Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования

города Ростова-на-Дону «Центр детского технического творчества»

Дополнительное образование в настоящее время по-новому определяет свое место в образовательно-воспитательном пространстве. Оно – органичная составляющая российской системы образования, так как находится в тесной взаимосвязи со школьным образованием. Дополнительное образование детей, как подчеркивает А.К. Бруднов, представляет собой органическое единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежат любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни.

Развитие личностных качеств воспитанника с целью его успешной жизнедеятельности сегодня становится определяющим направлением в современном образовании. «Именно этим стремлением цивилизованного мира, – по мнению Н.Л. Головизниной, – во многом обусловлен в нашей стране процесс эволюционного видоизменения всей системы внешкольной работы, переход ее в новое качественное состояние – дополнительное образование  По-новому, как того требует реальная действительность, определяется место и значимость учреждений дополнительного образования. Историки и исследователи вопроса А.К. Бруднов, В.А. Горский, Л.Ю. Ляшко говорят об отказе от стереотипа «второстепенности» дополнительного образования по отношению к базовому, указывают на многие преимущества перед последним в создании условий для формирования ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире.

Дополнительное образование в современных условиях – это значимая составляющая образовательной системы. Ребенок, приходя в учреждения дополнительного образования, выбирает для себя то дело, к которому больше всего лежит его душа, в котором он сможет стать успешным. Воспитанник стремится реализовать здесь свои задатки и раскрыть свои способности в том или ином виде деятельности. И одним из таких важных и интересных дел для него становится исследовательская работа.

Исследовательская деятельность детей в системе дополнительного образования – одно из средств воздействия на духовное развитие подрастающего поколения. Этот творческий процесс находит свое отражение в следующих формах: в учебно-исследовательской деятельности и собственно исследовательской. «Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимся творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы», - говорится в Концепции дополнительного образования.

Понятие исследовательской деятельности обучающихся

«Исследовать — значит видеть то,

что видели все, и думать так,

как не думал никто»

А. Сент-Дьердьи

Исследование – деятельность, направленная на получение новых знаний о существующем в окружающем мире объекте или явлении.

Исследовательская деятельность обучающихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование, предполагает выполнение учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста.

В Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008, в пункте 3 сказано, что образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программа должна быть направлена на:

- формирование и развитие творческих способностей учащихся;

- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся.  И т.д.

Государственный заказ на личность обучающегося – совокупность качеств, свойств, умений, навыков и способностей, которыми должен обладать современный обучающийся в системе ДОД в соответствии с требованиями, заложенными в нормативных документах федерального уровня.

Перечень необходимых компетенций, которые должно формировать образовательное учреждение:

Исходя из вышесказанного, несомненна актуальность учебно-исследовательской деятельности, в том числе в учреждениях дополнительного образования.

Независимо от направленности дополнительной общеобразовательной программы (художественная, техническая, естественно-научная и т.д.) можно и нужно учить обучающихся навыкам проектной и исследовательской деятельности.

Успешность такой работы определяется сочетанием следующих факторов:

 

Учебно-исследовательская деятельность – это элементарная исследовательская деятельность, включенная в учебный процесс, целью которой является обучение основам научного подхода к исследованию.

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, целью которой является образовательный результат, направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Главное здесь не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть затем использованы в исследовании любой сложности и тематики.

Задачами учебно-исследовательской деятельности являются:

- развитие навыков самостоятельного добывания знаний;

- овладение методами исследования;  

- развитие критического мышления (эвристического, исследовательского);

- развитие общетехнических и технологических знаний и умений (навыков проектирования этапов деятельности, анализа полученной информации, применения научных знаний в процессе исследования);

- развитие исследовательской позиции (авторская, творческая позиция при выполнении исследования; потребность в поиске новой, ранее неизведанной информации);

- формирование навыков разработки, реализации и презентации обучающимися результатов индивидуальной учебно-исследовательской работы;

- развитие способности строить эффективные коммуникации для достижения результата.

Задачи дополняются и конкретизируются в положениях о проведении различных конкурсов.

