Главной целью общества в условиях модернизации образования является воспитание личности, умеющей работать не только в команде, коллективе, принимать управленческие и организаторские решения, но и выполнять самостоятельную работу по получению и применению знаний уже с начальной ступени обучения. В настоящее время акцент в преподавании в начальной школе смещается в сторону инновационных технологий образования, использования нетрадиционных форм проведения уроков, задействование обучающихся в проектной и исследовательской деятельности, в целеполагании, планировании, рефлексивном этапе урока. Это означает одинаковую позицию составляющих компонентов образовательного процесса, а именно: взаимодействие учителя и ученика на новом, личностном уровне. Уже в начальной школе обучающийся должен понимать, что на уроке учитель не всегда является главным, очень часто творцом и лидером урока является он сам. Именно в начальной школе закладываются процессы активного отношения к обучению. Формирование активной, самостоятельной личности возможно в процессе использования системно-деятельностного подхода, когда формируются не просто знания, умения, компетенции, но и действия, которые используются не только в получении новой информации, но и в жизни. Это действия в современной науке обозначаются как универсальные учебные действия (УУД).
Актуальность темы исследования. Урок технологии в начальной школе является универсальным средством как для формирования универсальных учебных действий младших школьников, поскольку является «легким» уроком, относительно свободным от дисциплинарных рамок, так и для реализации творческой активности педагога и коллектива обучающихся. При этом особое место в данной категории принадлежит действию учебного проекта, с помощью которого учащиеся могут не только показать свои знания и умения, полученные на занятиях по технологии и другим предметам, но и сформировать необходимые универсальные учебные действия. Применение учителем технологии проектного обучения, предполагает систематическое включение младших школьников в проектную деятельность, что обеспечивает формирование у них ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой. Успешность данного методического решения обусловлена и тем, что по своей природе каждый ребёнок является маленьким исследователем. Любознательность, желание открывать новые сведения об окружающем мире экспериментировать – это важнейшие черты детского поведения, которые и служат психологической основой внедрения проектной методики уже на ранних ступенях обучения. Высокая эффективность проектной деятельности в сравнении с традиционными методами обусловлена тем, что её применение предполагает высокую степень самостоятельности и инициативности учащихся. Следствием системного внедрения проектной методики в практику формирования у младших школьников необходимых универсальных учебных действий является приобретение детьми определённого опыта исследовательской и творческой деятельности, а также формирование межпредметной интеграции знаний, умений и навыков.
Все это еще раз подтверждает актуальность темы исследования: «Учебный проект на уроках технологии в 3-м классе как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников».
Исследованиями в сфере отдельных вопросов формирования универсальных учебных действий, а также изучением общеучебных умений у младшего школьника, занимались такие ученые и педагоги, как: П.Я. Гальперина, Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, Н.А. Лошкарёва, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Д.Б. Эльконин, В.В. Репкин, Л.Е. Журова, В.В. Давыдов и другие авторы. Отдельные виды универсальных учебных действий и методики их формирования раскрываются в работах Д.В. Воровщикова, Г.К. Селевко, A.B. Усовой и др. Вопросы применения учебных проектов на уроках в начальной школе изучали такие исследователи, как: А.Г. Асмолов, Н.Ф. Бабина, В.Р. Бурлуцкая, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, Н.М. Газизова, А.А. Гейн, А.В. Гришина, Н.В. Дугарева, Н.А. Ермолова, С.А. Зайцева, Л.В. Козуб, И.Е. Кущева, Ж.М. Лукина, И.Г. Моргунова, К.Н. Поливанова, Т.Е. Смыковская, Д.В. Хоменко, М.Ю. Шатилова и другие специалисты.
Противоречие темы исследования состоит в том, что при достаточно большом объеме научных работ и эмпирических исследованиях не выделены основные условия и рекомендации развития универсальных учебных действий на уроках технологии посредством такой инновационной технологии образования, как учебный проект, что обусловило выбор данной темы исследования и предполагает теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение эффективности учебного проекта как педагогического средства формирования УУД у младших школьников.