Современное обучение иностранным языкам нашло свое отражение в лексическом подходе. Этот инновационный метод подразумевает представление языка в форме словосочетаний, называемых "чанками", вместо отдельных слов. Идея заключается в том, чтобы обучающиеся могли распознавать и воспроизводить цельные выражения, соответствующие контексту речи.
Ключевым заданием преподавателя в рамках лексического подхода является грамотный выбор грамматических и лексических структур из текстов.
Исследования показывают, что умение свободно и грамотно общаться достигается тогда, когда у человека в запасе много слов и выражений. Это влияет на органичность речи, способствует мышлению на целевом языке, исключая необходимость перевода с родного языка. Этот метод также способствует осознанию языковых паттернов и грамматических закономерностей. Основа подхода - изучение "лексических чанков", т.е. словосочетаний и выражений, в конкретном контексте и активное их использование. Этот метод аналогичен природному изучению родного языка - естественно и комфортно.
Важный девиз лексического подхода звучит так: "Не обладая грамматикой, можно сказать немного; не обладая лексикой, нельзя сказать ничего." (Without grammar you can say little, without lexis you can say nothing).
Лексический подход к обучению иностранным языкам базируется на нескольких ключевых принципах.
Принцип 1. Основа языка – лексика.
Говорящие на языке люди используют в своей речи множество группировок слов, которые необходимы для всех, кто изучает этот язык, иначе их речь будет нелегкой и неестественной. Плавное владение – это не следствие знания только грамматических правил и списков слов, а умение применять фразеологические обороты и сложившиеся выражения, которые являются строительными блоками для оперативного формирования высказывания. Часто в разговорной речи мы оперируем не просто отдельными словами, а целыми фразами. Именно лексический состав играет ключевую роль в передаче смысла, в то время как грамматика выполняет вспомогательную функцию. Следовательно, следует уделять больше внимания развитию умения учащихся использовать закрепившиеся словосочетания. Важно также полностью освоить наиболее употребляемые языковые конструкции. Особое внимание следует уделить частотности употребления слов, начиная с изучения тех, которые наиболее часто встречаются в речи. Это также имеет большое значение в реальных жизненных ситуациях и в контексте.
Принцип 2. Тесная взаимосвязь между лексикой и грамматикой.
Основной аспект обучения языку с помощью лексического подхода – это научиться распознавать и интуитивно ощущать грамматические структуры. Лексика и грамматика изучаются совместно, как они используются в разговорной практике. Путем запоминания обширного числа таких "языковых кусочков" мы развиваем языковую интуицию, и если начать использовать эти "речевые кусочки" в реальных диалогах и общении, то появится автоматизм в их использовании.
Лексические блоки – это словосочетания, фразы и выражения, способствующие развитию способности "узнавать шаблоны" в текстах книг, песен, фильмов. Это способствует развитию умения модифицировать известные шаблоны, обогащая их новыми элементами.
Основная задача преподавателя при использовании лексического подхода – это правильный выбор грамматических и лексических структур из текстов.
При отборе словосочетаний следует руководствоваться двумя принципами:
а) они должны быть полезными для студентов при обсуждении произведений;
б) они должны быть практичными для студентов в повседневной коммуникации.
Типы лексических блоков:
· Коллокации (Collocations); · Фиксированные выражения (Fixed expressions): выражения, которые нельзя изменить или изменяются минимально. Многие из них являются идиомами или используются в вежливой речи (например, как дела?). · Полу-фиксированные выражения (Semi-fixed expressions): выражения, в которых есть хотя бы одно место, куда можно вставить различные слова или фразы.
-
Диктант лексических блоков: это быстрый и простой способ познакомить учащихся с лексическими блоками, которые вы хотите, чтобы они обнаружили в тексте. Диктант проводится следующим образом: вы даете учащимся некоторые подсказки о форме и значении нужных блоков, например, "словосочетание: существительное плюс существительное для описания погоды" (утренний туман).
-
"Языковые шаблоны" - грамматические конструкции
Суть этого метода заключается в выделении определенной грамматической природы "лексического блока". Вы начинаете систематизировать уже известные шаблоны (конструкции) в то, что обычно называется "грамматикой". Однако это происходит более мягко, без упора на механическое запоминание правил, без долгих и объемных объяснений. Они даже не требуются, так как вы уже знакомы с большинством конструкций и их использованием. Такой подход способствует осознанию грамматики, а не рутинному заучиванию.
Технология языковых шаблонов помогает развивать ваше чувство разницы между разными конструкциями путем их постоянного использования в речи. Вы научитесь "ощущать" английский язык.
Результатом будет естественная и грамотная речь, а также уверенность в общении в любой ситуации.
- Подход на основе задач (Task-Based Approach):
Эффективный способ заставить учащихся обращать внимание на лексические блоки в тексте - объявить, что им нужно будет использовать эти блоки в последующем задании. Задание должно быть связано с исходным текстом.
- Поиск в корпусах (Corpora Searches):
Автоматический поиск коллокаций в корпусах основан на понимании того, что коллокация статистически определяется как чаще встречающаяся пара слов, чем случайная. Корпусные инструменты позволяют не только найти коллокаты, но и указать часть речи при поиске коллокаций.
Важной особенностью корпусных инструментов является возможность определить область поиска, т.е. как далеко от слова мы ищем коллокаты. Обычно можно задать диапазон поиска: от 1 до 5 слов слева (L) или справа (R) от целевого слова. Например, при поиске ближайших коллокатов для существительного "день", мы найдем частое словосочетание "летний день". Если расширить диапазон поиска до 2-4 слов от исходного, то можно найти такие блоки, как "красивый летний день".
- Поиск по "слотам" (Slot-filler Search):
Понятие "лексический блок" разносторонне и включает в себя множество видов языковых образований. Это могут быть целые фразы (Have a good trip), начальные слова (I’d like to…), коллокации, идиомы (mind your own business), устойчивые выражения, фразовые глаголы (to break off) и даже пословицы и поговорки.
Поиск по "слотам" демонстрирует, как можно варьировать полуустойчивые выражения.