Одним из условий организации проектной и исследовательской деятельности в объединении художественной направленности является наличие определённого запаса знаний, умений и навыков, на основе которых обучающиеся могут выполнять свои исследования. Поэтому кроме проектной и исследовательской деятельности большая роль отводится практической деятельности в области швейного дела - лоскутное шитье, аппликация, конструирование и моделирование одежды, вышивка лентами и т.д. При организации такой деятельности учитываются возрастные особенности обучающихся.  Метод проектов может использоваться при изучении любой темы. На первых этапах обучения это проекты, исследования, связанные с историей возникновения швейных материалов, инструментов, приспособлений. Обучающиеся ищут материал по теме, используя различные источники информации, учатся взаимодействовать со взрослыми при поиске материала, проведении собственно исследования. Педагог оказывает помощь на всех этапах работы над проектом. Для развития мотивации работа над проектами может осуществляться как индивидуально, так и в группе. Для среднего возраста - это исследования, связанные с историей моды, с одеждой, экологическим стилем как направлением в одежде.  В зависимости от уровня полученных результатов обучающиеся имеют возможность продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности (защита проектов по итогам года, участие в конкурсах, в том числе в сети Интернет).

Этапы учебно-исследовательской работы

Учебно-исследовательская деятельность, как и всякая деятельность, нацеленная на результат, имеет свои этапы. В разных источниках можно встретить массу примеров с описанием каждого этапа. Выделим приемлемые для учреждения дополнительного образования.

1. Выбор и формулировка темы исследования.

Выбор темы – важный этап. Ему предшествует взаимодействие педагога и обучающегося – обсуждение интересов, спорных вопросов; определение малоизвестных фактов по направлению деятельности, рассмотрение аналогичных исследовательских работ, формулировка вариантов темы. Проблема – это вопрос, который необходимо решить, не имея готового заранее ответа, применяя имеющиеся знания и опыт. Правильная формулировка темы организует всю последовательность этапов работы. Окончательная тема может быть также сформулирована к концу исследования. Тема должна отражать суть исследования. При выборе темы важно учитывать многие факторы: возраст, опыт обучающегося (какое время занимается в объединении), наличие своих творческих идей, опыт в учебно-исследовательской деятельности (в том числе опыт выступлений), наличие литературы по теме, навыки работы с компьютером. По мнению многих педагогов, членов жюри конкурсов учебно-исследовательских проектов, правильный выбор темы исследования наполовину обеспечивает успешность её выполнения.

«Проблемная ситуация – это, прежде всего, познавательная ситуация, выражающаяся в невозможности объяснить имеющиеся факты в рамках существующего знания. Путь к научному открытию начинается с обнаружения проблемной ситуации, проходит через её формулировку и завершается разрешением этой ситуации».

Примеры тем: «Натуральная кожа в поделках: за или против», «Средства рисования: что лучше?» и т.д.

2. Выдвижение предположений (гипотез).

«Гипотеза (греч. hypothesis – основание, предположение, от hypó – под, внизу и thésis –- положение), то, что лежит в основе, – причина или сущность. Важно помнить, что не все гипотезы оправдываются, некоторые являются неверными. Но отрицательный результат – тоже результат.

Постановка гипотезы сопровождается изучением информации по теме исследования. Далее высказываются варианты результата. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно», «если .... то...», так…, как…»; «при условии, что…», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установления причинно-следственных связей. В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. При этом гипотеза не должна быть очевидной. Требования к гипотезе: должна быть проверяемой, соответствовать фактам, содержать предположение, быть логически непротиворечивой.  

Примеры: «предположим, что поделки из натуральной кожи люди предпочитают больше, чем из искусственной»; «при условии постоянных занятий хореографией у школьников повышаются умственные способности» и т.д.

3. Определение цели и задач работы.

Обучающийся должен ответить на вопросы: какова цель моего исследования? На какой вопрос я хочу получить ответ в результате исследования? Цель – это запланированный результат исследования; ответ на поставленный в теме вопрос. Она может видоизменяться в процессе работы. Слова, конструкции для формулировки целей: выяснить, почему…; ответить на вопрос…; определить…; изучить…; разработать… Цель может быть только одна.

