Проблемы, возникающие с подбором репертуара для самодеятельного танцевального коллектива при работе с детьми с ОВЗ и ИН.

Любой хореографический коллектив, в котором занимается ребенок, должен быть направлен на его воспитание и обеспечивать его всестороннее развитие.

И если руководитель хореографического коллектива понимает эти задачи и придерживается с их помощью достижения поставленных перед коллективом целей, занятия в таком коллективе приобретают крайне важное значение в процессе становления личности. Необходимо, чтобы занятия детей хореографией были коллективными, опирались на пластику, музыкальные, изобразительные и прочие средства творческой выразительности. При помощи перечисленных факторов однозначно могут быть созданы условия, а также реальные предпосылки развития самых разноплановых качеств. Это могут быть художественные, эстетические, а также нравственные ценности.

Имеющая перед собой цель педагогическая деятельность, направленная на формирование заранее определяемых черт и качеств ребенка всегда ориентируется на определенную возрастную группу, в соответствии с возможностями и особенностями детей в данном возрасте. Подбираются определенные задачи как воспитательные, так и учебные. И в соответствии с этим подбираться определенные средства и методы воспитательного и обучающего воздействия.

И все же для любого, будь то профессиональный либо самодеятельный хореографический коллектив, основной целью работы детского хореографического коллектива является развитие хореографических способностей детей и обязательная демонстрация поэтапного роста и усовершенствования этих способностей на сцене.

Для достижения этой цели руководителем коллектива предусматривается определенный танцевальный репертуар. Основой любого репертуара являются хореографические постановки, в которых прослеживается действия и постепенный рост и оклик на воспитательное и образовательное влияние.

Репертуар разных возрастных групп должен быть разным. Необходимо учитывать не только воспитательную линию, но и художественно - эстетическое восприятие определенных репертуарных номеров детьми. Ведь ясно, что лишь грамотно подобранные и исполненные, высокохудожественные постановки репертуарного плана имеют равно сильное влияние на зрителей и исполнителей. Процесс воспитания гармонично развитого танцора никогда не прекращается, а во время постановочной работы троекратно возрастает. Однако, прежде чем приступить к постановке какого-либо танцевального номера, необходимо определиться с его целью, содержанием и характером. Именно поэтому репертуар хореографических постановок должен создаваться грамотно, исходя из основного закона драматургии.

Постановки обязаны соответствовать трём главным требованиям

- идейности,

- художественности,

- доступности.

Целью тщательного подбора танцевального репертуара в детских хореографических коллективах является необходимость способствования формированию у детей танцевально-ритмических умений и навыков, развития художественно – эстетических способностей учащихся; воспитания интереса к танцам; формированию общих и специальных представлений в области хореографии.

Такая целенаправленная работа над репертуаром – это прежде всего необходимость разобраться в теме самому хореографу, позже в будущем содержании танца, уловить осмыслить и воспринять все те нравственные и эстетические проблемы, которые придется отразить в танце. Из этого следует, что прежде необходимо предопределить учебно-воспитательную, концертно-исполнительскую и общественную деятельность коллектива, чтобы в последующем эти аспекты оказывали непосредственное влияние на создание формирования всесторонне развитой личности. Важно обозначить перспективы решения возникающий в процессе работы вопросов, обозначить проблемы взаимосвязи репертуара с учебно-воспитательной деятельностью в коллективе, уровнем его развития; тематической направленностью репертуара и положительным отношением к нему всех без исключения участников. Соответствию репертуара предопределенным целям творческой деятельности коллектива, созданию ярких произведений с целью развития детской творческой активности. Получается, что от создания репертуара зависит и организационная, и учебная, и воспитательная работа в коллективе.

Так что же такое репертуар? Репертуар происходит от французского и переводится как - подбор. Это может быть подбор самых разнообразных пьес, как музыкальных (хореографических), так и литературных произведений, идущих в каком-либо театре (коллективе) в определенный период времени. Репертуар, может рассказать очень многое о конкретной труппе, ансамбле, оркестре, но, прежде всего о команде руководителей.

Так как вся репертуарная политика, обусловлена определенными социально - педагогическими требованиями, исходящими от руководства.

