Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 31 имени Романа Петровича Стащенко»

Обобщенный педагогический опыта работы

по теме:

«Технологии развития связной речи детей дошкольного возраста»

Воспитатель Голубева Оксана Александровна

г. Тула

Содержание опыта работы

№ п/п

Содержание

1.

Условия формирования педагогического опыта, его актуальность

2.

Теоретическая интерпретация опыта работы

2.1

Цели и задачи по формированию развития связной речи детей дошкольного возраста

3.

Новизна опыта, его перспективность

3.1

Технология опыта

4

Основные методы работы

Развитие связной речи средствами художественной литературы

Метод пересказа в развитии связной речи

Театрализованная деятельность как средство развития связной речи

Развитие связной речи методом составления рассказа

Метод дидактических игр в развитии связной речи

Использование мнемотехники в развитии связной речи

5

Организация предметно-развивающей среды

6

Организация работы с родителями по вопросам развития связной речи детей дошкольного возраста

7

Диагностика

8

Тематическое планирование работы

9

Результативность опыта

10

Направленность опыта работы

11

Список литературы

12

Приложения

Условия формирования

педагогического опыта, его актуальность

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условий развития связной речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Актуальность исследования развития речи в дошкольном возрасте обусловлена постоянно меняющимися характеристиками современного общества, его культуры и владением речи в целом. Произошедшая компьютеризация как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизнедеятельности человека не всегда оказывает положительное влияние на развитие и формирование речи подрастающего поколения, ведь именно мы выступаем неким инструментом в передаче опыта и культурного наследия богатого русского языка. Современный ритм жизни практически каждого человека, уход от реальных проблем в виртуальные социальные сети, сводят к минимуму установление полноценного общения с детьми. Дети же в свою очередь, подражая значимым для него взрослым, уже в раннем возрасте тянутся к компьютерам, гаджетам и телевизорам. Всё это негативно сказывается на развитии речи уже в дошкольном возрасте и становится причинами возникновения различных проблем, среди которых наиболее распространены следующие: малочисленный словарный запас, не соответствующий возрастному этапу развития; искажение большинства употребляемых слов; неумение высказывать свои мысли, нежелание занимать активную позицию в процессе общения. Также результатами нарушения речевого развития дошкольников становятся: фонетической, лексической и грамматической сторон речи, темпов ее формирования. Поэтому тема опыта работы очень актуальна для успешной организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении.

Теоретическая интерпретация опыта работы.

Требования ФГОС – для нас основные ориентиры. Полноценная реализация цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения ребенка с людьми, которые его окружают. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу представителями общества.

Эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность. Традиционные формы (образец рассказа педагога, построчное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и описание) не позволяют ребенку в достаточной степени раскрыть творческий потенциал.

Сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс вооружения дошкольников знаниями, умениями и навыками. Установку на развитие можно считать современной стратегией обучения родному языку детей дошкольного возраста.

Становится очевидным, что необходимо изменение способов работы по развитию речи дошкольников.

Безусловно, выбор образовательной технологии обусловлен возрастом детей, целями и задачами, которые педагог ставит перед собой и детьми. Педагогические инновации изменяют и совершенствуют процесс обучения. Инновационные технологии направлены на формирование творческих способностей, развитие нестандартного видения мира, нового мышления.

В своей педагогической практике применяю педагогические технологии, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности.

2.1 Цели и задачи по формированию развития связной речи детей дошкольного возраста:

Цель развития речи детей дошкольного возраста предусматривает не только формирование навыков и умений правильной речи, но и формирование навыков и умений точной, выразительной речи, свободного и уместного использования языковых единиц, соблюдения правил речевого этикета с учетом возрастных особенностей и возможностей детей. Основной целью речевого развития детей дошкольного возраста является формирование у них устной речи и культуры речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО, образовательная область «Речевое развитие» включает в себя следующие основные задачи:

• владение речью как средством общения и культуры; • обогащение активного словаря; • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; • развитие речевого творчества; • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Новизна опыта, его перспективность

.

