Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Елабужская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Тема: «Активизация познавательных интересов посредством применения ЦОР (цифровых образовательных ресурсов)».

Елабуга 2024 г.

Активизация познавательной деятельности – важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы.

Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требование самой жизни. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, внедрение ЦОР является одним из условий эффективной компетентностно-ориентированной модели начального общего образования при переходе на государственные образовательные стандарты нового поколения.

Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа – это фундамент образования. И от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем выпускника в современном мире. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать эффективные методики и технологии.

Аббревиатура «ЦОР» расшифровывается как «цифровой образовательный ресурс». То есть – некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.

Виды ЦОР по образовательно-методическим функциям.

1) Электронные учебники:

Прототипы традиционных учебников; оригинальные электронные учебники; предметные обучающие системы; предметные обучающие среды.

2) Электронные учебные пособия:

Репетиторы; тренажеры; обучающие; контролирующие; игровые; интерактивные; предметные коллекции; справочники и словари; практические и лабораторные.

3) Электронные учебно-методические комплексы (УМК):

Предметные миры; программно-методические комплексы; предметные учебно-методические среды; инновационные УМК.

4) Электронные издания контроля:

Тесты; тестовые задания; методические рекомендации по тестированию; инструментальные средства.

В начальной школе ИКТ можно использовать практически на каждом предмете, можно показывать:

•фильмы,

•слайды,

•прослушивать

аудиозаписи и т.д.

Такие уроки способствуют развитию творческих способностей, активизации мыслительной и познавательной деятельности. Ведь детям в младшем школьном возрасте легче даются предметы, подтверждённые наглядным образом. Такие уроки способствуют развитию творческих способностей, активизации мыслительной и познавательной деятельности. А управление сложным техническим средством, каким является компьютер, уравнивает детей с взрослыми, которым так хотят подражать дети младшего школьного возраста.

Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Учитель может применять различные образовательные средства ИКТ:

при подготовке к занятию;

непосредственно при объяснении нового материала,

для закрепления усвоенных знаний,

в процессе контроля качества знаний;

для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д.

Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. Кроме того, преподаватель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.

Требования к ЦОР при проведении уроков.

Цифровые образовательные ресурсы должны удовлетворять следующим требованиям:

соответствовать документам Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, регламентирующим содержание образования (как определяющим задачи модернизации образования, так и действующим в настоящее время), и примерным программам;

соответствовать содержанию и структуре конкретного учебника;

обеспечивать новое качество образования, ориентироваться на современные формы обучения, высокую интерактивность, усиление учебной самостоятельности школьников;

обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения (это относится как к уровню формирования предметных умений и знаний, так и интеллектуальных и общих умений);

учитывать возрастные психолого-педагогические особенности учащихся и существующие различия в культурном опыте учащихся;

содержать материалы, ориентированные на работу с информацией, представленной в различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров, видеоряды и т.д.);

содержать набор заданий (как обучающего, так и диагностического характера) ориентированных преимущественно на нестандартные способы решения;

предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных (в том числе бытовых) проблем на основе знаний и умений, освоенных в рамках данного предмета;

обеспечивать организацию учебной деятельности, предполагающую широкое использование форм самостоятельной групповой и индивидуальной исследовательской деятельности, формы и методы проектной организации образовательного процесса.

При разработке компьютерной поддержки предмета необходимо определить:

- Какие программные средства целесообразно использовать для создания и

выполнения компьютерных заданий.

- Какие темы стоит «поддерживать» компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач.

- Какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей.

- Какие уроки целесообразно делать компьютерными.

- Как организовать компьютерные занятия.

Влияние ЦОР на качество учебной деятельности.

Современные информационные технологии представляют богатый арсенал средств не только для образования, но и воспитания. С их помощью можно успешно использовать время, проведенное ребенком возле компьютера, выявить и развить детские, помочь организовать досуг с максимальной пользой. Кроме того, хорошо организованная внеурочная деятельность позволяет углубить знания по предметам. Общество заинтересовано в том,

чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Еще недавно решить эти задачи не представлялось возможным в силу

отсутствия реальных условий для их выполнения при традиционном подходе

к образованию, традиционных средств обучения, в большей степени ориентированных на классно-урочную систему занятий. За последние 10—15

лет такие условия если не созданы полностью, то создаются в разных странах

с разной степенью успешности.

Какие же это условия?

Условия, которые смогут обеспечить следующие возможности:

вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти зна

ния могут быть применены.

совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения.

широкого общения со сверстниками из других школ своего региона, других регионов страны и даже

других стран мира.

Постоянного испытания своих интеллектуальных, физических, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли.

свободного доступа к необход

имой информации в информационных центрах не только своей школы, но и в научных,

культурных,

информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее все

стороннего исследования.

Как и на что влияет ЦОР в учебном процессе?

 Повышает эффективность учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах урока.

 Даёт богатый дополнительный материал для подготовки к уроку учителю и учащимся.

 Позволяет показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация).

 Усиливает наглядность.

 Вместо старых таблиц - «культурное» изображение.

 Показ объектов, которые другим способом показать нельзя.

 Качественное закрепление и отработка навыков у большого числа учащихся при использовании локальной сети.

 Повышает интерес учащихся, особенно интерактивные объекты.

Использование ЦОР в учебной деятельности.

Результатом использования новых технологий являются творчество и раскрепощение детей, умение самостоятельно работать, анализировать, рассуждать, хорошо развиты коммуникативные способности. У учителя появляется оптимальная возможность для индивидуальной, дифференцированной работы формирования качеств личности, которые необходимы для дальнейшего успешного обучения, самореализации, саморазвития, самовоспитания, становления самобытного творческого образа, для диалогичного, комфортного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Все это отвечает принципу гуманизма и может быть реализован личностно-ориентированными технологиями.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции ребенка.

Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией.

Использование ЦОР на уроках в начальной школе позволяет

- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,

- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,

-овладевать практическими способами работы с информацией,

-овладевать практическими способами работы с информацией,

-развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

-развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Использование ЦОР позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

Использование ИКТ в начальной школе позволяет

- сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным.

- сокращать время для контроля и проверки знаний учащихся.

- обучать детей навыкам контроля и самоконтроля и активизировать их познавательную деятельность.

-проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация).

-индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Заключение.

ЦОР помогают внедрять ИКТ в учебный процесс и наносят ощутимый удар по “меловым” технологиям. У электронных учебных материалов огромные потенциальные возможности, создающие условия для успешного решения дидактических задач. ЦОР необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, “привязанных” к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.