Основу репертуара как правило составляют высокохудожественные произведения, воплощающие высшие качества группы руководителей творческого коллектива, с целью передачи качеств и ценностей воспитанникам через определенный вид творчества. Ведь, работа над серьезными произведениями дает возможность проникнуть в сущность, научиться сопереживанию и осмыслению, освоению комплекса нравственных и эстетических проблем, нашедших свое художественное отражение в содержании танца.

Вопросы объединения определенных номеров в коллективный репертуар хореографических коллективов затрагивали многие хореографы. Глубоко изучая данный вопрос им удалось выделить главную проблему. Ей является взаимосвязь репертуара с учебно-воспитательной работой в коллективе и уровнем его морально - этического, художественно - эстетического, лексического и технического развития. Так тематическая направленность репертуара, воспринимаемая коллективом положительно, есть; соответствие репертуара поставленными целям творческой деятельности коллектива, создание оригинальных произведений с целью развития творческой активности участников. Из этого следует, что репертуар есть творческое отражение художественного уровня хореографического коллектива. При отборе репертуара нужно внимательно руководствоваться определенным этапам:

- Определиться с поставленной целью и задачами для ее достижения, планом воспитательной работы в коллективе, связать их с перспективами развития коллектива.

- Построить репертуар с учетом потребностей участников, их подготовленностью к восприятию произведений при работе над ними, а главное с возможностью поддержания интереса к данному виду деятельности.

- Произведения, выбираемые для коллектива, должны соответствовать жанру коллектива, его направлению и форме.

Для создания продуктивного репертуара необходимо соблюдать некие пропорции. Это и разнообразие тематики, и подбор музыкальных произведений, удобный для создания пластической лексики, отражающей образы, наполняемые богатым внутренним содержанием.

Работая над созданием репертуара концертов, смотров, конкурсов, необходимо продумать, обогатят ли конкретно выбранный танец, подобранные композиции, вызовут ли художественный и технический интерес у участников коллектива, будут ли способствовать развитию эмоционального отклика у зрителей.

Разнообразие форм самодеятельного танцевального творчества ведет к организационным новаторским решениям и разноплановости тематической направленности коллективов.

Иногда, при отсутствии четкой жанровой ориентации в работе коллектива, репертуар носит случайный, либо пробный характер. При этом формирование репертуара, в конечном счете, всегда зависит от руководителя коллектива. Потому важно, является ли сам руководитель – яркой личностью, совпадают ли на больший или меньший временной промежуток его интересы с интересами участников коллектива. Так в случае творческой дисгармонии есть опасность потери первоначального целевого ориентирования. Потому, в связи с тем, что руководитель фактически является творцом коллектива, он должен быть одаренным и увлеченным педагогом, способным уводить учащихся за собой, в удивительный мир языка танца, организуя при этом увлекательный, притягивающий учебный и творческий процесс, поддерживающий интересную, захватывающую жизнь коллектива в целом.

Репертуар — это важнейшее, ведущее, определяющее деятельность коллектива, звено, ведущее коллектив к поставленной цели. В связи с этим поиск единственно правильного пути, способного на длительный период организовать работу коллектива – это умение расставить приоритеты при освоения нового, возможность единственно верно намечать этапы работы над определенным хореографическим произведением.

Выбор путей работы коллектива бесконечно много, однако все в конечном итоге зависит непосредственно от руководителя хореографического коллектива, и данный путь развития и творчества должен, изначально, увлекать его самого. Только тогда это желание посвятить себя танцу, заинтересованность в процессе, вера в преодоление всех, возникающих в процессе работы трудностей, передастся всем ученикам.

Из этого следует, что и вся учебно – тренировочная деятельность хореографического коллектива зависит только от репертуара. Нельзя снимать со счетов и воспитательно – организационное, дисциплинирующее влияние репертуара на участников коллектива, а также на зрителей.

Часто неудачи хореографических самодеятельных коллективов зависят от неверного жанрового ориентирования. К тому же классификация хореографических коллективов основывается на ряде важнейших признаков. Одним из них является ограничения по возрастным показателям. От этого зависят цели и задачи, на это должны опираться и специфика учебно-тренировочной деятельности.

В хореографическом творчестве определились следующие типы коллективов:

- По возрастным критериям: детские (дошкольные, школьные), юношеские и взрослые, смешанные;

-По организационным: кружок, студия, ансамбль, театр (редко встречается);

-По тематически-репертуарным: народного танца (одного народа, разных народов), классического, бального, эстрадного, спортивного.