Наиболее актуальными технологиями в условиях реализации требований по развитию речи ФГОС ДО в моей работе с дошкольниками становятся следующие:

• моделирование; • мнемотехника; • технология обучения детей составлению сравнений; • технология обучения образной речи; • технология обучения составлению загадок; • сказкотерапия (сочинение детьми сказок); • артикуляционная и пальчиковая гимнастик; • логоритмика; • творческие рассказы; • игры-драматизации, инсценировки; • пересказ; • рассказ по картине; • составление описательного рассказа (об игрушках, предметах быта, природе и т.д.); • рассказы детей из опыта; • творческое рассказывание

Опыт требует постоянного личностного и профессионального роста, совершенствование самообразования, изучения психофизических особенностей воспитанников, творческого поиска, создания оптимальных условий для воспитанников, инициативной личности, преемственности в работе с педагогами и специалистами

Технология опыта.

Разработан план - программа работы с детьми дошкольного возраста по формированию развития связной речи.

Организованная образовательная деятельность по данному направлению проводится в течение учебного года с октября по май.

В сентябре проводится педагогическая диагностика. В мае осуществляется повторная диагностика.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Для успешного применения технологий (технологий сохранения и стимулирования здоровья) в образовательной деятельности соблюдаются следующие условия:

-психологический микроклимат, эмоциональный комфорт

-доброжелательное, уважительное отношение к личности ребенка, субъект-субъектные отношения

-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей

-создание ситуации успеха: похвала, улыбка, одобрение со стороны взрослого

-создание вариативной, полифункциональной предметно-пространственной среды

Основные

методы

работы.

Методы развития связной речи дошкольников в детском саду.

Развитие связной речи средствами художественной литературы

Речь ребенка в большинстве случаев развивается стихийно (в семье, на улице при помощи СМК). Однако такая стихийная речь не всегда является правильной и иногда совсем не соответствует нормам речевой культуры (в речи детей можно услышать слова просторечия, жаргона или даже ругательные слова).

Научить детей красноречиво выражать свои мысли, правильно строить свои высказывания, пополнить активный словарный запас,  развить эстетический вкус,  воспитать правила хорошего поведения в обществе и семье поможет чтение художественно литературы.

Чтение художественной литературы помогает нам решать многие задачи речевого развития детей. Путем чтения произведений художественной литературы идет пополнение словарного запаса, усвоение грамматически правильного построения текста,  воспитание культурного поведения и культуры речи (беря пример с персонажей). Путем анализа содержания и структуры произведений – формирование связной речи: умения выражать свое мнение, грамотно строить свои высказывания, использовать сложные предложения. Прослушивая и пересказывая в дальнейшем какого-либо произведения, дети учатся эмоционально окрашивать свою речь, передавая настроение рассказа (сказки, стихотворения) и отношение к его персонажам и событиям.

Конечно же, при прочтении художественной литературы детям, мы придерживаемся основных правил. Во-первых, перед прочтением произведения детям обязательно объявляется его название и автора. Во-вторых, происходит разбор непонятных слов, для того, чтобы дети четко понимали, о чем говорится в произведении, и не теряли основную мысль. В третьих, текст произведения читается с выражением, в среднем темпе, четко произнося каждое слово. После прочтения произведения, мы обязательно выслушиваем мнение детей о данном произведении. При желании детей, произведение может быть прочитано повторно.

Произведения художественной литературы выбираются нами в соответствии с возрастом и интересами детей  и тематикой недели. Так же, перед прочтением ребятам, мы обязательно ознакомимся с данной книгой сами. Так как некоторые современные произведения могут иметь неприятные или даже не культурные по своему содержанию текст или иллюстрации.