Примеры целей: «изучить мнение людей разного возраста и профессий о поделках из натуральной кожи»; «определить уровень умственных способностей школьников, посещающих хореографическое объединение» и т.д.

Цель любого исследования конкретизируется в задачах. Задачи как бы отражают последовательность действий. Слова, конструкции для формулировки задач: изучить литературу по теме; определить значение терминов; собрать материал; измерить уровень; обобщить; выявить . Не нужно ставить много задач. Они должны быть реально выполнимы и прослеживаться на всех этапах учебно-исследовательской деятельности. Задачи помогают в достижении цели исследования.  

Объект исследования – процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию и избрано для изучения. Предмет – конкретная часть объекта, внутри которого ведётся поиск.

5. Обоснование актуальности исследования.

Необходимо объяснить важность изучения данной темы.

Конструкции для формулировки актуальности: «в последнее время появилось много; «стало неотъемлемой частью нашей жизни. Мы не задумываемся о том; «актуальность темы объясняется тем, что»; «в современном мире имеет большое значение, так как; «на сегодняшний день существует много взглядов на проблему»; «в настоящее время ведутся споры о том, что.

6. Определение методов исследования.

На каждом уровне работы исследователь определяет используемые методы исследования. Методы –

1) это путь научного исследования или познания;

2) совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения деятельности. Учёные считают, что успешность выполнения научного исследования в наибольшей степени зависит от умения выбрать наиболее результативные методы исследования, поскольку именно они позволяют достичь поставленной цели.

Виды методов исследования:

Методы эмпирического уровня:

- наблюдение; интервью;

- анкетирование; опрос;

- собеседование; тестирование;

- фотографирование; счёт;

- измерение; сравнение.

С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

- эксперимент; лабораторный опыт;

- анализ; моделирование;

- исторический; логический;

- синтез; индукция;

- дедукция; гипотетический.

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

- изучение и обобщение; абстрагирование;

- идеализация; формализация;

- анализ и синтез; индукция и дедукция;

- аксиоматика.

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Математические методы:

- статистические методы;

- метод визуализации данных (функции, графики и т.п.) и др.

Методы исследования, как правило, уже определены в поставленных задачах. Приведём описание часто используемых методов.

7. Проведение собственно исследования (проверка гипотезы).

На этом этапе происходит практическое применение выбранных методов исследования (проведение экспериментов, наблюдений, сравнений и т.д.). Могут приниматься решения о расширении методов исследования, источников информации. В арсенале исследователя появляются новые данные, факты по теме исследования. Содержание этой части зависит от области, темы исследования.

8. Результаты учебно-исследовательской работы.

Проводится первичный анализ результатов. Привлекаются при необходимости дополнительные источники. Формулируются собственные выводы, рассуждения по изученным источникам, проведённым опросам, анализам, полученным данным в таблицах, диаграммах.  Определяется, достоверность гипотезы. Описываются перспективы дальнейшей работы, что дала работа самому исследователю («понял, узнал, научился).

9. Защита учебно-исследовательской работы.

Наиболее распространённой в современном научном мире является стендовая форма презентации работ. Она даёт возможность авторам представить результаты своей работы. Оформление стенда – важное искусство. На разных конкурсах, конференциях приняты определённые требования к содержанию стендов. Стенд предназначен для того, чтобы кратко и наглядно ознакомить конкурсную комиссию и участников с содержанием работы и достигнутыми результатами. Важны информативность, убедительность и качество иллюстративного материала (графиков, рисунков, таблиц, фотографий и т.д.).

В настоящее время принято по каждой работе делать её представление в виде компьютерной презентации. Она может дополнять стендовое представление или использоваться в устном докладе. К презентациям имеются различные варианты требований для эстетичности, информативности, удобства восприятия. Часто об этом прописывается в положениях к конкурсам.

Переходя от этапа к  этапу обучающийся учится:

- находить/видеть проблему;

- формулировать, задавать вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- намечать план реализации и проверки гипотезы;

- оперировать понятиями по теме исследования;

- графически представлять полученные результаты (таблицы, графики, диаграммы);

- разрабатывать материал для проведения исследования (анкеты, вопросы к беседе);

- наблюдать явления и факты;

- делать выводы, умозаключения, анализировать;

- структурировать материал;

- доказывать свои идеи, аргументировать свою точку зрения;

- работать с различными видами информации.

