И.В. Небылицына,
МБОУ «СШ № 2» г. Смоленск,
учитель русского языка и
литературы
Текстоцентрический подход к изучению русского языка
на всех уровнях образовательного процесса
Филологи давно «бьют тревогу» по поводу низкого уровня речевой культуры. О недостаточно высоком уровне владения русским языком свидетельствуют результаты ГИА, тотального диктанта, входные контрольные диктанты, ежегодно проводимые в образовательных учреждениях. На мой взгляд, причина сложившейся ситуации состоит в том, что на уроках русского языка недостаточно внимания уделяется работе с текстом. Изменить создавшееся положение может текстоцентрический подход к преподаванию русского языка. Чтение, понимание, интерпретация текста, создание собственного текста - это основные общеучебные умения, благодаря которым возможно обучение вообще.
Принцип текстоцентризма, или изучения языка на текстовой основе, — это принцип признания текста в качестве важнейшей единицы в обучении русскому языку. Учебники нового поколения стали гораздо больше внимания уделять тексту в качестве дидактической единицы учебного материала. Традиции работы с текстом при изучении родного языка были заложены ещё в XIX веке классиками методики преподавания русского языка: К.Д. Ушинским, Ф.И. Буслаевым и др.
Текст становится предметом изучения и единицей обучения речи. Так, обучаясь построению текста, например, рассуждения-доказательства, ученик осознает особенности этого типа текста, овладевает предметными умениями и вместе с тем вся эта работа служит средством развития коммуникативных умений. Текст утверждается в программах, учебниках русского языка, в школьной практике.
Сегодня текстоцентрический принцип реализуется в следующих направлениях:
1. Текст является средством познания языка как полифункционального явления.
2. Текст является важнейшим средством приобщения к русской культуре.
3. Изучение русского языка осуществляется на основе текста как единицы языка. На его основе осуществляется познание грамматических категорий, языковых явлений, формируется система лингвистических понятий.
4. Текст выступает как речевое произведение, результат использования системы языка. На его основе осуществляется изучение языка в действии, усваиваются закономерности функционирования языка в речи.
5. Текст выступает как основное средство овладения устными и письменными формами речи, овладение речевой деятельностью во всех ее видах (чтения, понимания, говорения, письма). На его основе формируется коммуникативная компетенция.
6.Текст является средством создания ситуаций, на основе которых осуществляется реальное общение.
Именно на основе текста оказывается возможным необходимый синтез, сопряжение двух основных важных направлений в изучении русского языка в школе: познание системы языка и овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях.
Языковая компетенция может быть сформирована на единицах языка (в качестве высшей единицы выступает предложение), а коммуникативная компетенция может быть сформирована лишь на уровне текста. Таким образом, утверждение в методике преподавания русского языка текстоцентрического принципа обусловлено функциями текста в школьном процессе и в учебнике, его ролью и статусом (текст является единицей обучения, единицей контроля).
Современная лингводидактика исходит из того, что «анализируя содержание текста, учащиеся практическим путем осознают основные функции языка:
- коммуникативную (автор своими мыслями, знаниями, жизненным опытом делится с теми, кто воспринимает текст);
- познавательную (языковыми средствами зафиксирован результат мыслительной деятельности индивида, направленной на познание окружающей действительности;
- аккумулятивную (необходимое содержание запечатляется с помощью языковых средств и сохраняется в письменной или устной форме).
Именно текст объединяет все единицы языка, делает их коммуникативно значимыми, несущими определенную информацию. Он является не только дидактической единицей, средством обучения, но и ориентировочной основой для любого вида деятельности.