Наши дети очень любят чтение сказок и рассказов перед дневным сном. Такой вид чтения не только помогает решать выше названные задачи речевого развития, но и успокаивает детей, создает благоприятную обстановку для сна и напоминает детям замечательную семейную традицию как чтение мамой сказки на ночь.

Метод  пересказа в развитии связной речи.

Пересказ является первым видом рассказов, которому начинают учить детей воспитатели. Пересказ выступает как воспроизведение в выразительной устной речи прослушанного художественного произведения.

Обучение пересказу ведет к обогащению словарного запаса, формированию восприятия, внимания и памяти. При этом улучшается произношение, структура речи, усваиваются нормы построения целого текста и отдельных предложений. Использование высокохудожественных текстов классической детской литературы дает возможность эффективно осуществлять работу по формированию «чувства языка» – внимания к синтаксической, грамматической и лексической сторонам речи, умению оценить с точки зрения соответствия их языковой норме правильность высказываний.

При обучении ребенка мы используем следующую методику: вначале мы беседуем с детьми по заданной теме, рассматриваем тематические картинки, загадываем загадки. А затем уже предлагаем рассказ по данной теме, который есть у того или иного автора. Можно предложить два рассказа разных авторов на самостоятельный выбор детьми, при этом, поставив перед детьми задачу, объяснить свой выбор, тем самым, выполняя задачу развития связной диалогической и монологической речи, умение выражать свое мнение, четко его обосновав. Затем мы предварительно разъясняем непонятные для детей слова в тексте для того, чтобы текст рассказа был понятен ребенку, и не терялась его основная мысль. Далее мы выразительно и четко читаем сам рассказ.

После прослушивания рассказа, мы задаем детям вопросы по содержанию рассказа, при чем не только те, которые устанавливают последовательность событий, но и те, которые бы показали отношение детей к героям и событиям. Например, произведение Н. Носова «Фантазеры»: «О чем мальчикам рассказал Игорь?», «Как вы считаете, правильно ли он поступил и почему?», «Как отнеслись к этому главные герои?»  и т.д.    

Должны присутствовать и вопросы, которые направлены на то, как автор описывает события, какие слова для этого использует и как относится к тому или иному персонажу. Можно задавать детям поисковые (где? Куда?) и проблемные (как? Зачем? Почему?) вопросы, требующие ответов сложноподчиненными предложениями.

Затем вместе с детьми мы составляем план пересказа. Очень эффективно записать его с помощью мнемосхем. И несколько детей пересказывают текст самостоятельно или по мнемотаблице составляют пересказ. Короткий текст пересказывает полностью одним ребенком, длинный текст пересказывается по цепочке.

Далее все вместе мы обсуждаем услышанные пересказы, выражая свое отношение к ним и вводя дополнения.

В старшем возрасте мы используем более сложные виды пересказов: пересказ повествовательных и описательных рассказов; дети из нескольких предложенных текстов выбирают один, объясняя свой выбор; придумывание по аналогии продолжение к услышанному и пересказанному короткому рассказу; драматизация детьми литературного произведения.

        Театрализованная деятельность как средство развития связной речи

Успешно решает задачу развития связной речи дошкольников и театрализованная деятельность.

В процессе театрализованной деятельности и игр-драматизаций происходит развитие речи со всех сторон: обогащение словаря образной лексикой, воспитание звуковой стороны речи (интонационной выразительности, дикции, силы голоса), обучение навыкам диалогической речи (спросить, ответить, подать реплику, выслушать). Использование пластических этюдов, развитие сценических навыков для воссоздания образов сказочных персонажей средствами интонации, мимики, жестов, движений.

В театральную деятельность дети включаются с большой охотой. Они с удовольствием вспоминают знакомые сказки, надевают костюмы, подражают речи и движениям героев. Ребята чувствуют себя раскрепощено, что, конечно же, положительно сказывается на решении задач речевого развития.