Основные критерии оценки исследовательских работ:

актуальность и новизна выбранной темы;

соответствие заявленной темы и содержания работы;

соответствие цели, задач и результатов работы;

степень знакомства автора с литературой по теме;

количество, актуальность и достоверность источников, использованных при подготовке работы;

целесообразность выбранных методов, приёмов и подходов к решению поставленных задач;

объём практической (непосредственно исследовательской) части работы;

умение анализировать полученные результаты;

сформированность и аргументированность собственного мнения;

язык изложения;

уровень владения терминологией;

грамотность оформления работы;

качество подготовки речи и презентации для защиты исследования;

умение отвечать на вопросы по теме исследования, вести дискуссию.

Проектная деятельность:

1. Рефлексивные умения: осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос «Чему нужно научиться для решения задачи?»

2. Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить недостающую информацию; находить варианты решения проблемы; выдвигать гипотезы.

3. Оценочные умения.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективного планирования, взаимодействия с любым партнером, навыки делового общения.

5. Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс, принимать решение и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность.

6. Коммуникативные умения: вступать в диалог; задавать вопросы; вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения.

7. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; артистические умения; использование различных средств наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.

Исследовательская деятельность:

1. Умение видеть проблемы (проблема – это затруднение, сложный вопрос, задача, требующие решения).

2. Выдвигать гипотезы (гипотеза – это предположение, суждение о закономерной связи явлений).

3. Задавать вопросы (вопрос играет одну из ключевых ролей и обычно рассматривается как форма выражения проблемы).

4. Давать определение понятиям.

5. Проводить наблюдения и эксперименты (эксперимент – это важнейший из методов исследования).

6. Делать выводы и умозаключения.

7. Классифицировать материалы.

8. Работа с текстом.

9. Доказывать и защищать свои идеи.


В свою очередь мыслительные умения и навыки, приобретаемые воспитанниками в процессе исследовательской деятельности, представляют собой немаловажный процесс.

Обучающиеся, осуществляя исследовательскую деятельность, приобретают необходимые умения и навыки, формируют свою исследовательскую культуру.

Компоненты исследовательской культуры обучающихся.


Мыслительные умения и навыки помогают обучающимся выстраивать логическую цепочку своих суждений.

Мыслительные умения и навыки воспитанников.


Работая над исследованием, обучающиеся ставят для себя цель и задачи, которые смогут реализовать, доступно их раскрыть. Ребята четко формулируют для себя мысль о том, для чего выполняется исследование, подразделяют для себя данные задачи на типы.

Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования

города Ростова-на-Дону «Центр детского технического творчества»

С чего начать организацию исследовательской деятельности учащихся?» - этот вопрос актуален сегодня для руководителей многих образовательных учреждений, в том числе и системы дополнительного образования детей. Именно исследовательская деятельность позволяет развивать познавательные и интеллектуальные способности обучающихся, помогает сформировать многие общеучебные умения и навыки (умение работать с информацией, текстами различных типов, классифицировать и делать выводы, а также многие другие). Кроме того, исследовательская деятельность содействует выявлению и развитию как одарённых детей, так и тех, кто проявляет те или иные способности в различных познавательных областях. Таким образом, главная цель исследовательской деятельности – формирование у ребёнка способности осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Школа не всегда может удовлетворять все запросы школьников, поэтому помощь в этом ей может оказать система дополнительного образования детей.

В образовательном учреждении формируется следующая структура деятельности педагогического и детского коллективов в организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

Педагогический коллектив

Педагог

Обучающийся

Определяет концептуальные идеи развития ОУ, мотивирует ИД обучающихся

Мотивирует вопрос

Индивидуально выбирает тему

Планирует и организует работу учителей по руководству ИД школьников

Обучает способам исследовательской деятельности, консультирует

Выполняет исследование

Анализирует состояние исследовательской работы в ОУ, принимает решение, организует защиту работ

Анализирует работу, даёт рекомендации, готовит ребёнка к защите результатов исследовательской работы

Устраняет недостатки в работе, защищает

Данная система позволяет чётко определить функции организаторов и участников исследовательской деятельности в образовательном учреждении.