В сегодняшней современной практике как среди профессиональных, так и среди любительских коллективов встречаются самые разнообразные типы. Это и театры, и разноплановые студии, работающие на основе классического танца и современной пластики; ансамбли танца: народно-сценического и эстрадного, спортивного и современного бального; танцевальные группы при хорах и студийные коллективы.

Как мы понимаем, репертуар – это всегда продукт творческой деятельности хореографа. К сожалению, не все хореографы самодеятельных танцевальных коллективов обладают уникальными режиссерскими, организаторскими, творческими способностями, либо имеют недостаточно весомое образование. В таком случае такие руководители определяют репродуктивный либо продуктивный подходы к подбору необходимого и удобного для данного конкретного хореографического коллектива и освоения им определенного репертуара.

Репродуктивный источник — это элементарное заимствование репертуара профессиональных ансамблей танца – крайне спорный источник пополнения репертуара. Созданные известными мастерами хореографии сценические композиции профессиональных коллективов всегда являются законченными и грамотно выстроенными. Ведь, осваивая эти композиции, танцоры самодеятельных коллективов перенимают исполнительскую культуру, танцевальные навыки и умения, знание законов для сценических постановок. Однако, не все хореографические произведения, перенесённые в любительские коллективы, могут ставиться в коллективах самодеятельных. Хореограф должен, прежде всего, достаточно точно и не предвзято оценивать исполнительские возможности участников самодеятельного коллектива, свои качества репетитора, количество репетиционного времени, а также многие другие моменты, которые могут возникать при серьезной кропотливой работе над постановкой. При этом самое важное, не потерять художественной значимости сложного хореографического произведения в результате такой КАВЕР – работы. И, хотя номера профессиональных коллективов полезны для повышения уровня исполнительского мастерства участников, они могут быть основой учебно-воспитательной работы, в случае с ними нужно быть предельно осторожными, чтобы не испортить авторской задумки и не потерять идеи. Именно поэтому при внедрении репродуктивного метода желательно использовать профессиональные номера не полностью, а лишь выбирая для собственной постановки отдельно взятые этюды, композиции и эпизоды. Сегодня, в век инновационных технологий при формировании репертуара самодеятельные хореографы все чаще используют самые разнообразные отрывки из роликов в социальных сетях, не отличающиеся высокой художественной ценностью, а это пагубно влияет на подготовку хореографического коллектива в целом. В связи с этим необходимо использовать проверенные видео источники, используемые для подбора репертуарных произведений в профессиональных, высших учебных заведениях, либо в образцовых и профессиональных хореографических коллективах. При этом творчество именитых и одаренных самодеятельных авторов танцевальных композиций помогает не только возможностью использования готовых хореографических произведений для пополнения своего репертуара, но и может дать идейный толчок, при постановке собственного сочинения.

Личная творческая задумка хореографа – где руководитель коллектива является, главным источником создания репертуара, влияющего на самобытное, неповторимое лицо хореографического коллектива называется продуктивным методом. При применении данного метода необходимо очень внимательно подходить к исполнительским возможностям танцоров коллектива. Здесь проявляется один из законов педагогики:

- задача должна соответствовать возможностям коллектива и лишь немного превышать их, для повышения планки ближайшего развития.

В связи с этим весь репертуар коллектива замыкается на сегодняшние исполнительские возможности, с ориентированием на определенный профессиональный рост. Несколько усложнять каждый последующий номер наработанного репертуара необходимо с целью повышения перспектив исполнительства. Однако, ориентироваться при усложнении необходимо не на самых одаренных, а на средних, либо слабых исполнителей. Для самых же ярких, талантливых исполнителей лучше выбирать сольные задачи, либо экспериментировать с малыми формами, задействуя в них наиболее сильных и более сильных среди среднего звена. Для повышения же общего уровня лучше всего одновременно вводить в постановочную работу не один, а два или даже три номера, пробуя на участие в них как можно большее число разноплановых исполнителей. А уже в процессе репетиции станет ясно, для какой группы исполнителей понятнее, приемлемее в соответствии со способностями тот или иной танец. Освоение каждым звеном посильной задачи предполагает элемент соревновательности и позволяет постепенно расти всему исполнительскому коллективу. Стоит отметить, что материалом для создания сольных и парных номеров репертуара может быть как классический, так и народный, и эстрадный танец. Количественный состав исполнителей также играет большую роль при выборе средств выразительности танца. В этом случае акцент с рисунков переносится на совершенствование танцевальной лексики. При малых формах вопрос решается то в игровом, то в шутливом, то в бытовом формате, и проч. Так, в танцах малой формы возможно применение самых новаторских выразительных средств для передачи идеи и содержания, возможны смены ритмов микширование мелодий, а соответственно и лексики, а это в свою очередь оказывает еще большее художественное и эмоциональное воздействие на зрителя.

