МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СПОРТИВНАЯ ШКОЛА №12»

МЕТОДИЧЕСАЯ РАЗРАБОТКА

Тактическая подготовка обучающихся 9-10 лет, занимающихся спортивным ориентированием

Тренер-преподаватель:

Нуриева Алина Айратовна

г. Набережные Челны

2024г.

Содержание

 

Введение

Спортивное ориентирование - вид спорта, в котором участники при помощи карты и компаса должны пройти контрольные пункты, расположенные на местности. Повышение уровня физической подготовленности ориентировщиков привело к значительному увеличению средней соревновательной скорости, большей плотности результатов. В таких условиях значительно возрастают требования к тактической подготовке спортсменов ориентировщиков.

В тренировочном процессе, на начальном этапе подготовки, наряду с решением задач физической подготовки, необходимо уделять большее внимание работе, направленной на обучение тактики ориентирования, а это - выбор пути движения и приемов техники ориентирования для прохождения дистанций. Важно заложить правильную основу, для дальнейшего обучения и совершенствования умений.

 

Сп

ортивное ориентирование как вид

спорта

В специальной литературе приводится следующее толкование: «Ориентирование - определение на местности наблюдателем своего местоположения относительно сторон горизонта, ориетиров, выделяющихся на общем фоне предметов и элементов рельефа, а так же направления движения»[26]. В повседневной жизни человеку очень часто приходится сталкиваться с необходимостью ориентироваться - будь то в городе, будь то в лесу или при поездке на автомобиле. Особенно умение ориентироваться на местносте необходимо профессиям, связанным с военными действиями и туризмом.

Основными атрибутами спортивного ориентирования являются:

- спортивная карта. Представляет собой специальную подробную картосхему участка местности.

- специальный спортивный жидкостный компас. Стрелка такого компаса более устойчивая и поэтому позволяет работать с ним на бегу.

- дистанция соревнований с размещенными контрольными пунктами.

Соревнуясь в ориетировании на местности спортсмены преодолевают многокилометровые дистанции и при этом определяют свое местонахождение, сверяя местность с картой и выбирают, и реализуют свой план движения, используя компас. Одной из основных задач ориентировщика является - выбор наиболее оптимального пути движения между конторольными пунктами [14].

Для того чтобы спортсмен достиг высоких спортивных результатов нужно не только иметь хорошую физическую форму, но так же совершенствовать свои технические и тактические действия на незнакомой местности.

По характеру взаимодействия спортсменов соревнования могут быть индивидуальными, когда каждому спортсмену присваивается время старта, эстафетными, когда члены команд проходят свои этапы последовательно и групповыми.

 

2. Взаимосвязь видов подготовки в спортивном ориентировании

Целью спортивной тренировки ориентировщиков является достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности к соревнованиям.

Спортивная подготовка ориентировщика включает в себя:

Физическ

ая

подготовк

а

– это совершенствование двигательных качеств и повышение функциональных систем организма

(

сердечнососудистой, дыхательной, выделительной и т

.

д

.

)

.

Техническ

ая

подготовк

а

– это освоение техники передвижения и техники ориентирования.

Тактическая подготовка –

это освоение тактики выбора пути движения и приемов техники ориентирования для прохождения дистанции.

Психологическая подготовка - это достижение необходимого уровня специальной психической подготовленности к соревнованиям.

Физическая подготовка ориентировщика – это процесс воспитания основных физических качеств, для достижения максимального спортивного результата. Тренировочная деятельность характеризуется выполнением большого объема продолжительного бега в аэробном режиме. В этом отношении много общего с легкоатлетическим кроссовым бегом и бегом на длинные дистанции. Для достижения высоких результатов в ориентировании необходима разносторонняя физическая подготовка, в которой главным физическим качеством, обуславливающим результат, является выносливость, что требует использования больших по объему тренировочных нагрузок [13].

В спортивном ориентировании соревновательная деятельность характеризуется высокими физическими нагрузками, связанными с бегом по пересеченной местности и напряжённой мыслительной деятельностью, обеспечивающей целенаправленное передвижение по дистанции с использованием спортивной карты и компаса. На протяженной и сложной по рельефу дистанции без выносливости, силы, ловкости, быстроты и гибкости ориентировщику не обойтись. Именно поэтому одним из условий достижения успеха в соревнованиях по ориентированию, является высокий уровень физической подготовленности, так как это является фундаментом, на котором строится мастерство спортсмена.