Принципы организации учебно-исследовательской работы учащихся:

· принцип непрерывности включения детей в исследовательскую деятельность;

· принцип признания исследовательской деятельности важным компонентом образовательного процесса и содержания образования;

· принцип межпредметных связей при осуществлении исследования;

· принцип интеграции знаний и умений обучающихся;

· принцип сопряжённости всех этапов исследовательской деятельности в процессе обучения;

· принцип индивидуального подхода в выборе темы, организации исследования в процессе подготовки и защиты исследовательской работы.

Деятельностный подход в организации работы с обучающимися

в учреждениях дополнительного образования.

); личностным ( выражающим изменения личностных качеств ребёнка).

На сегодняшний день перед педагогами поставлена сложная методическая задача – реализовать на практике компетентностный подход, т. е. сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций. Она, прежде всего, обеспечивается общеучебными умениями и навыками ребёнка, представленными следующими группами:

учебно-управленческие умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности обучающимися:

· определять цели и задачи для индивидуальной и коллективной деятельности;

· определять наиболее рациональнуюпоследовательность действий по реализации поставленных целей и задач;

· владеть различными средствами самоконтроля с учётом специфики задачи;

· самостоятельно оценивать свою деятельность посредством сравнения с деятельностью других детей, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормативами или требованиями;

· оценивать деятельность других обучающихся посредством сравнения с установленными нормами, с их деятельностью в прошлом;

· определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины;

· вносить необходимые изменения в содержание и объём работы, в последовательность и время ее выполнения;

· умениеорганизовать своё рабочее (учебное) место;

· навыки соблюдения в процессе деятельностиправил безопасности;

· умениеаккуратно выполнять работу и другое.

учебно-информационные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения поставленных задач:

а) умения работать с письменными текстами:

· использовать различные виды чтения;

· составлять простой и сложный планы текста;

· составлять тезисы, конспекты, аннотации, рецензии, рефераты и т. п.;

· владеть различными видами изложения текста и т. д.;

б) умения пользоваться компьютерными источниками информации и др. умения;

в) умения работать с реальными объектами как источниками информации:

· осуществлять наблюдение в соответствии со следующим алгоритмом:

определение цели наблюдения;

выбор объекта наблюдения;

выбор способа регистрации полученной информации; обработка и интерпретация полученной информации;

· определять, исходя из учебной задачи, необходимость использования наблюдения или эксперимента;

· формировать программу эксперимента или учебного исследования, включающую следующие позиции:

цель эксперимента (исследование);

объект и предмет эксперимента (исследования);

гипотеза;

способы и условия подтверждения гипотезы;

способы фиксирования результатов (экспериментов);

способы обработки и интерпретации полученной информации;

· использовать, исходя из учебной задачи, различные виды моделирования;

· умение работать с устными текстами:

умение слушать и слышать педагога;

умение выступать перед аудиторией;

взаимодействовать в различных формах диалога полилога: планирование совместных действий, обсуждение процесса и результатов деятельности, интервью, дискуссии и полемики и др. умения;

учебно-логические умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач:

· анализ и синтез: определить объект анализа и синтеза, определить отношения компонентов объекта (пространственные, временные, функциональные, причинно-следственные, отношения объекта с другими объектами), свойства объекта, его существенные признаки;

· сравнение: определить объекты сравнения, аспект сравнения объектов, выполнять сравнение;

· обобщение и классификация;

· определение понятий;

· доказательство и опровержение;

· определение и решение проблем: устанавливать несоответствие между желаемым и действительным, определять для решения проблем новую функцию объекта, осуществлять перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения проблем; формулировать гипотезу по решению проблем, осуществлять ее доказательство и проверку.

Среди личностных качеств ребенка можно назвать следующие группы качеств:

!) Организационно-волевые качества, выступающие субъективной основой образовательной деятельности любой направленности и практическим регулятором процесса саморазвития обучающегося (терпение, воля, самоконтроль);

2) Ориентационные свойства личности, непосредственно побуждающие активность ребёнка (самооценка, интерес к знаниям в детском объединении);

3) поведенческие характеристики, отражающие тип общения со сверстниками и определяющий статус ребёнка в группе (конфликтность, тип сотрудничества) и др.