Получается, что формирование репертуара напрямую соотноситься с общим направлением самодеятельного хореографического коллектива, создавая его творческую индивидуальность. Оно также прямо пропорционально возможностям творческого роста участников, развитием индивидуальности исполнителей.

На репертуар определенным образом влияет интенсивность и тематическая направленность концертной деятельности, особенно в случаях с концертами, приуроченными к календарным праздникам. Нельзя сбрасывать со счетов и концерты - творческие отчеты, и тематические, либо сборные концерты. Чаще концерты хореографических коллективов носят смешанный характер, включая в себя отработанные номера, имеющиеся в репертуаре за довольно продолжительный период времени. Но, это не говорит о том, что концерт не должен нести тематической нагрузки. Номера должны быть выстроены логически, постепенно интригуя зрителя, приводя его к пониманию и восприятию задуманной темы. Однако, довольно часто цель в концертах самодеятельных хореографических коллективов не прослеживается, тема смазана. Яркие и талантливо поставленные танцевальные номера межуются со средними по хореографии и исполнительству. Подобный подход к созданию репертуара и его демонстрации снижает интерес к коллективу, а главное, снижает интерес самих исполнителей к творчеству. Поэтому, гораздо эффективнее построение сюиты из наиболее удачных этюдов, эпизодов и отрывков, выстроенных логически, в соответствии с определенной темой. Сегодня построение концерта, связанного определенной темой стало применяться повсеместно, это, соответственно, влияет и на предшествующий этому, подбор репертуара. Некоторые хореографические ансамбли все первое отделение концерта могут посвятить, например, фольклорному репертуару своего коллектива, а второе – современным постановкам или наоборот. Такие концерты дают обширное представление о разноплановости, творческом поиске, привлекают разные слои зрительского состава.

Крайне важным принципом при формировании репертуара является разнообразие. Использование самых разнообразных жанров, форм, направлений одним хореографическим коллективом, использование стилизаций, привлекает не только зрелое, но и юное поколение, соответствуя их взглядам на искусство.

При этом хореографу, использующему не одно, а несколько направлений, необходимо быть предельно осторожным при выборе, например танца, основанного на классической, либо джазовой хореографии. При постановках народных танцев следует продумывать самые разнообразные детали: такие как время, место предполагаемого первоначального исполнения танца, национальность, народность и т.п. При использовании в концертах эстрадных, модерн танцев, напротив, необходим полный пересмотр канонов и отказ от них, наряду с воплощением импровизаций.

Не секрет, что в самодеятельных хореографических группах в репертуаре превалируют массовые танцы. Сольные, парные танцы ставятся значительно реже, хотя развитие индивидуальных качеств личности в танце актуально. Впрочем, это объяснимо, ведь для каждого самодеятельного хореографического коллектива постановка массовых танцев оказывается более доступна. Что же касается сольных танцев, то их используют чаще, как дополнение к массовым. Это происходит потому, что массовые танцы чаще строятся с обилием рисунков (линий, окружностей, с использованием расширения или сужения), а это помогает сгладить, а, порой, и вовсе скрыть недочеты исполнительских навыков.

Но, несмотря на явное удобство массовых танцев, пренебрегать сольными партиями, либо танцами малой формы категорически нельзя. Ведь массовые танцы, рассчитанные на большое количество исполнителей, «усредняют» способности и индивидуальный рост более одаренных танцоров. То есть, кроме трюковых элементов, сольных номеров в репертуаре многих коллективов либо вовсе нет, либо они крайне редки и не эффектны. В связи с этим даже одарённые от природы и интересные участники вынуждены довольствоваться той же лексикой, что и менее способные. Это приводит к отсутствию возможности проявления своих способностей, развитию творческих личностей, к потере интереса к занятиям в коллективе. Но, ничего не может быть важнее, поиска путей для общего активного развития, совершенствования и проявления творческих способностей воспитанниками коллектива? Ведь на более одаренных ребят ориентируются как менее одаренные, так и менее обученные. Одаренные исполнители, имеющие возможность проявить себя, являются прекрасным примером для подражания, у более слабых участников коллектива появляется возможность и желание тянуться за «первыми», стараясь активнее впитывать недостающие знания, пытаясь достигнуть определенного, более высокого исполнительского уровня.

