У нас наиболее распространенный вид кукольного театра - это театр петрушек, или как его обычно называют, просто кукольный театр.
Куклы, которые надеваются на руку, называются петрушками. В этом театре сценой служит ширма. Кукловоды, скрытые за ширмой, управляют куклами и говорят от их имени.
Театр петрушек - это народный театр, у него есть своя история. Примерно 300 лет назад, до Октябрьской революции, бродячие петрушечники ходили по городам и селам, приглашая людей посмотреть на их простое выступление.
Главный герой этого театра - Петрушка, по имени которого названы куклы. Он был хвастливым и веселым персонажем с длинным носом, ярким колпаком на голове и дубинкой в руках. Его пронзительный голос собирал толпы людей возле ширмы.
Репертуар театра петрушек не отличался разнообразием: в разных вариантах показывали одну и ту же комедию о том, как Петрушку брали в солдаты, как он притворялся больным, как он покупал лошадь у цыгана и как он женился. Однако кукольники вставляли реплики и короткие сценки на актуальные темы, остро и сатирически высмеивая местные власти, полицию и духовенство.
Простые приемы театра петрушек, живая и выразительная игра маленьких актеров, простые сценки, пропитанные народным юмором - все это вместе создавало веселое и понятное зрелище, близкое широкой публике.
Куклы умели развеселить и порадовать народ, посочувствовать им в горе и радоваться их успехам. Театр петрушек завоевал большой успех и вскоре стал любимым развлечением народа, без которого не обходилась ни одна ярмарка или праздник.
Царское правительство поняло, что театр петрушек имеет значительное влияние на народ и не является безобидным развлечением, поэтому оно начало преследовать кукольников. Им приходилось скрываться и постоянно менять места выступлений.
Конечно, такие условия не способствовали развитию театра. Содержание представлений кукольников оставалось практически неизменным в течение столетий вплоть до Октябрьской революции.
После революции двери всех театров широко открылись перед трудящимися массами, и театр петрушек, по своей сути близкий к игровому миру, стал преимущественно ориентироваться на детскую аудиторию.
Сохраняя портативность и простоту форм и методов, эти театры после революции начали новую жизнь. Они получили постоянные помещения, опытные режиссеры приступили к их руководству, репертуар составляли драматурги, художники работали над оформлением спектаклей, а куклами управляли актеры.
Кроме профессиональных театров, появилась целая сеть независимых театров, групп и кружков в клубах, школах, пионерских домах и детских садах.
Интерес к кукольному театру объясняется его подлинной театральностью и особым воздействием на зрителей, особенно на детей. Общая миниатюрность театра и размеры кукол, простые декорации и реквизит делают его доступным для множества любительских кружков.
Кукольный театр петрушек предлагает удобство и гибкость в организации спектаклей. Всего два-три кукловода, работая за ширмой и управляя различными куклами, могут создать представление с большим числом персонажей. Для этого театра не требуется специального помещения со сценой и зрительным залом – его можно представлять как внутри, так и на открытом воздухе, в любом месте, где можно разместить ширму и зрителей. Куклы на ширме имеют больше возможностей, чем актеры на сцене. Они могут летать на самолете, путешествовать на поезде или автомобиле, скачать на лошади. Они могут лить слезы, превращаться в великанов, раздуваться как пузыри и даже менять головы. В театре петрушек куклы могут совершать множество удивительных вещей.
Несмотря на преимущества и возможности кукольного театра петрушек, у него также есть некоторые недостатки. Куклы не имеют мимики, и их лица не выражают эмоций. Движения рук куклы, надеваемой на пальцы кукловода, ограничены – они не могут сгибаться в локте и кисти, а пальцы куклы неподвижны, что не позволяет ей удерживать предмет одной рукой или опускать руки вниз. Кукла-петрушка видна зрителям только от талии и ниже, поэтому ноги у куклы не всегда прорисованы.
Однако, несмотря на эти недостатки, дети очень любят театр петрушек. Они наслаждаются живой игрой кукол и с интересом следят за развитием сюжета, радуясь успехам и переживая неудачи персонажей.
Для детей дошкольного возраста театр петрушек имеет особое значение. Обычный театр с актерами может быть слишком большим и сложным для малышей. Весь атмосферный фон этих театров, начиная с парадных лестниц и ярко освещенного фойе, до нарядного зрительного зала, интересен и нов для ребенка. Однако до начала спектакля дети не всегда могут охватить всю сцену, не могут отделить главное от второстепенного, их внимание разбивается на мелочи. Они воспринимают все, что видят, как реальное, и им не всегда понятны театральные приемы.
Однажды в Ленинградском театре был поставлен спектакль по сказке "Волк и семеро козлят" для маленьких детей. Появление актера в костюме и маске волка вызвало ужас у зрителей, особенно у тех, кто сидел в первых рядах – многие даже спрятались под стульями. Но та же самая сказка в кукольном театре смотрится безопасно для даже самых маленьких зрителей. Дети, привыкшие к игрушечным животным, не испугались игрушечного волка и даже шутили с ним, кричали на него. Они также с удовольствием общаются с куклой, изображающей Деда Мороза или других персонажей, и испугаются, когда эти роли исполняют взрослые.
Миниатюрность кукольного театра особенно подходит для дошкольников. Куклы производят сильное и глубокое впечатление на детей: даже молчаливые и малообщительные дети после представления начинают обсуждать события и включаются в разговоры. Дети долго помнят, что делали и говорили куклы.
Кукла в руках воспитателя имеет особое значение. Воспитатель может надеть куклу на руку и подойти к детям, кукла может поговорить с детьми, пошалить, утешить и попросить их сделать что-то.
К сожалению, самодеятельных кукольных театров в детских садах немного, большинство из них существуют только там, где есть наборы готовых кукол. Иногда есть куклы, но их не используют, потому что воспитатели не умеют работать с ними, не знают, как управлять куклой, как оформить сцену и что показать детям. Некоторые воспитатели не верят в свои силы и думают, что им не удастся справиться. Однако многие воспитатели показывают спектакли с участием кукол своим воспитанникам. В некоторых детских садах весь коллектив принимает участие в этой работе и регулярно представляет детям хорошие спектакли. Это доступно каждому воспитателю и каждому детскому саду.
Даже тот, кто никогда раньше не держал в руках куклу, после небольшой подготовки может показать детям сценку-игру, такую как "Обезьянка" или "В гостях у детей". Затем можно перейти к более сложным сценкам, например, "Заинька простудился" или "Петрушкины друзья". Постепенно воспитатели познакомятся с особенностями кукольного театра и овладеют навыками кукловождения. Они увидят, каким замечательным развлечением является кукольный театр для дошкольников и как он помогает в повседневной воспитательной работе.