Если в среднем возрасте мы использовали театрализованный показ хорошо знакомых литературных произведений, то в старшем возрасте мы организовываем театральные постановки придуманных нами же историй или сказок. Это достаточно сложная работа, но очень интересная. Дети придумывают творческий рассказ самостоятельно или,  используя предложенные картинки (дидактическая игра «Расскажи сказку»), или имеющиеся театральные костюмы или персонажей пальчикового театра. При этом персонажи пальчикового театра выбираются детьми или самостоятельно или с помощью дидактической игры «Чудесный мешочек».

Затем происходит обсуждение будущего театрального представления. Все вместе мы обсуждаем особенности персонажей сказки их поведение, их речь и возможные диалоги, костюмы, распределяем роли.

В процессе такого театрализованного представления дети более реально «вживаются»  в образы своих героев. Наблюдается импровизация  действий и диалогов в зависимости от ситуации.  

Работа ведется подгруппами и зависит от индивидуальных особенностей, интересов и гендерных различий детей.

Развитие связной речи методом составления рассказа.

Обучение дошкольников составлению рассказов – это первая ступень в формировании навыков связной монологической речи.

Составление рассказов оказывает разностороннее влияние на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствует активизации зрительного, слухового и тактильного восприятия, памяти, воображения. В процессе составления различных рассказов дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, осмысливают их соотношение с другими предметами. У них развивается наблюдательность, умение анализировать и сравнивать.

При составлении рассказов мы работаем целой группой, подгруппой или индивидуально, в зависимости от возможностей детей.

Составление рассказов по картинам

Одним из средств развития связной речи является рассказывание по картине. Именно картины служат наилучшим материалом для этого.  В основе рассказывания по картине лежит восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет представление детей о предметах и явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить самых молчаливых и застенчивых детей, развивает уверенность в своих силах.

Дети дошкольного возраста уже более самостоятельны в составлении рассказа по картине, требования к качеству рассказа также существенно возрастают. Конечно же, детям дается образец рассказа, но не для точного воспроизведения.

При составлении рассказа по сюжетным картинам, мы обращаем внимание детей на то, что рассказ должен состоять из трех основных частей: начала, середины и конца (завязка, кульминация, развязка). При этом обращаем внимание не только на то, что находится на переднем плане, но и на фон картины (обстановка, возможная расстановка дополнительных предметов, погода и т.д.), ее настроение, формируя умение видеть не только основное, но и детали.

Так же происходит и с самим сюжетом картины: ребенок старается описать не только то, что нарисовано непосредственно на самой картине, но и заглянуть в прошлое и в будущее ее персонажей (определить, что предшествовало данному сюжету, с чего все началось, и что ждет ее персонажей дальше, чем же все закончится).

Обязательным является и интонационная выразительность. Как же можно передать эмоциональный фон и настроение без соответствующей «окраски» нашего голоса?

В ходе составления рассказов по картинкам мы используем следующую методику обучению рассказам по картине для детей старшего дошкольного возраста:

1. мотивация, подготовка к эмоциональному восприятию картины;

2. лексико-грамматические упражнения по теме занятия;

3. рассматривание картины в целом и вопросы педагога по содержанию картины;

5. составление плана рассказа педагогом вместе с детьми;

6. рассказ по картине сильного ребенка, как образец;

7. рассказы 4-5 детей;

8. оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя.

Мы начали пробовать составлять рассказы по пейзажным картинам. Это достаточно сложная работа и поэтому здесь допустима активная помощь воспитателя в виде вопросов: «что здесь изобразил художник», «что ему больше всего понравилось», «кто бы мог жить в этом доме» и т.д. в зависимости от содержания пейзажа. Занятия по описанию пейзажной картины строятся следующим образом. В начале активизируются личные впечатления детей, сходные с изображением пейзажа на картине, полученные на прогулках или экскурсиях. Затем рассматривается картина, сравнивается с опытом детей, попутно ведется работа по активизации слов и образных выражений, необходимых для описания. Педагог включает в беседу образцы описания остальных фрагментов, чтение подходящих стихотворений. Заканчивается беседа по картине рассказом-образцом воспитателя. Дети упражняются в описании пейзажа; педагог оценивает каждый рассказ, отмечая полноту описания, его последовательность и художественность.

