.:

Эксмо

,

2017.– 112 с.