Физическую подготовку в спортивном ориентировании подразделяют на два взаимосвязанных и взаимозависимых процесса - это общая физическая подготовка и специальная физическая подготовка. Под общей физической подготовкой подразумевают занятия, на которых преимущественно применяют упражнения общеразвивающего характера из различных видов спорта, с целью достижения общего физического развития. Средствами ОФП служат кроссовый бег, гимнастика, упражнения на гибкость, координацию, спортивные игры и др. Необходимой базой для спортивной специализации является общая спортивная подготовка. Задачами специальной физической подготовки в спортивном ориентировании является совершенствование физических качеств, которые наиболее характерны для данного вида спорта[8].

Выносливость ориентировщика можно охарактеризовать, как умение противостоять нарастающему утомлению (усталости) в период прохождения дистанции. Различают общую и специальную выносливость [9].

Общая выносливость – способность противостоять утомлению при любой работе. Она зависит от доставки кислорода работающим мышцам, поэтому для ее развития используются средства и методы, направленные на совершенствование сердечнососудистой и дыхательной систем: бег или передвижение на лыжах большой продолжительностью (5-35 км в зависимости от возраста и уровня подготовленности), пешие походы, прогулки в горы, спортивные игры и т.д. [10].

Специальная выносливость – способность противостоять утомлению в условиях соревнований. Когда, образовавшаяся при мышечной работе, молочная кислота не может полностью вывестись из мышечных волокон, то ее концентрация накапливается в крови, тогда развиваются признаки утомления, что ведет к снижению скорости и возникновению ошибок в ориентировании. Основной задачей тренировок для развития специальной выносливости спортсмена является повышение уровня анаэробного порога (АТ). Для этого используют упражнения с интенсивностью на уровне АТ или выше [13].

Развитие силы ориентировщика необходимо осуществлять как в процессе ОФП, так и в рамках СФП, для развития силы мышц, участвующих в работе на дистанции.

Для поддержания на дистанции высокой скорости передвижения необходимо развивать скоростные способности. К средствам воспитания быстроты движения относят – ускорения на коротких отрезках, бег на спринтерских дистанциях и др. Так же средством воспитания быстроты являются специальные беговые упражнения, которые выполняются с максимально возможной для данного спортсмена частотой в начале основной части учебного занятия [5].

Спортивное ориентирование относится к числу тех видов спорта, в которых нет стандартных дистанций, а условия соревновательной борьбы постоянно меняются. Легко пробегаемый лес меняется на заросли, бег по тропе сменяется передвижением по болоту и т.д. Умение менять двигательную деятельность в зависимости от меняющихся условий, владеть собственными движениями во времени и пространстве, быстро и четко осваивать новые движения называется ловкостью. Ловкость воспитывается через упражнения со сложной координацией движений. Используются многократные повторения упражнений, выполнение упражнений поочередно в две стороны (вправо и влево), выполнение упражнений поочередно правой и левой рукой (ногой), выполнение упражнений в меняющихся, нестандартных условиях. Развитием координационных способностей является включение в тренировочный процесс различных спортивных и подвижных игр, эстафет, преодоление полос препятствий. В качестве препятствий можно использовать оббегание деревьев, перепрыгивание лежащих на земле бревен, перелезание через поваленные деревья.

Гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой. Движения ориентировщика на дистанции весьма многообразны, по этой причине имеющий хорошую подвижность мышечного, связочного и суставного аппарата спортсмен способен передвигаться значительно быстрее, нежели его медлительный соперник.

Для того чтобы развить гибкость выполняются упражнения на растяжение, они могут выполняться с различной амплитудой скоростью и с отягощениями.

Гибкость необходима:

- для освоения правильной техники бега;

- для предотвращения возможных травм;

- для того чтобы простимулировать развитие других физических качеств;

- для выполнения упражнений с более высокой скоростью[8].