Одна из важнейших задач школьного филологического образования – наряду с обучением грамотному письму – формирование знаний, умений и навыков связной речи. Это требование современной жизни – уметь последовательно излагать свои мысли, владеть правильной монологической речью и в целом обладать коммуникативной компетенцией, иными словами, представлять как устно, так и письменно «связные мысли в связных речевых формах». В целях достижения такого результата необходимо прививать умения и навыки восприятия текста и текстообразования. Эти процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены («Чтобы стать хорошим читателем, необходимо стать хорошим писателем»), поэтому задача учителя, преподающего в старших классах, – научить ребенка понимать природу текста, его сложную организацию, показывать на многочисленных образцах, что текст – это явление не природное, а культурное, в основу которого положено духовное содержание как мыслительный продукт, как информация, связанная с коммуникативными целями автора. Для того чтобы ее адекватно понять в исходном тексте или передать в продуцируемом тексте, следует обратиться к форме, понимаемой как способ выражения мыслей и чувств. Следовательно, содержание и форма – две стороны, тесно связанные между собой.
Культуролог и филолог Г.И. Фазылзянова предлагает следующее определение текста (адаптировано для применения в школьной практике): «Текст – это целостный объект, в котором идеальное духовное содержание заключено в сложно организованную форму, результат самопознания человека». Работа над этим определением должна быть построена так, чтобы ученик осмыслил в нем каждое слово и умел воспроизвести определение, выделяя в нем центральные понятия: целостный объект, содержание, форма, результат самопознания человека (каждое из них нуждается в комментарии учителя).
Текст – это интегративная единица, глубокое понимание которой лежит на стыке многих наук: лингвистики, психологии, культурологии, истории. Чтобы постичь текст в его целом, ученику порой необходимы знания и из области теории литературы, и из истории языка. Изучая текст, дети невольно обогащают свой культурный багаж, формируют представления о разных сторонах жизни, разных эпохах, совершенствуют нравственное чувство. Они учатся сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, признавать свои ошибки. Наконец, они овладевают богатством точной и выразительной устной и письменной речи. И долг учителя-словесника – организовать работу над текстом, формирующую мыслящую, грамотную, творческую, компетентную личность.
В процессе изучения языка, согласно современным программам, учащиеся получают следующие знания, необходимые для создания коммуникативно правильных текстов.
Основные признаки текста:
а) тема, основная мысль;
б) средства связи предложений и частей текста и способы их выражения.
Типы (жанры) текстов и их композиционная форма.
Функционально-стилевые типы текстов.
Виды речи и формы речи.
Текст как объект изучения позволяет в пределах урока усвоить и расширить знания по орфографии, пунктуации, лексикологии, стилистике и одновременно обеспечивает целостность урока.
Данный подход позволяет достичь одну из главных целей современного образования – формирования основных компетентностей учащихся:
а) социальной (в ходе обсуждения новой информации учащиеся включаются в активный диалог, занимая ту или иную позицию);
б) поликультурной (целенаправленный подбор текстов способствует приобщению учащихся к лучшим образцам духовной культуры);
в) информационной (текст может отсылать к другим источникам информации для расширения знаний);
г) коммуникативной (могут быть использованы различные формы работы по развитию речи);
д) продуктивной творческой деятельности (текст всегда дает возможность творческого осмысления, продолжения).
Современная организация учебного процесса предусматривает такое структурирование учебного материала, которая дает возможность перехода от репродуктивного к преимущественно продуктивному обучению, без чего не может быть интеллектуального развития навыков.
Анализ результатов экзамена по предмету еще раз убеждает в том, что чтение – понимание – умение интерпретировать текст – это ведущие общеучебные умения, необходимые школьнику для успешного усвоения курса русского языка.
В связи с этим необходимо:
больше внимания на уроках русского языка уделять текстам различных стилей и типов речи;
формировать умение рассуждать на предложенную тему, определяя тезис, приводя аргументы и делая вывод;
необходимо вырабатывать чувство языка, развивать творческие способности
учащихся
как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств.
В настоящее время текст стал обязательной единицей организации учебного материала в новом поколении учебников и учебных пособий. Поэтому необходимо организовать планомерную, интересную, квалифицированную работу с текстом, формирующую мыслящую, грамотную, творческую, подлинно культурно компетентную личность.
Следует обратить внимание на признаки текста, способы и средства связи между частями. Целесообразно дать понятие ключевых слов и их роль в тексте.
