УДК 373.291
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Петрова Светлана Алексеевна
Студентка кафедры дошкольного и начального образования,
ФГБОУ ВО «ДонГУ», институт педагогики
г. Донецк, ДНР, РФ
Должность: старший преподаватель
Научный руководитель: Головинова Алла Анатольевна
ФГБОУ ВО «ДонГУ»
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы подготовки к письму детей старшего дошкольного возраста, раскрываются теоретические основы проблемы, выделены психолого-педагогические условия, направления и содержание работы по подготовке к письму в условиях дошкольного учреждения.
Ключевые слова: подготовка к школе, графо-моторные навыки, мелкая моторика, зрительно- пространственная координация.
Проблема подготовки детей к обучению в школах не теряет актуальность, что свидетельствует о характере инновационного процесса в образовании на сегодняшний день. Одним из сложных навыков в первом классе является освоение техники письма. Неготовность руки ребёнка затрудняет адаптационный процесс, способствует проявлению различного тревожного состояния и даже может привести к негативному отношению к учебе у детей.
Нагрузка на ребёнка с начала систематического образования в школе многократно увеличивается: кроме того, чтобы усвоить новую информацию, дети должны учиться держать ручку, карандаш, запомнить и воспроизвести графические изображения буквы. У них быстро устают руки, они теряют рабочую строку.
Это связано с тем, что у детей слабо развиты мышцы пальцев рук, страдает зрительно-моторная координация, восприятие и зрительная память. Различные аспекты проблемы подготовки руки к письму рассматривали в своих трудах педагоги, психологи, физиологи: Н.Г. Агаркова, П.К. Анохин, М.М. Безруких, Н.А. Бернштейн, П.Я.Гальперин, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Т.П. Сальникова, Л.В. Фомина, Д.Б. Эльконин и мн.др.[3,5].
Письмо - это сложный навык, включающий координацию работы тонкой мышцы кистей и всего тела, хорошее зрительное и пространственное восприятие, произвольная визуализация. Подготовка рук к письму требует развития графических навыков – «определенных привычных положений и движений пишущей руки, позволяющих изображать письменно звуки и их соединения». Это очень сложный процесс: в координацию деятельности вовлекается вся кора мозга, слуховые органы, зрение, многие мышцы тела. Функциональная база графических навыков - серия организованных движений, зрительной памяти и координации, мелкой моторики, когнитивных предпосылок. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет также хорошо запоминать, логически рассуждать, связно рассказывать. По словам М.М.Кольцовой, «уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Автор полагает, что «все основания для того, чтобы рассматривать руку как «орган речи», такой же как и артикуляцию». Следует отметить, что письмо - это не только моторное, но и интеллектуальное знание. По мнению В.А.Сухомлинского, «истоки способности и даров детей находятся на кончиках пальцев. От пальца, как правило, идет тончайший ручей, питающий источник творческих мыслей" [6].
Обладая хорошо развитыми графическими навыками, письмо будет четкое, красивое, разборчивое, быстрое. Таким образом, необходимо развить механизмы овладения письмом, создать условия для того, чтобы ребенок накопил двигательный и практичный опыт, развивал ручную ловкость.
К психолого-педагогическим условиям подготовки руки к письму мы относим построение образовательной работы на основе диагностики индивидуальных особенностей ребёнка и применение комплекса занятий по развитию графомоторного навыка в различных видах деятельности.
Очень важным является оценка уровня формирования двигательных функций рук, то есть статической и динамической организации движения. Для этой цели широко применяются тесты Н.О.Озерецкого и Н.И.Гуревича. С помощью простой игровой тренировки «Коза», «Колечко», «Зайчик». «Пальцы здороваются» можно наглядно проиллюстрировать движения тонкой моторики по следующим характеристикам: подвижности, координации движений, качества выполнения, степени точности движения, отсутствия сопутствующего движения пальцев рук.
Методика И.Н.Садовниковой может использоваться для оценки оптических и пространственных представлений. Она дает возможность увидеть, как ребенок обращается к схеме своего тела, к окружающей среде, к листу бумаги и, главное, понимает и выражает пространственные характеристики в речи.
Непосредственно теоретические умения детей оцениваются методом Н.И.Гуткиной «Домик». Срисовав образец дома, отдельные части которого составляют элементы прописной буквы, ребенок будет демонстрировать способность ориентироваться на образец и точно копировать его. Здесь нужен и произвольный взгляд, пространственное восприятие, зрительная и моторная совместимость.
Система подготовки руки к письму для дошкольника должна основываться на основополагающие принципы: комплексность, системность, постепенность, учет возрастных особенностей развития моторных функций рук.
К функциональным предпосылкам для развития движений рук и подготовки руки к письму следует отнести: развитие общей моторики, пространственных представлений и темпо-ритмической организации движений.
Чтобы развивать двигательные навыки пальца и кисти рук, выполняйте пальчиковые упражнения и занятия. Для совершенствования графических навыков подойдут задания по дорисовке рисунка с недостающими деталями, воспроизведению и комбинации фигур в памяти, написания букв и слов в шаблонах, раскрашиванию контурных изображений, обводки, штриховки и графическим диктантам [1,7].
Таким образом можно предположить, что применение различных комплексов занятий, игр и упражнений поможет добиться хорошей подвижности, гибкости, исчезновения скованности движений, появления четкой зрительной и моторной координации, чувства пространства, повышения работоспособности. В дальнейшем все это поможет детям легко освоить навыки письма, а также успешно учиться в школе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Илюхина
, В.А. Готовим руку к письму и учимся писать красиво / В.А.
Илюхина
, И.В.
Илюхина
.
– М.: Дрофа,
Астель
, 2017. – 96 с.
Кольцова,
М.М.
Двигательная
активность
и
развитие
функции
мозга
ребенка
//
Хрестоматия
по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Под
ред.
М.М.
Алексеевой, В.И.
Яшиной.
— М.,
1999.
– С.12 – 22.
Лурия
, А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. / А. Р.
Лурия
. – М.:
Академия,
2002. – 346 с.
Новоторцева
,
Н.В.
Обучение
письму
в
детском
саду.
/
Н.В.
Новоторцева
.
–
М.:
Академия
развития,
2012. – 160 с.
Особенности
психического
развития
детей
6-7
летнего
возраста.
/
Под
ред.
Д.Б.
Эльконина
,
А.Л.
Венгера
- М.:
Педагогика, 2002. – 287
с.
Сухомлинский,
В.А.
Избранные
педагогические
сочинения:
в
3-х
тт.
Т.
1
/
В.
А.
Сухомлинский;
сост.
О.С.
Богданова,
В.З.
Смаль
.
–
Москва:
Педагогика,
1979.
–
560
с.
Ткаченко,
Т.А.
Развиваем
мелкую
моторику
и
речь.
/
Ткаченко Т.А. –
М.:
Эксмо
,
2017.– 112 с.