При этом нельзя забывать, что задача должна соответствовать возможностям исполнителей, лишь немного превышая их. Только тогда это будет способствовать развитию и росту. Ведь, в случае неверно подобранного репертуара, поднимающего планку слишком высоко, можно отпугнуть юных исполнителей, посеять комплексы, заставить разувериться в собственных возможностях, а это прямой путь к разобщенности в творческом коллективе, потере взаимопонимания с руководителем, потере интереса к занятию танцами. Из этого следует, что выбор репертуара должен основываться на соответствии подготовленности коллектива и требований того или иного произведения.

В этом заключается наибольшая сложность при выборе репертуара, а потому руководителю следует опираться не на средний уровень, а на лишь несколько завышенную его границу. Кроме того, следует предлагать участникам коллектива разноплановые танцы, отбирая в каждом из них наиболее перспективных исполнителей именно для данной конкретной танцевальные постановки. Так, для одних окажется более приемлемым народный танец, для других эстрадный, для третьих массовая стилизация и т.д. А уже при освоении каждым посильной задачи появится возможность движения к более серьезным целям всему коллективу. Одновременный и поочерёдный ввод танцев в репертуар. Последовательность ввода танцев в репертуар всегда зависит от определенных условий и может быть одновременным и поочерёдным. Обычно концерты ансамблей танца носят смешанный характер, то есть включают в себя те или иные номера, имеющиеся в репертуаре коллектива. Это не означает, что такой концерт не имеет своей драматургии. Как правило, номера подбираются с учетом зрительского восприятия, по принципу последовательного нарастания или по принципу контрастности (когда массовые танцы чередуются с сольными, а динамичные – с лирическими). Часто программы, построенные на основе подбора отдельных номеров, не связанны между собой. Среди включённых в эти программы танцев, бывают яркие и интересные произведения, средние и слабые, маловыразительные номера. Выигрышными в таких случаях оказываются сюиты, собранные из ярких, подобранных по смыслу эпизодов и композиций. Часто имеет место принцип формирование репертуара как программы. А это возможность тематического объединения номеров в единый концерт под общей темой. Что же касается форм русского танца: хороводов, кадрилей, плясок, они имеют ценность при ориентировании на традиционный фольклор, при включении фольклорных элементов в сценические танцы в чистом виде и в обработке.

Чрезмерной стилизации танца, которая затрагивающая лишь внешнюю форму, провоцирует создание бесконечного числа самых разных народных танцев, на самом деле не имеющих отношения к особенностям регионов. Это говорит о низкой этнографической культурой руководителей танцевальных коллективов, с отсутствием подлинного ориентирования на народное творчество. Р. Захаров писал еще в 60-е годы XX века о том, что «…настоящее знание фольклора подменяется … поверхностным представлением о нем, процветанием стилизации и чрезмерной театрализации, которые… не украшают танец». При этом применение фольклора в хореографических коллективах ни в коем случае не снижает значимости создания и стилизованных. и современных танцев. Образ современника может быть решен различными видами танца (классическим, народным, модерн, джаз). Но это возможно лишь при долгой серьезной подготовке, на которую не всегда решаются руководители хореографических коллективов. Иногда руководители осуществляют подмену хореографии театральной драматургией, это мешает хореографическому действу. Поэтому, при создании репертуара руководителю необходимо неразрывно связывать танец с музыкой, выводя из содержания музыки и танцевальную драматургию. Музыка выразительная, содержательная, приемлема для создания танцев детей. Музыка – это не только основа создания танца, но и средство воспитания детской музыкальности. Но найти интересный музыкальный материал – проблема. Специализированных музыкальных произведений для хореографических коллективов создается мало, поэтому музыка своей силой и насыщенностью не всегда соответствует возможностям детского исполнения. Это особенно относится к современной музыке, получается отрицательный эффект, в этом случае музыка живет сама по себе и танец становится лишь оттенком музыкального ритма. Сейчас появляются коллективы современного танца, которые берутся и за эстрадные шоу, и за спектакли. Такие постановки позволяют создавать атмосферу, ритмичного общения, на. Танец испокон веков являлся и остается естественным состоянием человечества, именно поэтому он так важен и значим. Ведь танце отражается быт людей, их труд и мысли, настроения и чувства, умения и познания. Танец нужен людям как вид искусства, создающий красоту своими выразительными средствами: пластическими, музыкальными, динамическими и ритмическими. Этими средствами танец играет яркую роль в жизни людей, помогает в труде и праздниках, в горе и радости.

