Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Хакасия ?Школа-интернат для детей с нарушениями слуха?










Тема
?Технология социализации детей 
с нарушениями слуха?.




                                   Учитель трудового обучения:
                                              Дитенберг Е.И.
                                                                    













Абакан
 
?Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры?
А.С. Макаренко
Говоря о воспитании, А.С. Макаренко подчеркивал: что воспитание не может быть не трудовым, и воспитатели должны научить детей трудиться творчески. ?Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта?. [1]  Это является актуальным и сейчас, т.к. главной целью трудового обучения в современных условиях является – подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики.
Новые социально-экономические условия жизни диктуют свои требования к детям, в том числе и к детям с ограниченными возможностями. Они так же должны быть способны: планировать и организовывать работу, оценивать результаты, находить и использовать необходимую информацию, владеть знаниями, умениями, использовать разные средства и пути преобразования материалов, информации в конечный потребительский продукт, творчески относиться к качественному осуществлению трудовой деятельности.
Для  детей  с ограниченными возможностями трудовое воспитание и обучение служат так же важным средством коррекции, компенсации и восстановления, нарушенных и недоразвитых функций, основой их подготовки к жизни и труду в современном обществе.  Ребенку  сложно овладение различными видами трудовой деятельности, особенно с учетом путей профессионального обучения и трудоустройства инвалидов. 
От детей требуется большего усердия, и терпения в достижении цели, немаловажным здесь является целевая направленность ребенка в будущее и предъявляемые к нему требования. Поэтому трудовое воспитание в нашей школе имеет комплексный характер, на уроках Технологии, Социально бытовой ориентации (СБО) и во Внеклассной работе.
В нашей школе была разработана ?Программа трудового профессионального и начального профессионального обучения? которая решает следующие задачи:
- Воспитывать любовь к труду и уважение к людям труда
- Развивать техническое мышление и творческие способности
- Способствовать всестороннему развитию личности школьника с нарушением слуха
- Повышать уровень общего речевого развития
Эти задачи решаются на трех этапах:
I.  Предметно-практическое обучение (нач. кл.)
II.  Общетрудовая подготовка (5-8 кл.)
III. Общетрудовая профильная профессиональная подготовка (8-12 кл.)
Внеклассная работа в нашей школе проводится с детьми разного возраста, объединенных в одну группу. Это способствует наилучшему усвоению знаний и умений и несет в себе целевую установку, основанную на подражании старшим. Наиболее эффективным является индивидуальное и дифференцированное обучение. Во время занятий, где идет постоянное влияние старшего возраста, преемственность поколений, младшие школьники подражают среднему звену, получая моральный и эстетический импульс, который исходит от старших, более опытных и организованных, которые являются образцом для подражания. Для этого предусматриваются разноуровневые практические задания по разделам в соответствии с уровнем развития учащегося и его возраста. Причём проявлять творчество в труде воспитанник сможет лишь в том случае, когда труд является посильным. Но перед ребенком не только ставится сложная задача, и предоставляется свобода в выборе средств, но и обязанность нести ответственность за свой выбор в качестве выполнения работы.  Все это является дополнительным стимулом в освоении декоративно – прикладного искусства. А старшие получают возможность почувствовать себя в роли учителя и наставника, это способствует осмысленному и ответственному подходу в освоении ремесла, которое им понадобится в будущем для более успешной социализации в обществе. Такая организация дополнительного образования вырабатывает целеустремленность, силу воли, значимость  труда для их будущего. Работы, выполненные детьми в студии должны участвовать в выставках на уровне с нормой, что придает силу и повышает самооценку учащихся, дает уверенность в завтрашнем дне.
Работа на уроках технологии заключается в том, что одним из самых важных направлений работы является метод проектов. Под ним понимается, способ организации познавательно-трудовой деятельности школьника. Он предусматривает реализацию определенных потребностей людей, разработку, проектирование и создание изделия, услуги, оценку качества, определение реального спроса на рынке товаров. Метод проектов направлен на самореализацию личности в деятельности. При выполнении проекта учитываются индивидуальные способности учащихся, вера в творческие силы человека, в его возможности, идет ?проектирование в человеке лучшего?[2].
Проявлять творчество в труде воспитанник сможет лишь в том случае, когда при его организации будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности. При работе над проектом  ребенок работает самостоятельно, но во благо общества на коллектив, так как нацелен на социальные интересы. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города, дома и т.п. Ребенок работает ради создания общественного блага, находя его применение на рынке товаров и услуг.
Например: При выполнении проекта по теме ?Изготовление фартука? ученик встает перед проблемой, для чего он будет изготавливать фартук, где он пригодится. Как его изготовить? Находит решение и т.д.

Этапы решения проблемы рассматриваем в виде схемы.



Работа по такой схеме, несет в себе организацию творческого пространства вокруг изготовления изделия. Выходом творческого проекта ребенка будет служить общественная значимость его работы, одобрение коллектива, приобретенные знания и умения при выполнении изделия, умение защитить свою работу, свой проект, развитие креативности мышления через творческий поиск. Обучение проектным методам развивает личность как социально-значимую за счет включения ее в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных условиях, прививает учащимся жизненно-необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи, помогает адаптироваться в условиях конкуренции.
Исходя из выше сказанного. Не смотря на то, что дети имеют дефект, трудовое воспитание способствует приобретению активной жизненной позиции, успешной адаптации в социуме они являются активными участниками фестивалей, конкурсов, марафонов, добиваясь больших результатов. Примером этому может служить участие:
Занимаемые места и получение призов несут в себе радость успеха, веру в свои силы, возможности, являются стимулом к дальнейшему освоению ремесел.
Изготовление фартука.



Потребность (для чего, кому?)  Например: в столовую для дежурных.
       

Материал (Какой? Стоимость?)

Формы, размеры

Моделирование Конструирование

Технологию изготовления

Традиции мода


Стоимость готового изделия

Безопасность труда