Рассказ по пейзажным картинам можно проводить в игровой форме, это существенно облегчает работу детей и концентрирует внимание на отдельных элементах. Мы используем такие игры как «Найди на картине», «На что похоже?», «Найди одинаковое дерево» и т.д.

 В своей работе активно используется ИКТ, так как современным детям гораздо интереснее видеть картину на экране, чем на бумаге.

Был составлен альбом с сюжетными и пейзажными картинами, альбом с сериями сюжетных картин, а также картотека сюжетных картин по тематическим неделям.

Составление описательных рассказов

Составление описательных рассказов по игрушке помогают детям развивать умение сравнивать, анализировать, описывать.

В нашей работе описание обязательно проводится по плану и соответствующей методике обучения:

Лексико-грамматические упражнения по теме занятия;

Рассматривание объекта описания;

Вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительным чертам, признакам;

Описание внешних и внутренних составляющих объекта, о действиях с ним, а также отношение рассказчика к нему;

Составление с воспитателем подробного плана рассказа;

Рассказ сильного ребенка (с опорными вопросами по мене необходимости);

Рассказы 4-5 детей;

Оценивание каждого рассказа детьми.

Очень активны дети при составлении описательного рассказа «по цепочке», когда один ребенок начинает, следующий продолжает, а другой заканчивает. Данный вид работы помогает воспитывать коллективный дух, умение слушать и слышать товарища, уметь продолжать чужую мысль и добавлять свою.

Объекты для описания мы находим среди игрушек в нашей группе или у коллег (причем игрушку следует вносить на занятие закрытой в коробке), среди картинок, изготавливаем самостоятельно в продуктивной деятельности (лепка, аппликация, художественное конструирование, рисование и т.д.).

При составлении описательных рассказов мы обращаем внимание детей на составление сложных предложений с использованием союзов «а», «и», разнообразных определений.

Для описания также мы используем более сложные по внешнему виду, составу, материалу, предназначению предметы, а также одушевленные объекты, в том числе и человека, описываем времена года, профессии людей.

После составления описания можно составить сюжетный рассказ, включив в него описываемые предметы. Начало рассказа придумывает воспитатель, как бы задавая сюжетную линию, которую развивают дети.

Рассказ из личного опыта

Рассказы из личного опыта – это самый распространенный вид рассказов, который мы слышим с утра, как только дети приходят из дома. Ведь им так хочется  рассказать, что они делали, где были и что видели, как помогали родителям.

Очень полезно в свободное время собраться всем вместе и послушать краткий рассказ каждого ребенка. Поставив задачу выделить из своего рассказа только самые основные главные моменты, отражающие его суть, так как рассказать и послушать хочется всех.

Помимо описанных выше видов рассказов в своей работе мы используем и целевые рассказы из личного или коллективного опыта:

- рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («как мы устроили цветник», «кто обедал в птичьей столовой»);

- рассказы на основе бесед и чтения книг («как звери живут зимой»);

- рассказ на основе сравнений разных времен года («наш участок зимой и летом»);

- рассказ об одном времени года («что ты знаешь об осени?») и об отдельном явлении природы («радуга после дождя», «как мы видели ледоход»);

- коллективное составление письма (например: Письмо деду Морозу).

Такой вид рассказов очень тренирует диалогическую речь ребенка, повышает настроение на весь день и налаживает психологически благоприятную обстановку в группе.

Творческие рассказы

.

В своей работе используем разные варианты творческого рассказа в порядке усложнения: - придумывание продолжения и завершение рассказа; - придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем; - придумывание рассказа по нарисованному самими детьми рисунку; - придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

Фантазия ребенка не знает границ. Придуманные рассказы мы записываем и формируем в книги, которые потом с удовольствием слушают дети, показывают своим родителям и гордятся своей первой написанной книгой.