Тема - это предмет речи, то, о чем говорится в тексте, вопрос, который требуется раскрыть в высказывании: «Разрешение темы, ответ на проблему, на поставленный вопрос - это и есть идея произведения», - так определяет основную мысль текста Н.Г. Леонтьев.
Умение правильно определять тему и идею - первое условие правильного и полноценного понимания того или иного высказывания. Анализируя текст, выделяя в нем различные структурные элементы (абзацы, предложения, слова, словоформы), объясняя их смысловую и эмоциональную функцию, мы глубже и полнее понимаем идейное содержание текста.
Определение темы обычно не вызывает затруднения, а вот понять, что хотел сказать автор того или иного текста, удается не каждому, поэтому необходимо перечитать текст несколько раз, вспомнить, что для текста характерна смысловая цельность.
Смысловая цельность текста заключается в единстве предмета речи - темы высказывания. Любой текст содержит информацию. И.Р.Гальперин предлагает различать два вида информации: фактуальную и концептуальную.
Фактуальная - описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, движение сюжета.
Концептуальная - это выражение системы взглядов автора основной мысли, идеи произведения.
В некоторых публицистических текстах главная мысль может быть выражена прямо, непосредственно авторским высказыванием или репликой персонажа.
Но чаще всего главная мысль не сформулирована «черным по белому», она лишь вытекает из системы образов. Чтобы ее понять, необходимо не просто «вчитаться» в текст, но и проанализировать его.
Целостность текста предполагает, что в основе высказывания должно лежать смысловое единство, «семантическая программа», которая может быть передана через ключевые слова и сформулирована в идейно-тематическом (содержательном) плане. Выделяют некоторые определяющие признаки ключевых слов:
повторяемость в тексте;
способность знака свертывать информацию, выраженную целым текстом;
соотнесение двух содержательных уровней текста: собственно
фактологического
и концептуального.
Все эти признаки неоднозначны, так как далеко не всегда одновременно присутствуют во всех ключевых словах и не всегда являются вообще обязательными. Кроме того, среди ученых до сих пор нет единого взгляда на категориальные признаки ключевых слов.
В школьной практике ключевыми словами считаются слова, имеющие наибольшее значение для воплощения авторской мысли, определяющие смысловой и эмоциональный фон текста (т.е. как понятийно-логические, так и оценочные или экспрессивные слова). Ключевые слова, рассмотренные в определенной системе, действительно дают ключ к пониманию текста и выражают его целостность. Следовательно, чтобы в достаточной мере постичь идейно-тематическое зерно текста, необходимо научиться точно определять в нем ключевые слова. Чтобы создать текст, нужно уметь выбирать соответствующие замыслу ключевые слова.
Конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:
- нахождение границ предложений в тексте;
- деление текста на абзацы;
- восстановление деформированного текста;
- собирание текста из фрагментов;
- комплексный анализ текста;
- реконструкция текста.
Какие можно использовать приемы работы с текстом?
1. Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.
2. Реконструкция текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
3.Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”, “Темы широкие и узкие”.
1. При знакомстве в 5 классе с понятием «текст» предлагается восстановить древний пергамент, в котором некоторая информация оказалась утраченной.
4. При работе с текстом уместны подобные задания:
1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка): определите, где нужны логические ударения, паузы – короткие и более продолжительные; выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.
2. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.
3. Озаглавьте текст. Объясните смысл названия: на что указывает заглавие – на тему или на основную мысль текста? Предложите свои варианты названия (если анализируется текст, имеющий заголовок).
4. Определите стиль текста. Докажите справедливость своего утверждения.
5. Докажите, что это текст. Какова роль первого (последнего) предложения в тексте?
6. К какому типу речи (повествованию, описанию, рассуждению) относится данный текст? Докажите правильность своего мнения на этот счет.
7. Какие средства связи между предложениями используются в тексте (в отдельном его абзаце)? Каков способ связи между предложениями в тексте – цепная, параллельная связь или их сочетание?