Задачей руководителей детских хореографических коллективов является развивалось творческое начало и эстетическое чувство. Хореографические коллективы: любительские, профессиональные, должны дарить зрителям и зрелище, и быть воспитательным моментом. Они должны удовлетворять потребности в самовыражении, развитии индивидуальности и творческой фантазии их участников.

Изучая источники формирования репертуара, можно выделить следующие принципы его формирования для использования хореографическим коллективом, участники которого дети младшего, среднего и старшего школьного возраста:

1. Соответствие репертуара направлению коллектива.

2. Учет возможностей участников коллектива.

3. Развитие способностей участников коллектива через создание танцев сольных и малой формы и массовых.

4. Влияние тематики концертов на репертуар коллектива.

5. Применение разных жанров, видов и форм танца для их создания.

6. Применение программного и соответствующего возрастным особенностям детей, музыкального материала, прививающего хороший вкус к музыке.

7. Учебно-тренировочное целеполагание, то есть цель, содержание и образность должны исходят из темы, заданной музыкальным или концертным материалом.

Выбор репертуара — это момент воспитательной работе, соответствие профилю, направлению и организационной форме коллектива. Репертуар связывается с ближними, дальними перспективами творческой деятельности коллектива, это задает рост мастерства участников коллективов. Но, роль воспитательная в детском хореографическом коллективе заключается в его способности быть школой мыслей и чувств, а это ведет к нравственной зрелости участников. Все комбинации должны нести логическое, целенаправленное развитие учебного движения, а оно есть основа построения комбинации.

Главное в проучиваемом материале не навредить постановке и самим участникам. Решение данных задач связано с репертуаром, и с теми художественными произведениями, вокруг которых строится работа танцевального коллектива. От качества их решения зависит и перспектива эффективности выполняемых руководителем коллектива функций. В связи с этим руководителю необходимо изначально представлять, что в конечном счете должно получиться, с какой целью организовывается весь педагогический процесс, в которой каждое звено, каждый эпизод дополняли друг друга, обеспечивая решение заранее намеченных художественных , постановочных и воспитательных задач.

Критерием подбора репертуара является и его реальность, соответствие репертуара техническим, художественным и исполнительским возможностям участников коллектива. При создании репертуара коллектива необходимо придерживаться определённых требований, хотя «по рецепту» сочинить танцевальный номер, требующий от руководителя несомненных творческих способностей, невозможно.

Все требования можно объединить в:

- необходимость помнить о соответствии возрасту и уровню развития участников, исполнители обязаны ясно представлять, что и для чего они делают;

- необходимость периодически менять жанровое направление коллектива, с целью постоянной заинтересованности участников;

-рассчитывать танцевальные номера на максимальное участие всех танцоров: будь то массовые или сольные партии с оформлением;

При использовании продуктивного метода необходимо как можно внимательнее подходить к работе, не допуская плагиата, но и ориентируясь на лучшие образцы хореографии, не копируя ее.

Ответственность за репертуар лежит на руководителе коллектива, репертуар является лицом коллектива, демонстрируя возможности и потенциал самого руководителя и исполнителей.

При создании репертуара важно ориентироваться на возможности (физические, психические, возрастные и исполнительские) участников;

Для поддержания интереса и любви к танцу важно менять направления жанра и подбирать разнообразные формы;

Не забывать о сольных номерах и малых формах, с целью направленного роста возможностей определенных исполнителей и украшения массовых номеров;

Важна роль репертуара в эмоциональном взрослении, физиологическом росте, психическом созревании и воспитании гармонично развитой личности;

Богатый хореографический репертуар есть залог сплоченности, трудолюбия, заинтересованности всех членов коллектива.