Заключение.

Исследовательская деятельность нацелена на раскрытие творческого потенциала каждого воспитанника, потому что создает единое интеллектуальное развивающее, личностно формирующее пространство с возможностями для самообразования, самовоспитания ребенка в условиях модернизации дополнительного образования.

Проявить свое «Я», показать свое творчество – очень важно для ребенка. «И неважно, каким творчеством занимается ребенок, – подчеркивает А.В. Ворстер, – лишь бы он творил, лишь бы включалась в это действие вся его личность: способности, чувства, разум. Все пригодится, все в занятиях получит дальнейшее развитие, и все это поможет потом в любой другой взрослой профессиональной деятельности».

Исследовательская деятельность воспитанников дополнительного образования, как их авторское достижение, дает ребенку возможность реализовать свой творческий потенциал.

В современных условиях становится очень важным и нужным наличие достаточного количества творчески развитых детей, которые ясно осознают свои способности, желания и знают, как добиться поставленной цели. И те знания, умения, навыки, которые развивают творческие объединения учреждений дополнительного образования, непременно пригодятся воспитанникам в жизни. Пригодится ребенку и сам навык творчества, и владение творческими приемами. И все это станет замечательной движущейся силой в самой деятельности воспитанника во взрослой жизни.

Список рекомендуемых источников

Андрейчук Н.В. Методы исследования. [Электронный документ] Режим доступа: 

http://obuchonok.ru/metody

.

Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., 1985.

Бруднов

А.К. Концепция дополнительного образования

детей./

/ Внешкольник. – 1996. № 1.

Баженова К.А., Аронов А.М. Организация учебно-исследовательской деятельности школьников. Учебно-методическое пособие/ Под ред. А.С. Обухова. – М., 2016. [Электронный документ] Режим доступа: http://www.nbcmedia.ru/upload/iblock/12f/bazenova_verstka_to_ print.pdf

.

Буйлова

Л.Н. Дополнительное образование детей: государственный заказ как отражение государственной образовательной политики. [Электронный документ] Режим доступа: file:///I:/2016-2017/Разное/Буйлова%20Гос.политика+гос.заказ %2027. 02.pdf.

Ворстер

А.В. Роль учреждений дополнительного образования в развитии творческих способностей

ребенка./

/ Доп. обр. – 2006. № 2.

Захарюта

Н.В. Методология научной студенческой работы по психологии. Спецкурс: Методическое пособие. – 2-е изд. – Армавир, 2000.

Котина

С.В. Проблемная ситуация как аспект научного творчества. Природа научного открытия. – М.: Наука, 1986. – С. 183–191

Леонтович А.В.,

Саввичев

А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014.

Положение о программах дополнительного образования детей с элементами проектно-исследовательской деятельности, реализуемых в Московском городском дворце детского (юношеского)

творчесва

/ Разработчики: Н.А.

Баднина

, А.В. Леонтович, Н.П. Харитонов. – М.: МГДД(Ю)Т, 2009.

Проектная и учебно-исследовательская деятельность в образовательных организациях дополнительного образования: методические рекомендации / И.Д. Лушников, Е.Ю. Ногтева; Департамент образования

Вологод

. обл.,

Вологод

. ин-т развития образования. – Вологда: ВИРО, 2013. [Электронный документ] Режим доступа:

http://viro.edu.ru/attachments/article/2495/Projektnaja_dejatel'nost'.pdf

.

Савенков А.И. Готовим ребёнка к школе. Учим учиться самостоятельно. – Ярославль: Академия развития, 2008

.

 

Сачава

О.С. Методы исследования. [Электронный документ] Режим доступа:  

http://temagenerator.ru/metody-issledovaniya

.

 

http://51shkola.ru/files/administrator_2/документы/Олимпиада/ Организация%20научно-исследовательской%20деятельности.pdf

.

 

https://studme.org/88954/pedagogika/psihologicheskie_osnovy_issle

dovatelsko

go_obucheniya

.

https://www.uchportal.ru/publ/22-1-0-1196.