Уровень физической подготовленности спортсмена определяет его максимальный результат, но возможность реализации его физического потенциала, будет зависеть от его технико-тактического мастерства. Под техникой спортивного ориентирования следует понимать совокупность приемов и методов работы с компасом и картой, а также определения своего местоположения или передвижения в желаемую точку местности. А процесс освоения техники ориентирования, направленный на достижение высоких спортивных результатов, принято называть технической подготовкой [11].

В спортивном ориентировании техническая подготовка делится на две составляющие:

- освоение элементов техники ориентирования (чтение карты, работа с компасом и т.д.)

- освоение техники передвижения (техника бега в различных условиях, техника передвижения на лыжах, техника передвижения на велосипеде).

Тактика ориентирования – это совокупность рациональных действий спортсмена, позволяющие выйти в заданную точку наиболее быстрым и в то же время безопасным, с точки зрения вероятности совершения ошибки, способом. Тактически правильно мыслить и действовать – значит решать задачи ориентирования в кратчайший срок, с наименьшей затратой сил и с учетом меняющейся обстановки в соревнованиях [9].

Процесс решения любой тактической задачи начинается с оценки ситуации. Оценить ситуацию – значит рассмотреть все факторы, влияющие на решение задачи и проанализировать их значение.

Тактическая подготовка включает в себя несколько составляющих: выбор варианта, тактическое деление этапа, тактика прохождения отдельных этапов.

Психологическая подготовка в ориентировании имеет важное значение в достижении высокого результата. Ориентировщик должен уметь приспосабливаться к возникающей в процессе соревнований стрессовой ситуации так, чтобы достичь наилучшего результата, с учетом уровня физической и технико-тактической готовности [2].

Значение психологических показателей в ориентировании очевидно, ведь ошибки зачастую допускаются в ситуациях, которые спортсмену вполне по силам контролировать.

Постоянное ощущение своих возможностей должно способствовать формированию психологической уверенности. То есть в процессе тренировки перед ориентировщиком стоит задача приобретения теоретических знаний и практического опыта для успешной соревновательной деятельности. Эффективная реализация этой задачи возможна только в совокупности с повышением интеллектуального уровня юного спортсмена.

Таким образом, каждая из сторон подготовленности спортсмена-ориентировщика тесно связана с другими её сторонами. Техническое совершенствование в беге зависит от уровня развития различных двигательных и физических качеств. Способность спортсмена выполнять мыслительные операции во время прохождения дистанции во многом зависит от уровня развития выносливости. Уровень выносливости, в свою очередь, тесно связан с экономичностью техники передвижения, уровнем психической устойчивости, умение реализовать рациональную тактическую схему соревновательной борьбы.

3. Тактическая подготовка младших школьников, занимающихся спортивным ориентированием

Тактика и техника ориентирования тесно взаимосвязаны, поэтому некоторые авторы объединяют эти два понятия. Техника ориентирования - это приемы работы с картой, компасом, измерение растояния и т.д. Тактика ориентирования - это выбор пути движения и приемов техники ориентирования для прохождения дистанции. Качество выполнения тактических и технических приемов и действий повышается у ориентировщика с опытом его участия в соревнованиях и технических тренировках. Без технической подготовки не возможна тактическая [14].

На дистанциях с заданным направлением основной тактической задачей будет - выбор пути. Выбор варианта пути движения осуществляется посредством выделения ориентиров, которые будут использоваться при движении на контрольные пункты. Их принято называть опорными ориентирами.

К опорным ориетирам относятся, как правило, особо выделяющиеся крупные точечные, линейные и площадные ориентиры. Верно и правильно подобранные опорные ориентиры исключают частое обращение к карте при движении, в следствии чего сокращается продолжительность ее чтения, обоспечивается быстрый контроль местонахождения и позволяет ориентироваться без боязни ошибиться [5].

От тактических действий в немалой степени зависит исход соревнований. Процесс решения любой тактической ситуации начинается с оценки карты и местности, спортсмену предстоит за минимальное количество времени рассмотреть все факторы, которые могут влиять на выбор варианта. Оценив ситуацию спортсмен обычно принимает решение в общей форме, затем детализирует. Степень детализации зависит от уже имеющегося опыта спортсмена и уровня тактической подготовки. По мере тренировки накапливается опыт решения таких задач.