Формирование репертуара и постановка хореографического

номера для обучающихся младшего школьного возраста танцевального кружка «Танцующие Капельки» в коррекционной работе.

Среди множества форм художественного и эстетического воспитания подрастающего поколения хореография занимает наиболее весомое место. Так как ее возможности полноценного формирования и развития ребенка, довольно быстро дают свои плоды. Танец есть богатейший источник разномастных разноплановых впечатлений и восприятий, а это кране положительно влияет именно на моральное, эстетическое, художественное взросление, необходимое для становления человека с определенными моральными принципами. Всё это, как нельзя более важно и значимо для детей с задержкой психического развития (ЗПР), интеллектуальными нарушениями (ИН), детям из асоциальных семей, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, так как их восприятие прекрасного изначально имеет искаженную модель. Нынешняя социально-экономическая ситуация привела к разрушению и утрате многих нравственных ценностей. А в связи с этим именно сейчас неоспоримо значение искусства, творческого развития, отсутствие которого можно восполнить на занятиях хореографией, с помощью могущественного средства духовного и физического развития личности.

Существуют определенные особенности работы над созданием репертуара детского хореографического коллектива в коррекционной школе.

Мне, как педагогу, работающему именно с детьми, столкнувшимися в жизни с социальными проблемами и проблемами психического здоровья, особенно важно коррекционно-развивающая возможность хореографии. Еще Лев Семёнович Выготский — крупнейший учёный и один из создателей отечественной психологии и дефектологии, говорил, что при работе с детьми с (ИН) прежде всего необходимо разбудить эмоциональную сферу. Так почему бы не прибегнуть к помощи хореографического искусства, ведь оно является одним из наиболее мощных, не знакомых ранее, позитивных переживаний ребенка, рождает творческие потребности и способы их удовлетворения, активизирует потенциальные возможности в практической танцевально-художественной деятельности, обеспечивает всестороннее развитие ребенка, т.е. выполняет важнейшие функции:

- воспитательную (социализирующую),

- образовательную,

- коррекционно – развивающую.

Ведь во время занятий танцами задействованы все пять основных чувств, восприятия мира — это зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Более же всего происходит развитие самого необходимого для детей с (ИН) чувства равновесия, то есть в работу включается вестибулярный аппарат, приобретается или улучшается координация, возрастает самоконтроль и согласовонность и ориентирование в пространстве. У многих детей с легкими (ИН) координация и ориентирование в пространстве сильно нарушены, занятие же хореографическим искусством помогает восполнить пробелы и превращается не в рутинные и скучные тренировки, а в эмоционально заряжающие моменты борьбы и победы над собственными недугами и недоразвитием.

Поэтому, прежде чем приступить к созданию репертуара детского танцевального коллектива школы, мне, как педагогу, пришлось изучить некоторые особенности занятий танцами с детьми данной школы. В связи с тем, что ранее дети никогда не занимались танцами, их представление о танцевальном искусстве в целом было несколько искажено. Оно ограничивалось лишь различными видео роликами из социальных сетей, а потому у ребят четко сложилось представление о танцах, как о простом, примитивном, совершенно доступном для каждого, виде деятельности.

Это проявилось на занятиях коллектива в следующей последовательности:

1. обозначилась позиция детей, «мы все умеем, нас нечему учить»;

2. «мы никогда не сможем повторить то, что нам предлагают»;

3. «мы ничего не умеем и не хотим».

Итак, после такого ощущения себя в данном виде деятельности у детей возникло естественное ощущение боязливости, закомплексованности, а как следствие – нежелания постигать что – либо новое. Возникла необходимость повторного вовлечения в процесс. На помощь пришла элементарная ритмика и адаптивная физкультура, занятия, построенные на играх, фольклорных танцевально – музыкальных, танцевально – песенных зарисовках и этюдах. Так как дети, прежде лишенные возможности получать определенные навыки, все же быстро увлекаются, интерес к танцу, как к возможности больше двигаться, при этом двигаться несколько неестественно, по – особенному, снова возрос. Наступил период ознакомления с танцевальными номерами, размещенными в сети интернет.