8. Объясните, пользуясь словарями, значения выделенных слов.
9. Подберите синонимы (антонимы) к выделенным словам. Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему в тексте используется данное слово?
10. Найдите в тексте два-три многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Докажите, что эти слова многозначные.
Ученики должны понять особенности системного строения языка и его функционирования в речи. Уже в 5 классе начинается подготовительная работа с текстом, которая приучает пятиклассников к первичным основам лингвистического комплексного анализа. А прежде, чем приступить к анализу, надо дать детям определения некоторых понятий, терминов, необходимых в дальнейшем для работы. Это и понятие текста, о котором говорилось выше; это и знакомство со стилями речи (книжным и разговорным), типами речи. Подбираются различные тексты, небольшие по объёму, на которых отрабатывается умение различать стиль и тип текста.
Вначале проводится совместная работа, а затем учащимся дается задание проверить свои знания, попробовать себя в написании творческого задания по образцу. В 5-6 классах правомерно использование образно-оценочно-информационных текстов развлекательного, юмористического, сказочного характера: они вызывают у учащихся интерес к предмету, активизируют мыслительную деятельность, способствуют установлению более близкого, непринужденного контакта между учителем и учениками, что немаловажно в период адаптации учащихся при переходе из начальной школы в основную и что, в конечном счете, реализует коммуникативную цель обучения.
В 7-9 классах целесообразно обращение к оценочно-информационным текстам публицистического характера, которые также «работают» на решение и учебных, и воспитательных задач. Например, как образцовые тексты можно использовать, в первую очередь, «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва.
Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции.
Фрагмент урока в 7 классе
2. Отработка практических умений и навыков.
У каждого на столе лежат карточки с предложениями. Ваша задача – доказать; это текст или нет.
Текст
Малая родина – это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями
вд
…
хновения
.
По-моему, малая родина это окоём нашего детства.
И что жажд…т
вм
…
стить
в себя чистая,
ра
..
пахнутая
душа.
Иными
сл
…вами, то, что
сп
…
собно
объять мальчишеское око.
Где эта душа
вп
…
рвые
уд…вилась,
обрад
…
валась
и возликовала от
нахлынувше
(?)
о
восторга. И где
вп
..
рвые
ог
..
рчилась
,
ра
…гневалась или
п
…р…жила своё первое
потр
…
сение
.
Вот пишут: малая
родина
… Что же это такое? Где её границ..? Откуда и докуда она простирае
т(
?)
ся
?
(По
Е.Носову
)
Задание: Переставьте предложения так, чтобы получился текст.
Вот пишут: малая родина... Что же это такое? Где ее границы? Откуда и докуда она простирается?
По-моему, малая родина — это окоем нашего детства.
Иными словами, то, что способно объять мальчишеское око.
И что жаждет вместить в себя чистая, распахнутая душа.
Где эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от нахлынувшего восторга.
И где впервые огорчилась, разгневалась или пережила свое первое потрясение.
Малая родина — это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения.
Беседа по тексту.
- Какова тема текста? (В тексте говорится о том, что такое малая родина).
- Найдите и подчеркните в тексте синонимы (слова и конструкции) к выражению «малая родина».
- Как можно озаглавить?
- В каком предложении высказывается основная мысль текста?
( В последнем предложении).
- Все ли слова вам понятны? ОКОЁМ?
Работа со словарями.
Окоём - от корня коло (круг).
Существует поверье, что человек, ставший в круг, оберегает себя от нечистой силы, например, Хома в повести Н. В. Гоголя "Вий". Значит, малая родина - оберег.
окоём
-а, м. устар.
Пространство, которое можно окинуть взглядом; горизонт.
[Степь] воспитывала в древнерусском южанине чувство шири и дали, представление о просторном горизонте, окоеме, как говорили в старину. Ключевский, Курс русской истории.
Мгла была особенная сегодня, пыльный вал стоял кругом окоема. А. Н. Толстой, Петр Первый.
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.