Растояние между двумя контрольными пунктами можно преодолеть несколькими способами, даже если самый быстрый, надежный и логичный всего один. Ведь главная задача ориентировщика - это преодолеть отрезок между КП как можно быстрее. А для этого нужно бежать по наиболее быстрому и короткому варианту как можно быстрее и при этом не совершать ошибок в ориентировании, которые в свою очередь приводят к потере времени. Чем выше уровень технического мастерства, тем больше шансов, что самый «быстрый» вариант может быть пройден без ошибок и к этому надо стремиться [1].

Хорошо спланированная дистанция ставит перед участникамии на протяжении всей дистанции увлекательные задачи. Путь может быть прямым - когда уастники двигаются по азимуту, обходным - когда участники двигаются по цепи опорных ориентиров, или как это бывает чаще всего, комбинированным.

Наикратчайший путь по прямой не всегда самый быстрый и наилучший. Чаше всего движение происходит обходными путями. Тяжело представить такое движение по азимуту, когда спортсмену нужно будет преодолеть горы, болота или же труднопроходимые участки леса. Наилучшим вариантом в таких ситуациях было бы обойти все эти препятствия. Очень часто дистанции планируются так что возникает вопрос: идти напрямик через захламленный лес или же использовать тропинку, которая хоть и лежит в стороне, зато выводит почти к самому контрольному пункту [6].

При выборе пути действуют два противоположных фактора: надежность и быстрота. Надежность обеспечивается выбором опорных ориентиров, а временные потери зависят от ряда факторов: от числа выбранных ориентиров, от удлинения пути, от условий передвижения между опорными ориентирами, от беговой проходимости и от уровня техники ориетирования самого спортсмена [9].

Для того что бы дать оценку использования того или иного ориентира, спортсмен должнен учитывать факторы, которые могут влиять на выбор пути и скорость передвижения на местности.

При выборе варианта предстоит принять во внимание такие влияющие факторы как:

-картографические;

-особенности местности;

-технические;

-физиологические.

Картографический фактор включают в себя сильную перегруженность мелкими ориентирами, это отнимает у спортсмена много времени на чтение карты. Для того чтобы избежат лишней траты времени, тактически будет выгоднее отказаться от детального чтения карты и использовать преимущественно движение по азимуту на хорошо выделяющиеся объекты, так как они будут легко опознаваться на местности [7].

К особенностям местности можно отнести характер грунта, проходимость леса, рельеф и т.д.

Физиологические факторы - это утомление, наступающее на дистанции под влиянием физической и умственной нагрузки. Оно вызывает значительные изменения в организме человека, особенно отчетливо эти признаки проявляются, как правило, в конце дистанции. Работоспособность и восприятие снижается, полученная информация перерабатывается медленно и плохо запоминается, это вынуждает к частому обращению к карте и трате времени [15].

Техническая и тактическая подготовка в спортивном ориентировании должны занимать основное место в тренировочном процессе с самых ранних этапов занятий. Умение читать карту и местность, выбирать ориентиры, необходимо развивать с детского возраста, так как взрослых спортсменов переучивать в технике и тактике ориентирования достаточно сложно [13].

Очень часто у ориентировщиков младшего возраста происходят следующие ошибки: пробегание дистанции в обратном направлении, при определении азимута ошибка на 180 градусов, очень часто путают юг и север и т.д. Это ошибки, которые могут совершать начинающие ориентировщики. Упрощенные тактические варианты движения помогут начинающему ориентировщику избежать таких ошибок и понять необходимость поиска собственных тактических вариантов движения с учетом своей технической и физической подготовки. Для достижения результата необходимо после каждой пройденной дистанции ее анализировать, находить причины ошибок и пути их устранения [6,10].

Овладение основами тактики ориентирования на местности с самых ранних этапов занятий, создает предпосылки для хорошей тактической и технической подготовленности ориентировщика в будующем. Такой спортсмен использует параллельно все свои тактические приемы и знания и способен выбирать наиболее подходящие варианты действий и применять их.

