Тема: ?Театрализованная деятельность как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития?












Театрализованная деятельность как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ЗПР
Нарушение речевого развития у детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др., рассматриваются прежде всего как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.
Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.
Функции детской игры определяются ее психологическими особенностями, раскрытыми в исследованиях Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. В игре формируется личность ребенка, реализуются ее потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театрализованная деятельность в психокоррекционной практике следует рассматривать как совокупность методик, построенных на применении этого искусства в своеобразной символической форме. ЕЕ основные функции:
- катарсистическая (очищение, освобождение от негативных состояний);
- регуляторная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);
- коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).
Театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. В основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние – человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы воздействия (В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова).  Как писал Б.М. Теплов, чтобы веселить чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место.
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:
- игры в кукольный театр;
- игры-драматизации;
- игры-представления (спектакли).
Как утверждал Л.С. Выготский, драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личностными переживаниями.
Принципы театрализованной деятельности
Принципы коррекционной работы с детьми ЗРР, основанной на театрализованной деятельности, построены на фундаментальных положениях общей, возрастной и специальной психологии о том, что личность – это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.).  Кроме этого, следует выделить некоторые специфические принципы. 
1. Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка. Имеет место ситуация выбора, незавершенный образ, его неожиданность и проблемность, постановка дальней цели.
2. Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазия.
3. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.
4. Принцип интергративности, характеризующийся связью:
- театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной и др.), с различными видами искусств (драматическим, изобразительным);
- детского и взрослого искусств;
- театральной игры  и совместной созидательной деятельности педагога и ребенка;
- ребенка и продуктов театральной культуры;
- специально организованной и самостоятельной деятельности.
5. Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное и планомерное усвоение ребенком знаний, умений, навыков, а затем использование их для решения творческих задач по этапам:
- ориентировка ребенка в новом для него театрализованной деятельности, где доминирует обучение, внесение элементов творчества;
- побуждение к сотворчеству со взрослым, где обучение и творчество имеют равноправное значение;
- самостоятельный поиск решения творческих задач.
Психологические механизмы воздействия театрализованной деятельности

Отметим два механизма психологической коррекции с помощью театрализованной деятельности:
- искусство позволяет в своеобразной символической форме переконструировать негативную ситуацию, используя креативные способности ребенка;
- под воздействием искусства появляется эстетическая реакция, изменяющая действие аффекта, т.е. негативные чувства, превращаются в свою противоположность, положительную эмоцию (Л.С. Выготский).
Очень важен в арттерапии креативный принцип, т.е. максимальная ориентация детей на творчество, развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности. Также учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:
- снятие по возможности всех стрессообразующих факторов;
- раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;
- развитие реальных мотивов (игра и обучение проходят не по принуждению, а радостно, так как театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью);
- преобладание внутренних, личностных мотивов над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;
- включение во внутренние мотивы мотивации успешности, продвижения вперед.
Содержание театрализованной деятельности
Театрализованная деятельность способствует развитию:
психофизических способностей (мимики, пантомимики);
психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.);
речи (монолог, диалог);
творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей:
- разыгрыванию стихов, сказок, рассказов, мини-сценок;
-  владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостным, теневым, игрушки, пальчиковым и др.);
- амплификация (обогащение) театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминологии);
- изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.
Театральные игры
Театральная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Данные игры условно можно разделить на обще развивающие и специальные. Общеразвивающие игры учат ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивают произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизируют мыслительные процессы. Также они способствуют адаптации детей в коллективе сверстников и создают предпосылки для успешной учебы в школе – в первую очередь за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально-психологического компонентов.
Специальные игры развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. К.С. Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей, поскольку они очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре.
Ритмопластика
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые способствуют развитию естественных психомоторных способностей дошкольников, обретению ими ощущения гармонии с окружающим миром, формированию свободы и выразительности движений, воображения.
У детей с ЗРР наблюдается перенапряжение (?зажим?) всех или отдельных групп мышц или расслабленность (?развязность?) движений. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, проводятся специальные игры в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления тела, лежа на полу.
Режиссер Ф.Ф. Комиссаржевский отмечал, что не только органы речи, звуки и мышцы лица актера, но и все его тело должно быть технически приспособленным для выражений. Жесты – важное средство невербальной выразительности. Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания, социальных и национальных особенностей. Работе над выразительностью жестов, поз, мимики отводится значительное время.
Жест – это самоцель – он лишь показывает то, что невозможно в данной ситуации объяснить словами. Он оправдан, только когда вызывается внутренней потребностью, выражает определенные чувства по отношению к окружающим.
Речевые игры и упражнения
Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда также включается игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Таким образом, данные упражнения делятся на три вида:
- дыхательные и артикуляционные;
- дикционные и интонационные;
- творческие (со словом). Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, поскольку у них еще недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию ли высоту звучания.
В коррекционной работе с детьми с ЗРР всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.
Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.
Работа над спектаклем
 Создание спектакля с дошкольниками – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении.
 Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки несут в себе активизирующее воздействие как на речевую деятельность, так и эмоциональную сферу детей. Сказка базируется на народно-эстетической культуре, фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом.
 С социально-педагогической точки зрения сказка выполняет следующие функции:
- социализации, поскольку приобщает новое поколение к общечеловеческому и этническому опыту;
- креативную, поскольку выявляет, развивает и реализует творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление;
- лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности, активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка. При слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок, а при пересказе, драматизации – становление речевой культуры. Развиваются основные языковые функции – экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);
- развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души,  умиротворение, снятие стресса). Иначе говоря, при работе над спектаклем формируются такие качества личности, как автономность, которая выражается в стремлении владеть инициативой в общении; социальная компетентность, связанная с сопереживанием, по знанием другого человека, выбором адекватных ситуаций, способов общения и поведения.
Кукольный театр
Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.
Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения.
Все вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность психокоррекции задержки речевого развития детей дошкольного возраста за счет комплексного аффективно-коммуникатиного воздействия.