        

Метод дидактических игр в развитии связной речи

Речевое развитие должно проводиться с учетом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. В процессе игры ребенку дается максимальная возможность усвоения различных знаний, поэтому при включении в работу игр сравнительно легче добиться от детей усвоения материала.

Учить ребенка рассказывать необходимо живо и интересно, так лучше формируется его связная речь. Дидактические игры способствуют интенсивному совершенствованию речевой деятельности детей, в ходе игры дети более охотно и заинтересованно включаются в деятельность, раскрываются их коммуникативные способности.

В своей работе по развитию связной речи я использую множество различных дидактических игр и пособий.

Такие дидактические игры как «Кто больше заметит небылиц?», «Что общего между…», «Теремок», «Путаница» научат ребенка объяснять, находить связи, четко и грамотно выражать свою точку зрения, разовьют его внимание и мышление.

Игры: «Где начало рассказа?», «Найди картинке место», «Исправь ошибку», «Какая картинка не нужна?», «Чего на свете не бывает?», «Расскажи сказку»,  «Нарисуй сказку», «Невиданное животное», «А я бы…», «Составь два рассказа», «Четыре слова – уже рассказ», «Сплетем венок из предложений», «Магазин», «Найди картинке место», «Сказка наоборот», «Салат из сказок», «Ах, если бы…» направлены на формирование у детей умение определять последовательность действий, грамотно, последовательно излагать рассказ свободно или с опорой на картины, карточки, рисунки, мнемосхемы, развитие творческое воображение.

Формировать умение описывать предмет, узнавать по описанию, использовать в своей речи прилагательные, эпитеты и наречия, умение задавать вопросы помогут игры «Отгадай-ка», «Фотограф», «Как ты узнал?», «Внимание! Розыск!», «Загадай и отгадай вид спорта», «Скажи комплимент», «Да – нет», «Подбери эпитеты», «Назови по-своему».

Хотелось бы отметить, что на большинство этих игр требуется минимум затрат средств и времени, они вариативны. Например, достаточно изготовить один набор карточек с различными изображениями. И вот уже готовы такие игры как «Что общего между…», «Расскажи сказку», «Магазин», «Фотограф» и т.д.

Использование  мнемотехники в развитии связной речи

О мнемотехнике в развитии связной речи детей писал знаменитый педагог К.Д. Ушинский: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

С помощью мнемотехники мы решали следующие задачи:

• Развивать связную и диалогическую речь;

• Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу;

• Обучать детей правильному звукопроизношению, продолжать знакомство с буквами;

• Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

• Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);

В своей работе по развитию связной речи мнемотаблицы мы используем при составлении рассказов, пересказе произведений художественной литературы и заучивании стихотворений. Мнемотехнику мы используем и при обучении составлению творческих рассказов. С помощью картинок дети четко начинают рассказ, продолжают его и грамотно заканчивают, придумывая и уделяя внимание каждому эпизоду. Рассказ получается ярким, насыщенным и интересным. В последствие детям становится легче составлять рассказы по картинам и без них.

Мнемотаблицы являются хорошими помощниками и при пересказе детьми произведений художественной литературы, которые напоминают ребятам основные эпизоды прочитанного произведения. При том, далеко не всегда для пересказа мы предлагаем детям готовые таблицы. Чаще мы совместно с детьми создаем мнемосхемы коллективно или по цепочке, обсуждая, какая картинка подошла бы к этому эпизоду и какая наиболее понятна детям. Данный метод неплохо решает такие задачи, как умение формировать и объяснять свою мысль, уметь отображать ее схематически, а также объединять отдельные части текста в единый, используя союзы и сложносочиненные предложения.

И, конечно же, мнемотехника используется нами при заучивании стихотворений.