Таким образом, на основе изучения литературных источников нами были выявлены разнообразные средства тактической подготовки. Так как соревнования по спортивному ориентированию подразумевают одновременную физическую и мыслительную деятельность, следовательно, и тренировки должны моделировать условия соревнований и совмещать умственную работу с развитием физических качеств. Поэтому в подготовке младших школьников нужно применять упражнения, которые оказывают сопряженное действие и на построение тактической схемы маршрута, и на развитие необходимых двигательных качеств и способностей.

Анализ тактики спортивного ориентирования позволил выделить следующие основные элементы: условные знаки спортивных карт; тактика выбора пути движения.

Экспериментальная методика, направленная на повышение тактической подготовленности младших школьников, занимающихся спортивным ориентированием включала в себя следующие упражнения (Приложение Д):

1. Комплекс упражнений направленный на закрепления знаний условных знаков спортивных карт.

2. Комплекс упражнений для отработки тактики выбора пути движения по дистанции.

 

Заключение

В спортивном ориентировании значительную роль в структуре подготовленности юных спортсменов играет обучение тактическим навыкам ориентирования. Специалисты спортивного ориентирования считают, что главная задача тактической подготовки – обучение юного спортсмена «быстрому и верному мышлению». Поэтому, необходимо непрерывно искать способы снижения количества и продолжительности тактических операций на единицу времени. Правильность и быстрота определения варианта передвижения, имеет первостепенное значение, поскольку результат спортсмена-ориентировщика зависит от верно выбранного им пути.

В настоящее время литература, которая раскрывает структуру подготовки начинающих спортсменов, заметно устарела, так как она относится ко времени, когда ориентирование было составляющей туризма. В настоящее время спортивное ориентирование представляет собой отдельный, быстро развивающийся вид спорта. Как и многие виды, ориентирование претерпело свои изменения, результат стал более важен, чем просто прогулка по лесу из пункта «А» в пункт «Б», как это было раньше, следовательно, система подготовки спортсменов тоже должна меняться.

 

Список использованных источников

 

Агальцов, В.Н. Методика начального обучения спортивному ориентированию: автореф. дис. канд. пед. наук / В.Н. Агальцов. – Омск: ОГИФК, 2005. – 27с.

Алешин, В.М. Соревнований по ориентированию на местности: учебник / В.М. Алешин, Е.И. Иванов, А.А. Колесников. - М.: ФиС, 2004. - 288 с.

Алешин, В.М. Что такое спортивная карта / В.М. Алёшин // Азимут. -2002.-№2.-С. 9-11.

Альмейда К.Ф. Принятие решений в ориентировании / К.Ф. Альмейда // Азимут. – 2002. - № 6. С. 42-45

.

Богатов, С.Ф. Спортивное ориентирование на местности: учебник / С.Ф. Богатов, О.Г. Крюков. - М.: Воениздат, 2001. – 256 с.

Болотов, С.Б. Планирование дистанций спортивного ориентирования для различных возрастных групп в системе дополнительного образования / С.Б. Болотов //Азимут. - 2003. - №1. - С. 15-16.

Васильев, Н.Д. Взаимосвязь физической и технической подготовки в спортивном ориентировании: книга / Н. Д. Васильев, И.И. Столов. – М.: Академия 2005.- 130 с.

Воронов, Ю.С. Основы подготовки спортивного резерва в ориентировании: учебное пособие/ Ю.С. Воронов. – М., 2001. – 72 с.

Воронов, Ю.С. Исследование соревновательной деятельности юных спортсменов-ориентировщиков / Ю.С. Воронов // Теория и практика физической культуры. – 2000. - №9. - С. 32-34

.

Воронов, Ю.С. Система подготовки спортивного резерва в ориентировании: монография. - Смоленск: СГИФК, 2003. – 192 с.

Вяткин, Л.А. Туризм и спортивное ориентирование: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / Л. А. Вяткин.— М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 224

с

.

Гелецкий, В.М. Теория физической культуры и спорта: учеб.пособие / В.М. Гелецкий. – Красноярск: Изд-во Сиб. фед. ун-та, 2008. – 342 с.

Глухов, Н.Ф. На дистанции или Очерки истории спортивного ориентирования: книга/ Н.Ф. Глухов. – СПб.: Маматов, 2015. — 296 с.

Голубев, В.С. Техническая и тактическая подготовка юных ориентировщиков: учебник / В.С. Голубев – 2007- 37 с.