?Театрализованная деятельность детей старшего дошкольного возраста, как средство преодоления речевых нарушений? ? Введение: ?Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется? играя, а в игре он познает мир!? ???????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? С.И.Мерзлякова Театр?– это целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы?театра… ? Актуальность и перспективность опыта. ? Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми.?Основная задача любого ДОО – речевое развитие дошкольников по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. В стенах детского сада происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления. Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.?? Результаты мониторингов свидетельствуют о том, что в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить. К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Многие родители полагаются в решении проблемы на детский сад, однако практика показывает, что двух занятий в неделю недостаточно для формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных способностей. Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду мне помогает театрализованная деятельность, именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Значительные трудности в овладении навыками грамотной, выразительной? и эмоциональной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического) и недостаточно сформированной как звуковой, так и смысловой стороной речи, и проявляются как в диалогах, так и в монологах. Это подтверждает трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. В результате целенаправленного? использования театрализованных игр на занятиях, а также вот время свободной деятельности дети приобретут речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение. Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.? ? Условия формирования опыта. ? Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок становится ?сложным? собеседником: ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит и на формировании личности в целом.???? ?? Чтобы заинтересовать детей, удержать их внимание, раскрепостить, развить творческое воображение, логическое мышление, память, речь, я решила использовать театрализованную деятельность. Ведущая педагогическая идея опыта работы:?развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием. Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность. В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка. ? Педагогическая идея. В работе для повышения уровня коррекции речевых нарушений у детей я решила использовать театрализованную деятельность. Поставила?цель: Формирование навыков диалогической и монологической речи посредством театрализованной деятельности. Для достижения данной цели поставила следующие?задачи: -Развивать диалогическую и монологическую формы речи, воспитывать культуру речевого общения. -Обогащать лексический запас новыми словами и словосочетаниями. -Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию на основе чтения скороговорок, стихов. -Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, фантазию, воображение, образное мышление, навыки импровизации. -Формировать устойчивый интерес к театрализованным играм, умение разыгрывать знакомые стихи, сказки, передавать характерные особенности героев с помощью выразительных средств речи и используя артистические качества: пластическую выразительность, мимику, жесты. ? ?В основу моего опыта педагогической деятельности легли?принципы: ? -систематичности и последовательности??? (материал подобран по мере усложнения, в определенном порядке, системе); -доступности (объём заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей с нарушениями речи); -наглядности (большинство заданий предполагает опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения: видеоматериалы, спектакли, рассматривание иллюстраций). ? Технология опыта. Одной из главных задач в работе по развитию связной речи у детей является необходимость правильного выбора методов и приемов обучения….. Наглядный метод: ?Используется вариативная методика применения наглядного материала как средства достижения связности речи. Наглядность, с одной стороны, является источником информации для высказывания, средством накопления знаний и, с другой стороны, подсказывает ход изложения мыслей, структуру текста. С этой целью детям предлагала в начале обучения серии сюжетных картинок, позже схематичные картинки, условно-наглядные схемы. К основным методам обучения детей связной речи относится?словесный метод?– обучение пересказу, рассказыванию (о предметах, по картинам и т.д.) и устному сочинению по воображению. В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания (мнемонические, ассоциативные), логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного. ?Основным и самым важным видом деятельности, присущим ребенку, является игра, поэтому?игровой метод?в развитии связной речи занимает большое место. К сожалению, специальной литературы для дошкольников с нарушением речи нет, поэтому, в соответствии с их речевыми возможностями я старалась сама систематизировать материал, в который входят игры, стихи, потешки, сказки, рассказы. Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, я разработала и подобрала игры на развитие слуха, звукоподражание, формирование речи, создала картотеку пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики. Разработала сценарии совместных развлечений и досугов детей и их родителей ?Домок теремок?, ?