В 9 классе большое внимание уделяется обучению создания творческих работ: мини-сочинение – рассуждение по поднятой проблеме; сочинение, посвященное целостному анализу произведений, создание собственных произведений по жизненным впечатлениям.
Использование в 10-11 классах лингвистического анализа текста открывает следующие возможности:
- учащиеся овладевают новой областью языкознания – лингвистикой текста, структурой его компонентов;
- создается единство развития речи, ее культуры;
- на более высоком уровне пойдёт подготовка учащихся к созданию собственных творческих работ.
Работа с текстами на уроках русского языка в старших классах должна начинаться с выбора смысловой информации, которую будут содержать тексты, а также с учётом учебной задачи – подготовки к ЕГЭ. В качестве учебного материала выбираются художественные и публицистические тексты,
соответствующие следующим критериям:
• текст должен учитывать возрастные особенности выпускника, содержание текста не должно выходить за рамки коммуникативного, читательского и жизненного опыта экзаменуемого; при этом содержать информацию, способствующую реализации духовно-нравственной и патриотической целей;
• текст должен способствовать реализации одной из целей экзаменационной работы: проверить овладение важнейшим видом речевой деятельности - сознательным чтением;
• текст должен касаться этических, нравственных и других социально или личностно значимых проблем, содержать материал для раздумий и вызывать у экзаменуемых желание высказать свое мнение по поводу прочитанного.
Данные критерии отбора текстов обусловлены для каждого учителя приоритетом задач нравственного воспитания личности. Развивая речевые навыки, старшеклассники не только получают возможность повысить свою лингвистическую, языковую и коммуникативную компетенцию, но и сформировать свой взгляд на целый ряд проблем.
Работа с текстом должна вестись в определенной логике. Это поможет и учителю при планировании урока, и учащимся, которые уже будут настроены на несколько этапов работы.
Этапы работы над текстом на уроке
1. Знакомство с текстом (в зависимости от возрастных особенностей обучающихся и уровня подготовки класса: самостоятельное чтение, прослушивание чтения учителем или заранее подготовленным учащимся, инсценировка).
2. Учебный диалог, в ходе которого учитель, опираясь на имеющийся личный опыт обучающихся, подводит их к пониманию смысла прочитанного, определения проблем, поставленных автором, его позиции и основной идеи и усвоению новых знаний, формулированию правил, выводов.
3. Лингвистический анализ с текстом (выполнение системы заданий, направленных на развитие орфографических, пунктуационных и коммуникативных навыков обучающихся).
4. Продуцирование обучающимися собственного текста (устного или письменного).
На уроках используются разные виды работы с текстом: сравнение отдельных предложений и текстов, нахождение границ предложений в тексте, деление текста на абзацы, восстановление деформированного текста, составление планов, определение темы текста, определение идеи текста, анализ авторского заголовка, выделение структурных частей текста (вступления (зачина), основной части, заключения (концовки), сочинение по данному тексту, дописывание концовки текста, составление текстов разных типов речи, разных стилей по одной теме. Понятие «текст» традиционно вводится при сравнении отдельных предложений и предложений, связанных по смыслу и грамматически. Интересной и полезной для учащихся является такая работа, как выделение в тексте абзацев; монтаж текста из данных отдельных предложений; упражнения на осознание связи содержания текста с его заголовком; упражнения на определение функционально-смыслового типа речи (повествование, описание, рассуждение); упражнения, раскрывающие особенности употребления языковых единиц в устной и письменной речи, изобразительные возможности отдельных частей речи и членов предложения — все эти виды упражнений помогают выработать у школьников умения реализовать такие текстовые категории, как информативность, смысловая и содержательная ценность, связность, членимость, завершенность.
Лингвостилистический эксперимент, предлагаемый в различных методических пособиях, — один из приемов анализа текста.
Способы создания экспериментальных текстов разные:
- устранение данного языкового явления из текста (например, убрать все прилагательные в отрывке из текста И.С. Тургенева «Бежин луг»),
- развертывание и свертывание текста, перестановка слов и других языковых единиц,
- сравнение нескольких авторских редакций текста как средства обоснования тезиса о том, что в совершенном тексте «единственно нужное расположение единственно нужных слов» (Л.Н. Толстой).
