Техническая учёба. Особенности обучения взрослых

Одной из важнейших задач ПАО "Газпром" является непрерывное профессиональное обучение персонала, которое должно быть направлено на достижение стратегических целей и задач компании, а также удовлетворение интересов работников и государства. Профессиональное обучение является неотъемлемой частью этой политики управления человеческими ресурсами, особенно на производстве.

Однако, краткосрочное профессиональное обучение рабочих на производстве, требует особого внимания со стороны преподавателей к потребностям и запросам обучающихся. Рабочие могут иметь различный уровень профессиональной квалификации, возраст и социальный статус. Поэтому, важно предоставить им конкретные и понятные обучающие ситуации, которые помогут сохранить и умножить все полезные знания, умения, навыки и способности, накопленные предыдущим опытом.

Основная задача профессионального обучения – дать рабочим такие знания, умения и навыки, которые помогут им обеспечить дальнейшее развитие производства, управлять новой техникой и технологическими процессами. Для этого, высококвалифицированные рабочие должны обладать широкими общеобразовательными, общетехническими и профессиональными знаниями, умениями и навыками. Они также должны легко ориентироваться в системе производства газовой отрасли и приобретать новые навыки и компетенции в соответствии с изменением трудовых функций. Для эффективного достижения этих целей, необходимо применять эффективные формы и методы обучения.

В основе деятельности преподавателя и познавательной деятельности обучаемых лежат принципы обучения. К ним относятся:

  • Доступность обучения, которая требует организации обучения таким образом, чтобы содержание изучаемого материала и методы обучения соответствовали уровню подготовки обучающихся. Для этого необходимо отбирать только необходимый материал, учитывать подготовленность обучаемых, выбирать правильные методы и приемы преподавания.

  • Связь теории с практикой в обучении, которая предполагает соединение обучения с производственной практикой обучающихся. Этот принцип осуществляется путем приведения примеров и анализа производственных ситуаций из реальной практики обучаемых, а также знакомства с рационализаторской деятельностью на производстве.

  • Систематичность и последовательность в обучении, которые позволяют обучающимся получить систему знаний, умений и навыков. Это достигается преподаванием материала в логическом порядке, предусмотренном учебным планом, и расположением учебного материала в определенной последовательности.

  • Наглядность обучения, которая способствует ускорению от конкретного к общему и подведению к теоретическим обобщениям. Она достигается путем использования натуральных, объемных и плоскостных наглядных пособий, а также аудиовизуальных средств обучения.

  • Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе, которое заключается в выявлении типовых задач профессиональной деятельности, их трансформации в учебно-производственные задачи и выборе форм организации учебного процесса.

  • Прочность усвоения знаний, умений и навыков, которая достигается за счет педагогического мастерства, желания учиться, работоспособности и трудолюбия обучаемых. Для этого необходимо разбивать изучаемый материал на части, повторять его систематически, включать практико-ориентированные задания и научить обучаемых пользоваться источниками информации.

  • Индивидуальный подход к обучаемым в условиях коллективной работы с группой, который предполагает учет личных особенностей обучающихся, уровня их образовательной и производственной подготовки, стажа работы и возраста.

В практике преподавания часто используется составление конспектов для изучаемого учебного материала. Конспект помогает проводить занятия на высоком уровне, особенно когда опыта недостаточно. Он представляет краткое изложение основного материала с расчетами, построениями, таблицами, схемами и т.д. Конспект составляется на тему или подтему, если тема очень крупная, и является документом длительного использования, который постоянно дополняется выписками из новых источников. Конспект каждой лекции должен содержать тему, цели, задачи, список литературы, основной и второстепенный текст содержания и задания для самостоятельной работы.

Для преподавателей специальных дисциплин отбор содержания представляет трудности, связанные с подвижностью и нестабильностью самой дисциплины, которая меняется в соответствии с развивающейся техникой и технологией. Чтобы правильно отобрать учебную информацию для каждого занятия, необходимо понимать, как формируется содержание самой дисциплины. В содержание любой дисциплины входят знания о природе, обществе, человеке и способах его деятельности. Преподаватель должен включить в содержание занятия основные понятия и термины, законы науки, факты профессиональной деятельности, теории и знания о способах деятельности, методах познания и истории получения знаний.

Для общетехнических и специальных дисциплин характерно сочетание теоретического материала и практики. Обучающимся требуется умение применять теоретические знания об устройствах, способах обслуживания, диагностике, регулировке машин, механизмов и аппаратов в практической деятельности. Задача преподавателя заключается в том, чтобы сделать каждую лекцию убедительной, точной и осязаемой.

Характеристики обучения взрослых

Взрослые не определяются только по возрасту или уровню образования, а скорее по осознанию смысла жизни, своего места в обществе и своих гражданских обязанностей. При обучении взрослых следует учитывать следующие особенности:

  1. Взрослые желают, чтобы их предыдущий опыт учитывался при обучении.

  2. Взрослые не могут быть заставлены учиться, они должны самостоятельно захотеть этого. Включение в обучение взрослых может быть вызвано различными мотивами, такими как желание достичь успеха, получить повышение квалификации или избежать неудач.

  3. Взрослый предпочитает обучаться на решении конкретных задач, которые важны для его профессиональной деятельности. Он прагматичен и предпочитает изучать только то, что нужно ему в работе.

  4. Взрослые могут быть закрытыми и невосприимчивыми к новому, у них могут быть стереотипы знаний и действий. Они могут испытывать психологический барьер по отношению к новому знанию, если оно противоречит привычному.

  5. Взрослые лучше обучаются в неформальной обстановке, чтобы избежать жесткой авторитарной системы обучения, которую они могли испытывать ранее.

  6. У взрослых могут существовать психологические барьеры, которые могут стать внутренними препятствиями для обучения.

  7. Взрослые имеют свои собственные модели обучения, которые они разработали для себя.

Советы для мотивации взрослых обучающихся:

  1. Создавайте неформальную обстановку.

  2. Давайте обучающимся возможность высказывать свои точки зрения и взаимодействовать с вами.

  3. Обеспечьте понимание и доступность изучаемого материала.

  4. Используйте профессиональный опыт обучающихся и включайте профессиональные проблемы в учебные ситуации.

  5. Организуйте диалогическое общение и взаимодействие с обучающимися на основе сотрудничества.

Обучение взрослых не ограничивается только усвоением информации, важно также, чтобы они могли самостоятельно переработать полученные впечатления и информацию, чтобы сформировать умения, необходимые для применения усвоенных способов действий.

Оформите свидетельство
о публикации в СМИ

оформить
Tests