Реакция детей, решивших посвятить свое свободное внеурочное время занятиям танцами, на видео, в которых сверстники в ярких, необычных костюмах, с легкостью двигаются на с сцене под самые разнообразные мелодии, заинтриговала, давала почву для прорастания и созревания естественного желания усердно заниматься, чтобы в перспективе тоже выступать, как настоящие танцоры.

После такого эмоционального созревания пришло время для настоящей подготовки танцевального репертуара.

Так как мои хореографические умения в данный момент ограничены, всеми членами танцевального коллектива было принято решение основываться на репродуктивном методе работы.

Репертуар обсуждался с детьми, как с будущими непосредственными участниками процесса. Детям были предложены на выбор три, разных по сложности и эмоциональному накалу, танца. С детьми открыто обсуждались возможности и умения, активность и трудолюбие каждого будущего исполнителя. В итоге коллективом были определены три группы детей, которым предстояли три разные задачи.

Группы разделялись прежде всего по возрастным показателям, следующим критерием стала сложность рисунка, лексики, а определяющим – эмоциональный окрас. Так, группа детей 2 класса взяла на себя смелость разучить ко Дню защитника Отечества танец «Морячка», обучающиеся 3-4 классов остановились на варианте «Танок» - хоровод, а старшеклассников заинтересовал парный танец, на мелодию вальса.

Не для кого не секрет, что любой танец будет удачным лишь тогда, когда он выстроен в едином танцевальном языке и исполнители способны выразительно передать идею, характер и содержание. Моей задачей, как руководителя стал подбор наиболее удачной, специфической, для данной группы детей, танцевально – музыкальной композиции. Проблема осложнялась еще и нулевыми исполнительскими возможностями детей. Основа танца, а именно, музыкальный материал, используемый для работы с детьми с (ИН), должен быть предельно легким для восприятия, но и интересовать постоянно выявляющимися нюансами. Это могут быть народные мелодии в шумовой обработке (к тому же «зашумление» тренирует избирательное восприятие), это могут быть песни из знакомых мультфильмов и кинофильмов, которые дают возможность поставить танец, перекликающийся с сюжетом мультфильма/фильма, показывающий, как иначе перефразируется один и тот же сюжет.

Итак, когда музыка нравится, работа над танцем будет в удовольствие. Так как в обсуждении репертуара участвовали все члены коллектива, это дало толчок созданию определенного микроклимата, не схожего с микроклиматом в классах. Интересы детей захватила общность взглядов на проблему, возникло взаимопонимание. Так как дети школы никогда не имели опыта занятий хореографией, требовалась серьезная предварительная работа.

Мною были разъяснены предстоящие к выполнению задачи, объяснен язык выбранных танцевальных постановок, шагов, перемещений по рисункам, движений. В процессе работы над танцами мне неоднократно приходилось снова разъяснять детям замысел, говорить о том, понимают ли они содержание танца.

Проведенная мной определенная теоретическая и практическая работа по подготовке репертуара танцевального коллектива школы, позволила сделать следующие значимые для последующей работы выводы:

1. Репертуар, подобранный мной вместе с участниками коллектива, является одним из эффективных средств вовлечения обучающихся в процесс познания удивительного и разнопланового языка танца.

2. Организованные в соответствии с репертуарными тренировочными занятиями дали толчок активизации двигательной деятельности, средством же стала хореографическая деятельность.

3. Хореографический репертуар помогает снимать блок образовательного, креативного и психологического восприятия, при помощи заинтересованности и поддержания желания заниматься хореографическим искусством.

4. Методика применения средств хореографии способствует повышению эмоционального уровня, положительного отношения участников коллектива друг к другу, возрастанию ответственности за предстоящие выступления, критическому и самокритическому мышлению.

5.Занятия в трех разных подгруппах, в соответствии с репертуарным планом изменили межличностные отношения, а именно: отмечается повышение уровня сопереживания между детьми старших и младших подгрупп, обмен приобретенным опытом с целью скорейшего достижения успеха , повысилась стрессоустойчивость детей, уменьшились опасения связанные с выступлениями, усилилось взаимодоверие между мной как руководителем и участниками коллектива.

Полученные результаты отражают рост двигательной, эмоциональной активности, психологической взаимосвязи между всеми детьми и руководителем, возросло желание двигаться вперед, постигая разнообразие хореографического искусства, быть его неотъемлемой частью и непосредственным участником.