Правильно организованная работа по лингвистическому анализу текста способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.
Анализ ученических сочинений в формате ОГЭ и ЕГЭ показывает, что наиболее частотными являются следующие логические и речевые ошибки (расположены по возрастающей сложности):
I. Лексико-речевые ошибки
1. Необоснованные повторы:
а) лексические (полные и парадигматические);
б) тавтологии (деривационные повторы в одном и том же или соседних предложениях, а также повторение одного и того же смысла, выраженного разными словами).
2. Плеоназмы (обороты речи, содержащие лишние слова).
3. Неверное употребление паронимов (слов, близких по звучанию, но различающихся по смыслу).
4. Неточный выбор слова, неправильное его употребление из-за непонимания значения.
5. Ошибки в лексической сочетаемости, в том числе при употреблении фразеологизмов.
II. Стилистико-речевые ошибки
1. Употребление жаргонизмов и слов-паразитов.
2. Употребление штампов и канцеляризмов.
3. Употребление слов и выражений разговорного стиля.
III. Логико-речевые ошибки
1. Отсутствие логико-речевых связок между частями текста или между предложениями.
2. Неверный порядок слов в предложении.
3. Собственно логические ошибки (отсутствие логической связи между частями текста, алогизмы, противоречащие друг другу мысли и др.).
Работа по устранению грамматических ошибок начинается при изучении соответствующих лингвистических явлений в основном курсе русского языка, продолжается при анализе текстов на уроках русского языка и литературы и постоянно проводится индивидуально при устранении ошибок
Система обучения письменной речи должна включать уроки редактирования текста, так как именно они позволят учить школьников быть внимательными к собственному тексту, требовательными к себе как автору высказывания. Редактирование – это проверка и исправление логико-содержательной и стилистико-речевой сторон текста с целью его улучшения. Работа над логико-содержательной, речевой и стилистической сторонами исследуемого авторского текста и создаваемого текста может проходить как
1) наблюдение над логико-содержательными и стилистико-речевыми особенностями образцовых текстов (аналитическая работа);
2) редактирование предложенных учителем фрагментов (аналитико-синтетическая работа небольшого объема);
3) редактирование собственного письменного текста – изложения или сочинения (как фрагментарно, так и целиком).
Начинать обучение отдельным элементам литературной правки нужно, как рекомендуют ведущие российские методологи и методисты, уже в 5–8-х классах, а в девятом необходимо вести системную и планомерную работу по редактированию, которая продолжится и на старшей ступени. Для того чтобы текст был коммуникативно целесообразен, необходимо соблюдать несколько основных правил написания и редактирования текста:
1) избегать двусмысленности:
а) многозначные слова в контексте должны прочитываться однозначно;
б) слова (фразеологизмы) должны употребляться в присущих им языковых значениях;
2) избегать избыточного красноречия: плеоназма, тавтологии, слов-паразитов и т.п.;
3) необходимо уточнять по словарям значения заимствованных слов, неологизмов, паронимов;
4) следует избегать необоснованного употребления заимствованных слов, терминов и неологизмов. В случае употребления необходимо их пояснять; 5) при редактировании текста также нужно обращать внимание на лексическую сочетаемость слов и фразеологизмов.
Следование орфоэпическим, лексическим, грамматическим нормам русского языка, а также правописным нормам при создании письменного текста – залог качественной и коммуникативно целесообразной устной и письменной речи. Для отработки навыка редактирования текста (соблюдения требования точности, понятности, чистоты речи целесообразно предложить обучающимся следующие упражнения:
Задание 1. Прочитайте предложения и подчеркните слова, которые
могут быть поняты неоднозначно. Отредактируйте предложения.