Путешествие по сказкам?. Собрала ряд пословиц и поговорок , скороговорок, подборку сказок, соответствующих возрасту детей. ? В организации театрализованных игр широко использовала практические методы обучения: метод игровой импровизации, упражнения, инсценировки и драматизация. Из словесных методов применяла рассказ, чтение, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества. Все методы и приемы использовала в комплексе, развивала внимание память, творческое воображение. Реализовала проект ?В гости к дедушке Корнею?, в рамках которого провела: -викторину по сказкам К. Чуковского; - обыгрывание этюдов, театрализованных игр; -показ сказок: ?Колобок?, драматизация ?Айболит?, ?Федорино горе? К.Чуковского. Очень велика роль стихов в детских?театральных играх и упражнениях. Я включила в работу с детьми стихотворный текст, как ритмически организованная речь, которая ?активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Особенно благотворно влияет на развитие речи ?диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Разыгрывать на занятиях по развитию речи мини-спектакли помогают разнообразные костюмные атрибуты - маски зверей, шапочки, накидки и т. д. Так например, на занятии по развитию речи, мы обыгрывали стих ?Чудаки? Ю.Владимирова. ?Создавать же образы дети должны сами с помощью интонации, мимики, жестов, движений. ?Развитие диалогической и монологической речи объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы?речевого аппарата,?умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией.?Сюда, также, я включала ?игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Например, придумывали с детьми ?Историю одной книги?, подбирали рифмы к заданным словам. Игровые упражнения на развитие мимики ?Съешьте кислый лимон? -дети морщатся; ?Рассердитесь на драчуна? - дети сдвигают брови: ?Встретьте знакомую девочку? - дети улыбаются. Игры- этюды: -покажи лису, у которой растаял домик; -покажи зайку, которого выгнала лиса; -покажи поросят, которые расшумелись и разбудили волка и т.д. На? игровых занятиях предлагала? ребенку? показать? характерные? движения? какого-либо? животного; остальные? угадывали? кто? это. Или? имитировали? действия? людей (стирать, подметать? пол и т.д.). На одном из занятий дети изображали предметы одежды. ?Для? развития? речевого аппарата добивалась? динамичности, экономичности? и? скорости? выполнения? движений? туловища, рук, ног, головы; развивали? моторную? координацию. На своих занятиях зачастую использовала? различные виды??театра:?настольный?театр, теневой, плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо, картинки и игрушки. В этих играх дети создавали сценки, вели роль игрушечного персонажа. Они действуют за него, изображают его интонацией и мимикой.?На одном из занятий, я попросила детей изобразить свою любимую игрушку, а затем рассказать о ней….. ? Игры драматизации использую на занятии при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети — артисты. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учатся взаимодействию друг с другом. Очень важно дать выступить детям с нарушениями речи наравне с другими детьми.?Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. При различном интонировании слов (громко, быстро, медленно, радостно, грустно) у детей развиваются мелодико-интонационная выразительность плавность речи.?Сказки подбирала более сложные: ?Гуси-Лебеди?, ?Петушок и бобовое зернышко?, ?Крылатый, мохнатый и масленый? и др. ????В группе создана предметно-развивающая среда: театральный уголок, в котором находятся все виды театров в доступном для ребёнка месте, ширма, где они могут в свободное время поиграть самостоятельно или со сверстниками в любую сказку, выбрать понравившегося сказочного героя. При этом учитывала индивидуальные особенности детей, их интересы, склонности, предпочтения, потребности. Всё это стимулирует желание заниматься театрализованной деятельностью, формирует любознательность, познавательную активность, творческие способности, а значит главное - развитие речи. ? Работа с родителями: Всю свою работу провожу в тесном контакте с родителями. Стараюсь достичь таких отношений, когда мамы папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными помощниками. Они включались в процесс разучивания ролей, стихов, потешек.? В уголке для родителей помещала список детской литературы для домашнего чтения. Для проведения эффективной работы в домашних условиях родители получали рекомендации в виде бесед и консультаций: -?Играйте вместе с детьми?. -?Роль сказки в развитии речи ребёнка?. -?Театр дома – учите общаться?. Подготовила и провела родительские собрания по темам ?Роль семьи в речевом развитии ребёнка 5-6 лет?, ?Театр наш друг и помощник?, доклад к родительскому собранию на тему: ?Развитие речи у детей дошкольного возраста?. Подготовила презентацию???Роль театрализованной деятельности в развитии речи у детей дошкольного возраста?. ? ? Заключение: Театрализованная деятельность – это мостик,?который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт?восприятия?окружающей действительности. Таким образом, можно сделать вывод, что?театрализованная деятельность?дает возможность использовать ее как сильное, но ненавязчивое педагогическое??средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. ?Благодаря театрализованным играм, у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для развития речи детей. В своем опыте работы я достигла поставленных задач и целей. Я показала в своей работе, что благодаря театрализованным ?играм можно улучшить степень речевого развития детей. ? ?????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ? Скачать материал "Опыт работы ?Театрализованная деятельность детей старшего дошкольного возраста, как средство преодоления речевых нарушений?"
Театрализованная деятельность детей старшего дошкольного возраста, как средство преодоления речевых нарушений