Воспитателем нужно родиться

Воспитателем нужно родиться, им руководит прирождённый такт, но никак не наличие у педагога высшей категории, поверьте. Для педагога важнее всего его отношение к детям! Как он их воспринимает, прислушивается ли к их проблемам, готов ли прийти на помощь в трудную минуту, способен ли сопереживать и насколько искренними будут эти чувства. Дети – тонкие психологи и чувствуют фальшь. Только тогда можно детей чему-то научить, когда они доверяют своему педагогу. А их доверие стоит очень дорого. И у педагога, который кинулся вместе с детьми спасать выпавшего из гнезда птенца больше шансов завоевать доверие, нежели у того, который с холодным спокойствием лишь рассуждает о том, как лучше спасти бедную птицу. Ведь не растрачивая свои эмоции, нельзя вызвать эти же эмоции у ребёнка. Нельзя вызвать сочувствие, если сам не сочувствуешь, нельзя научить ребёнка помогать друг другу, если сам не помогаешь, нельзя научить радоваться, если сам не радуешься. И, мне кажется, не всегда нужно оставлять плохое настроение за порогом группы либо класса. Иногда нужно дать ребёнку понять, что воспитатель расстроен чем-то, например, поведением ребёнка. Не зол и разгневан, а расстроен.  

Мы с вами, дорогие коллеги, учим детей не только овладевать знаниями и умениями, но и тому, как правильно поступать в той или иной жизненной ситуации. Стараемся научить их смотреть на жизнь нашими, взрослыми глазами. Но почему бы нам с вами не попробовать взглянуть на мир глазами наших детей? Может быть, тогда мы сможем понять мотивы некоторых из поступков? И тогда нам не придётся тратить нервы, загоняя их в определённые поведенческие рамки, в то же время боясь самим за эти самые рамки выйти? Ко многим из нас понимание всего этого приходит с опытом работы. Ведь чем дольше педагог работает в ДОУ, тем большим числом различных методик и приёмов он овладевает.  Но и это бывает не так важно. Можно проработать в ДОУ всю свою сознательную жизнь, применяя разные новые методики, занять призовые места в тысячи конкурсов, но так и не понять, что важнее всего доверие и искренние дружеские отношения между педагогом и воспитанником. Случается, так, что только что пришедший в ДОУ молодой педагог проводит занятие так, что ребята занимаются с радостью и слушают, раскрыв рот, боясь пропустить самое интересное. Это редкость в современном мире. И, поверьте, воспитанникам нет никакого дела до того, что их воспитатель в ДОУ без году неделя. 

Я отнюдь не умаляю значимости профессиональных конкурсов, и звание «педагог высшей категории» присваивается не просто так. Но всё же считаю, что совсем не обязательно иметь длительный стаж работы и большое количество грамот, дипломов, чтобы быть настоящим педагогом.