Одной из важнейших задач ПАО "Газпром" является непрерывное профессиональное обучение персонала, которое должно быть направлено на достижение стратегических целей и задач компании, а также удовлетворение интересов работников и государства. Профессиональное обучение является неотъемлемой частью этой политики управления человеческими ресурсами, особенно на производстве.
Однако, краткосрочное профессиональное обучение рабочих на производстве, требует особого внимания со стороны преподавателей к потребностям и запросам обучающихся. Рабочие могут иметь различный уровень профессиональной квалификации, возраст и социальный статус. Поэтому, важно предоставить им конкретные и понятные обучающие ситуации, которые помогут сохранить и умножить все полезные знания, умения, навыки и способности, накопленные предыдущим опытом.
Основная задача профессионального обучения – дать рабочим такие знания, умения и навыки, которые помогут им обеспечить дальнейшее развитие производства, управлять новой техникой и технологическими процессами. Для этого, высококвалифицированные рабочие должны обладать широкими общеобразовательными, общетехническими и профессиональными знаниями, умениями и навыками. Они также должны легко ориентироваться в системе производства газовой отрасли и приобретать новые навыки и компетенции в соответствии с изменением трудовых функций. Для эффективного достижения этих целей, необходимо применять эффективные формы и методы обучения.
В основе деятельности преподавателя и познавательной деятельности обучаемых лежат принципы обучения. К ним относятся:
-
Доступность обучения, которая требует организации обучения таким образом, чтобы содержание изучаемого материала и методы обучения соответствовали уровню подготовки обучающихся. Для этого необходимо отбирать только необходимый материал, учитывать подготовленность обучаемых, выбирать правильные методы и приемы преподавания.
-
Связь теории с практикой в обучении, которая предполагает соединение обучения с производственной практикой обучающихся. Этот принцип осуществляется путем приведения примеров и анализа производственных ситуаций из реальной практики обучаемых, а также знакомства с рационализаторской деятельностью на производстве.
-
Систематичность и последовательность в обучении, которые позволяют обучающимся получить систему знаний, умений и навыков. Это достигается преподаванием материала в логическом порядке, предусмотренном учебным планом, и расположением учебного материала в определенной последовательности.
-
Наглядность обучения, которая способствует ускорению от конкретного к общему и подведению к теоретическим обобщениям. Она достигается путем использования натуральных, объемных и плоскостных наглядных пособий, а также аудиовизуальных средств обучения.
-
Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе, которое заключается в выявлении типовых задач профессиональной деятельности, их трансформации в учебно-производственные задачи и выборе форм организации учебного процесса.
-
Прочность усвоения знаний, умений и навыков, которая достигается за счет педагогического мастерства, желания учиться, работоспособности и трудолюбия обучаемых. Для этого необходимо разбивать изучаемый материал на части, повторять его систематически, включать практико-ориентированные задания и научить обучаемых пользоваться источниками информации.
-
Индивидуальный подход к обучаемым в условиях коллективной работы с группой, который предполагает учет личных особенностей обучающихся, уровня их образовательной и производственной подготовки, стажа работы и возраста.
В практике преподавания часто используется составление конспектов для изучаемого учебного материала. Конспект помогает проводить занятия на высоком уровне, особенно когда опыта недостаточно. Он представляет краткое изложение основного материала с расчетами, построениями, таблицами, схемами и т.д. Конспект составляется на тему или подтему, если тема очень крупная, и является документом длительного использования, который постоянно дополняется выписками из новых источников. Конспект каждой лекции должен содержать тему, цели, задачи, список литературы, основной и второстепенный текст содержания и задания для самостоятельной работы.
Для преподавателей специальных дисциплин отбор содержания представляет трудности, связанные с подвижностью и нестабильностью самой дисциплины, которая меняется в соответствии с развивающейся техникой и технологией. Чтобы правильно отобрать учебную информацию для каждого занятия, необходимо понимать, как формируется содержание самой дисциплины. В содержание любой дисциплины входят знания о природе, обществе, человеке и способах его деятельности. Преподаватель должен включить в содержание занятия основные понятия и термины, законы науки, факты профессиональной деятельности, теории и знания о способах деятельности, методах познания и истории получения знаний.
Для общетехнических и специальных дисциплин характерно сочетание теоретического материала и практики. Обучающимся требуется умение применять теоретические знания об устройствах, способах обслуживания, диагностике, регулировке машин, механизмов и аппаратов в практической деятельности. Задача преподавателя заключается в том, чтобы сделать каждую лекцию убедительной, точной и осязаемой.
Характеристики обучения взрослых
Взрослые не определяются только по возрасту или уровню образования, а скорее по осознанию смысла жизни, своего места в обществе и своих гражданских обязанностей. При обучении взрослых следует учитывать следующие особенности:
-
Взрослые желают, чтобы их предыдущий опыт учитывался при обучении.
-
Взрослые не могут быть заставлены учиться, они должны самостоятельно захотеть этого. Включение в обучение взрослых может быть вызвано различными мотивами, такими как желание достичь успеха, получить повышение квалификации или избежать неудач.
-
Взрослый предпочитает обучаться на решении конкретных задач, которые важны для его профессиональной деятельности. Он прагматичен и предпочитает изучать только то, что нужно ему в работе.
-
Взрослые могут быть закрытыми и невосприимчивыми к новому, у них могут быть стереотипы знаний и действий. Они могут испытывать психологический барьер по отношению к новому знанию, если оно противоречит привычному.
-
Взрослые лучше обучаются в неформальной обстановке, чтобы избежать жесткой авторитарной системы обучения, которую они могли испытывать ранее.
-
У взрослых могут существовать психологические барьеры, которые могут стать внутренними препятствиями для обучения.
-
Взрослые имеют свои собственные модели обучения, которые они разработали для себя.
Советы для мотивации взрослых обучающихся:
-
Создавайте неформальную обстановку.
-
Давайте обучающимся возможность высказывать свои точки зрения и взаимодействовать с вами.
-
Обеспечьте понимание и доступность изучаемого материала.
-
Используйте профессиональный опыт обучающихся и включайте профессиональные проблемы в учебные ситуации.
-
Организуйте диалогическое общение и взаимодействие с обучающимися на основе сотрудничества.
Обучение взрослых не ограничивается только усвоением информации, важно также, чтобы они могли самостоятельно переработать полученные впечатления и информацию, чтобы сформировать умения, необходимые для применения усвоенных способов действий.