Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Хакасия ?Школа-интернат для детей с нарушениями слуха? Тема ?Технология социализации детей с нарушениями слуха?. Учитель трудового обучения: Дитенберг Е.И. Абакан ?Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры? А.С. Макаренко Говоря о воспитании, А.С. Макаренко подчеркивал: что воспитание не может быть не трудовым, и воспитатели должны научить детей трудиться творчески. ?Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта?. [1] Это является актуальным и сейчас, т.к. главной целью трудового обучения в современных условиях является – подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики. Новые социально-экономические условия жизни диктуют свои требования к детям, в том числе и к детям с ограниченными возможностями. Они так же должны быть способны: планировать и организовывать работу, оценивать результаты, находить и использовать необходимую информацию, владеть знаниями, умениями, использовать разные средства и пути преобразования материалов, информации в конечный потребительский продукт, творчески относиться к качественному осуществлению трудовой деятельности. Для детей с ограниченными возможностями трудовое воспитание и обучение служат так же важным средством коррекции, компенсации и восстановления, нарушенных и недоразвитых функций, основой их подготовки к жизни и труду в современном обществе. Ребенку сложно овладение различными видами трудовой деятельности, особенно с учетом путей профессионального обучения и трудоустройства инвалидов. От детей требуется большего усердия, и терпения в достижении цели, немаловажным здесь является целевая направленность ребенка в будущее и предъявляемые к нему требования. Поэтому трудовое воспитание в нашей школе имеет комплексный характер, на уроках Технологии, Социально бытовой ориентации (СБО) и во Внеклассной работе. В нашей школе была разработана ?Программа трудового профессионального и начального профессионального обучения? которая решает следующие задачи: - Воспитывать любовь к труду и уважение к людям труда - Развивать техническое мышление и творческие способности - Способствовать всестороннему развитию личности школьника с нарушением слуха - Повышать уровень общего речевого развития Эти задачи решаются на трех этапах: I. Предметно-практическое обучение (нач. кл.) II. Общетрудовая подготовка (5-8 кл.) III. Общетрудовая профильная профессиональная подготовка (8-12 кл.) Внеклассная работа в нашей школе проводится с детьми разного возраста, объединенных в одну группу. Это способствует наилучшему усвоению знаний и умений и несет в себе целевую установку, основанную на подражании старшим. Наиболее эффективным является индивидуальное и дифференцированное обучение. Во время занятий, где идет постоянное влияние старшего возраста, преемственность поколений, младшие школьники подражают среднему звену, получая моральный и эстетический импульс, который исходит от старших, более опытных и организованных, которые являются образцом для подражания. Для этого предусматриваются разноуровневые практические задания по разделам в соответствии с уровнем развития учащегося и его возраста. Причём проявлять творчество в труде воспитанник сможет лишь в том случае, когда труд является посильным. Но перед ребенком не только ставится сложная задача, и предоставляется свобода в выборе средств, но и обязанность нести ответственность за свой выбор в качестве выполнения работы. Все это является дополнительным стимулом в освоении декоративно – прикладного искусства. А старшие получают возможность почувствовать себя в роли учителя и наставника, это способствует осмысленному и ответственному подходу в освоении ремесла, которое им понадобится в будущем для более успешной социализации в обществе. Такая организация дополнительного образования вырабатывает целеустремленность, силу воли, значимость труда для их будущего. Работы, выполненные детьми в студии должны участвовать в выставках на уровне с нормой, что придает силу и повышает самооценку учащихся, дает уверенность в завтрашнем дне. Работа на уроках технологии заключается в том, что одним из самых важных направлений работы является метод проектов. Под ним понимается, способ организации познавательно-трудовой деятельности школьника. Он предусматривает реализацию определенных потребностей людей, разработку, проектирование и создание изделия, услуги, оценку качества, определение реального спроса на рынке товаров. Метод проектов направлен на самореализацию личности в деятельности. При выполнении проекта учитываются индивидуальные способности учащихся, вера в творческие силы человека, в его возможности, идет ?проектирование в человеке лучшего?[2]. Проявлять творчество в труде воспитанник сможет лишь в том случае, когда при его организации будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности. При работе над проектом ребенок работает самостоятельно, но во благо общества на коллектив, так как нацелен на социальные интересы. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города, дома и т.п. Ребенок работает ради создания общественного блага, находя его применение на рынке товаров и услуг. Например: При выполнении проекта по теме ?Изготовление фартука? ученик встает перед проблемой, для чего он будет изготавливать фартук, где он пригодится. Как его изготовить? Находит решение и т.д. Этапы решения проблемы рассматриваем в виде схемы. Работа по такой схеме, несет в себе организацию творческого пространства вокруг изготовления изделия. Выходом творческого проекта ребенка будет служить общественная значимость его работы, одобрение коллектива, приобретенные знания и умения при выполнении изделия, умение защитить свою работу, свой проект, развитие креативности мышления через творческий поиск. Обучение проектным методам развивает личность как социально-значимую за счет включения ее в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных условиях, прививает учащимся жизненно-необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи, помогает адаптироваться в условиях конкуренции. Исходя из выше сказанного. Не смотря на то, что дети имеют дефект, трудовое воспитание способствует приобретению активной жизненной позиции, успешной адаптации в социуме они являются активными участниками фестивалей, конкурсов, марафонов, добиваясь больших результатов. Примером этому может служить участие: Занимаемые места и получение призов несут в себе радость успеха, веру в свои силы, возможности, являются стимулом к дальнейшему освоению ремесел. Изготовление фартука. Потребность (для чего, кому?) Например: в столовую для дежурных. Материал (Какой? Стоимость?) Формы, размеры Моделирование Конструирование Технологию изготовления Традиции мода Стоимость готового изделия Безопасность труда
Технология социализации детей с нарушениями слуха