"Двоим лучше, чем одному, ибо их тяжкий труд достойно вознаграждается. Если один упадет, второй поможет ему подняться. Но горе тому, кто один, - если он упадет, его некому поднять... Двое победят того, с кем никто из них не справится поодиночке. Канат, сплетенный из трех веревок, порвется не скоро"
(Священная книга царя Соломона)
Федеральный компонент государственный стандарт основного общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию УУД, где важна организация деятельности школьников, которая предполагает активную позицию ребенка для решения конкретной учебной задачи. Важную роль в этом играет организация парной и групповой работы, т.е используется технология сотрудничества, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения.
В этом случае технология сотрудничества рассматривается как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.
Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
В обучении, построенном на основе технологии сотрудничества прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения.
Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.
Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.
Дети разные – одни быстро усваивают все объяснения учителя, сами готовы отвечать на любые вопросы; другим требуется не только время для осмысления материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы в присутствии всего класса, а подчас просто и не осознают, чего конкретно они не понимают и не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 2–4 человека) и дать им ОДНО общее задание, возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет их равнодушными), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабоуспевающие ученики стараются выяснить у более подготовленных учеников все непонятые ими вопросы. Ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, досконально разобрались в материале, проверили собственное понимание вопроса, дошли до самой сути. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Это общая идея обучения в сотрудничестве.
Технология сотрудничества - эта одна из технологий личностно ориентированного обучения, которая основана на принципах:
- взаимозависимость членов группы;
- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
- общая оценка работы группы.
Личностно-ориентированный подход в образовании предполагает поворот школы к ребенку, уважение его личности, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Поэтому учебный процесс строится так, чтобы создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала ученика, для его самоопределения и самореализации.
На протяжении многих лет я использую данную технологию на своих уроках. Стараюсь создавать такую межличностную атмосферу, которая устраняет преграды на пути подлинно творческого продуктивного учения. В результате своего позитивного отношения у детей происходит повышение самооценки, а это способствует раскрытию творческого потенциала личности. Возникает убежденность каждой личности в собственной ценности, дает ей возможность все более полной самореализации.
Варианты этого метода, которые я использую.
I. Обучение в команде. При варианте внимание уделяется успеху всей группы, который достигается посредством самостоятельной работы отдельных участников группы в процессе изучения проблемы. Целью здесь является развитие способности что-либо вместе познавать, когда каждый получает необходимые знания, вырабатывает новые навыки и вся группа при этом знает достижения каждого ее члена. Успешность всей команды зависит от достижений отдельных участников. Таким образом, формируется заинтересованность каждого в знании остальных. В учебной работе возникает ответственность каждого за успех или неуспех всей группы. Так например, на уроках географии в 5 классе при изучении тем «Соседи Солнца. Планеты земной группы», «Планеты гиганты», « Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты» Создаются мини-группы по 2-3 человека, так как наполняемость класса не большая. Каждая такая группа получает свою инструктивную карточку, где помещены задания: заполнить таблицу, ответить на вопрос, составить схему, дополнить предложения. Выполняя задания, дети используют не только учебник, но и дополнительную литературу, презентации. Затем прослушиваются отчёты групп, по проделанной работе, проводится тестирование, делаются выводы, выставляются оценки.
II. Исследовательская работа учащихся в группах. Акцент делается на самостоятельную деятельность учащихся. Дети работают в группах до 4 человек. Они выбирают вопрос общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах этот вопрос разбивается на индивидуальные задания для каждого ученика. Каждый должен внести свою лепту в общую задачу. Обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой каждого ученика. Затем озвучивается отчет по работе каждой группы. Такая работа проводится на уроках биологии в 5 классе. Тема «Процессы жизнедеятельности клетки». География 7 класс «Климат. Климатические пояса Африки»
III. Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе». Класс разбивается на разнородные по уровню обучения группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала, и здесь работают основные принципы – награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности. Этот вариант очень часто практикую на уроках географии в 7 классе при рассматривании тем «Государства и страны материков»
IV. Командно-игровая. Работа в группах может быть как по изучению нового материала, так и обобщению пройденного, поэтому практикую уроки-КВН, уроки- турниры. Каждая группа представляет результаты своей работы.
Вывод: Основные идеи всех вариантов – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Успех команды зависит от вклада каждого участника, это предусматривает помощь для членов команды друг другу. Равные возможности предполагают, что любой ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и имеет шанс оценивается наравне с другими. Если и продвинутый, и слабый ученик затрачивают максимум усилий – каждый для достижения своего уровня, то справедливо, если их усилия будут оценены одинаково.
Основные преимущества использования технологии сотрудничества:
1.Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.
2.Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях.
3.У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение.
4.Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.
5.У учащихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
6. Намечаются положительные сдвиги в самооценке ребенка.
7. Ребенок находится в комфортной психологической ситуации, а в связи
с ухудшающимся здоровьем детей, это немаловажно.
Содержанием урока в таком обучении является освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности, а не программные знания и материал учебника.
Важную роль в этом играет организация парной и групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения.
Групповая форма организации учебного процесса вырастает из общей потребности человека к активному обмену информацией, необходимой для выработки и принятия решений, и в максимальной степени содействует активному участию самого ученика в процессе усвоения знаний.