Особого внимания требует работа с паронимами. Паронимия широко представлена в русском языке. Нужно учитывать, что паронимы имеют разное лексическое значение и не взаимозаменяются в речи. Отработка навыка разграничения паронимов необходима для качественного редактирования текста и успешного решения задания 5 ЕГЭ по русскому языку
Задание 2.Выберите правильный вариант. Если Вам трудно выбрать вариант, исходя из значения слова, попробуйте заменить его синонимом или антонимом. Это поможет определить, возможна ли такая замена.
Плеоназм и тавтология – наиболее частотные нарушения лексической нормы (так называемое «избыточное красноречие»), характерные как для устной, так и для письменной речи. Умение видеть подобные ошибки, правильно классифицировать их и представлять исправленный вариант – залог успешного редактирования текста и решения задания ЕГЭ по русскому языку
Задание 3. Прочитайте предложения. Подчеркните волнистой линией предложения, в которых встречается тавтология, и пунктиром – словосочетания, в которых встречается плеоназм. Отредактируйте предложения.
Задание 4. Подберите рекламные тексты, в которых содержатся заимствованные слова и неологизмы. Определите по словарю их лексическое значение. При редактировании текста важную роль играют синонимы. Синонимы делают речь красочнее, разнообразнее, помогают избегать повторов, позволяют образно выразить мысль. Отличаясь оттенками значения, эмоциональной окраской, стилистической маркировкой, они способствуют более глубокому, всестороннему описанию явлений действительности.
Задание 5. Перепишите текст рецензии так, чтобы получилась оценочно положительная рецензия. Что для этого нужно сделать?
Анализ результатов ГИА по русскому языку свидетельствует о неумении учащихся работать с текстом и правильно выражать свои мысли, создавая собственное речевое высказывание, неумение связно излагать мысли в устной и письменной форме, анализировать и совершенствовать написанное, неумение грамотно высказать мнение по обсуждаемому вопросу — одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся. Практика показывает, что современные обучающиеся, чрезмерно увлеченные компьютером, телефонами, все больше в своем общении используют сленговые выражения, сокращенные слова, зачастую заменяя живую, культурную речь мимикой и жестами. Такие дети затрудняются в создании самостоятельных связных устных, а особенно письменных высказываний. Поэтому с уверенностью можно сказать, что проблема культурного общения школьников — одна из самых важных на сегодня.
Работа с текстом на уроках русского языка развивает творческий потенциал учащихся, пополняет их словарный запас, улучшает качество речи.
Текстоцентрический подход позволяет реализовать все цели обучения в их комплексе:
формируется речевая компетенция в единстве с
языковой
и прописной;
развиваются универсальные способы мыслительной деятельности;
воспитывается любовь к родному языку, к родине, происходит усвоение духовной культуры разных народов, уточняются ребенком его нравственные и эстетические позиции.
Чтение, понимание, интерпретация текста – это не только основы читательской грамотности как составляющей функциональной грамотности, но и основные общеучебные умения, благодаря которым возможно обучение вообще.
Используя текстоцентричный подход в преподавании русского языка, учитель выбирает нелегкий путь, требующий творчества и немалых знаний, много времени. Однако этот путь открытий и находок, обретений и радости совместного с учениками творчества вполне оправдает себя и позволит ненавязчиво и надежно формировать основные компетенции школьника.
Список литературы
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.
-М
.: Наука, 1981.
Граник
Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая, Л.
А.
Когда книга учит. – 2-е изд., доп. – М.: педагогика, 1991.
Дейкина
А.Д., Новожилова, Ф.А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка. - М., «Флинта», «Наука», 1998
Забродина
Н.П. Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников. – Москва: Академия
Минпросвещения
России, 2021
Ипполитова
Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: учебное пособие. – М., 1998.
Методика преподавания русского языка в школе
:
учебник для вузов / М. Т. Баранов [и др.] ; под ред. М. Т. Баранова. – М.
:
Академия, 2000.
Методика развития речи на уроках русского языка / Под
ред
Т.А.Ладыженской
. – М., 1991.
Солганик
, Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.
Шанский
, Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. – Л., 1990.