Педагогический опыт работы учителя начальных классов
ГКОУ ?Амвросиевская школа-интернат № 4? 
Тема инновационного педагогического опыта:
?Активизация познавательной деятельности младших
школьников на уроках?.
Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите представить вам свой педагогический опыт.
Я - учитель, первый учитель, который входит в жизнь ребенка и его семьи. Родители ребенка доверяют мне самое дорогое – своих детей. И моя обязанность – оправдать это доверие. Растут мои ученики. Им на смену приходят другие. Вместе с ними расту и я, постигая секреты педагогического мастерства.   
В национальной образовательной инициативе ?Наша Новая школа? подчеркивается, что сегодня важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни,  и  поэтому  одной   из основных задач в моей работе - активизация познавательной деятельности младших школьников. 
Обозначенную проблему  считаю актуальной и социально значимой,  поскольку  процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. 
Таким образом, новизна моей работы в применении системы приемов, форм, практического содержания и психологических подходов, влияющих на развитие мотивационной потребности и познавательного интереса к обучению младших школьников.
Знаю, что и моих коллег сегодня интересует проблема ?Активизация познавательной деятельности школьников?, поэтому, имея собственные наработки в этом направлении, обобщаю и распространяю педагогический опыт среди своих коллег, демонстрируя открытые уроки, выступая на заседаниях  методического объединения,  педсоветах и  семинарах.
Любой учитель знает, что заинтересовать младшего школьника учебной деятельностью не просто, но если интерес есть, то положительный результат будет обязательно.
Для меня принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес.
Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому стремлюсь организовать работу так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Стараюсь как можно чаще отказываться от шаблона в организации урока. Таким образом побудить учащихся к активизации, к самостоятельному "творчеству" помогают мне нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока. 
Я думаю, вы согласитесь со мной, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие, и поэтому каждый урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы. Ход познания организую ?от ученика?. Например, в начале урока ученикам даю неожиданное задание – 37 умножить на 5, с чем они до этого не встречались. Я выражаю уверенность, что дети смогут его выполнить, надо только подумать. Эффект неожиданности включает ориентировочно-исследовательскую реакцию. Действует таинственный механизм творчества. Каждый идет своим путем: одни начинают умножать с десятков, другие – с единиц, третьи используют сложение. Для детей внетабличное умножение – совершенно новый материал, поэтому у школьников проявляется самостоятельность в выборе действий. Далее я рассматриваю вместе с учениками разные способы решения. Ученики сами определяют, какое из них более рационально. Моя задача подхватить нужную мысль, направить и вести учеников в их поиске.
Особое внимание уделяю постановке вопросов. Ставлю вопросы так, чтобы пробудить самостоятельную мысль учеников. Например: ?Что вы можете сказать о числе 7??, ?Расскажите все, что вы знаете об этой букве??, ?Поделитесь своими мыслями и чувствами об этом рассказе? и т.п. Я не задаю параметров мыслительной деятельности – ученики сами определяют все, что надо сказать о числе, букве, произведении. Я спокойно реагирую на ответы, не говорю сразу, прав или нет ученик, об этом должны сказать дети. Мои ученики приучены отвечать не мне, а классу, выражая свое мнение: ?Я думаю…?, ?Я считаю…?, ?Я согласен с ним, но хочу добавить…?, ?Я не согласен с ним…?. Такая работа сплачивает детский коллектив, развивает внимание и уважение к суждениям других учеников. Учащиеся способны свободно общаться, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Так мои дети приучаются жить и работать не ?рядом?, а ?вместе?. 
Эффективными средствами развития интереса к учебному предмету являются занимательность, дидактическая игра. В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.
Ещё большую активность у учащихся наблюдаю при использовании интеллектуальных игр. Даю им  шарады, головоломки, загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.
Как сделать учебный процесс более интересным? Где найти инструмент, отвечающий запросам современных школьников?
Знакомство с технологией проблемного диалога (идеи которого восходят ещё к Сократу и Руссо) стало для меня ключом к успешной работе. При проблемном обучении учащиеся имеют возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путём коллективного обсуждения находить верный ответ. Я не говорю детям слова ?Неверно?, ?Неправильно?, ?Не думаешь?, они заменяются личностно-значимыми и уважительными ?Ты так думаешь, а кто думает иначе…?. При этом я признаю право каждого ребёнка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности, формируя тем самым регулятивные УУД.
Такая форма проведения урока формирует метапредметные умения, развивает исследовательские способности, способствует формированию коммуникативных качеств ребенка. А это все отвечает требованиям стандартов второго поколения. Так же могу с уверенностью заявить, что дети на таких уроках максимально усваивают новый материал, ибо невозможно не понять то, что ты открываешь сам. 
В школьном методическом сборнике напечатаны разработанные мною уроки с использованием данной технологии. 
В систему моей педагогической деятельности входит использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет ресурсов, различных мультимедийных приложений – это электронные приложения к учебникам, интерактивные таблицы. Авторские компьютерные презентации подготовлены мной по математике, русскому языку, окружающему миру, а так же для проведения внеклассных мероприятий. 
Огромные возможности перед учителем открывает внедрение в учебный процесс программы для интерактивных досок. Возможности этой программы и педагогический творческий подход позволили мне самостоятельно составить дидактические игры, эффективно использовать их на различных  этапах уроков для формирования познавательного интереса учащихся.
Приём использования инструмента ?ширма? на интерактивной доске  прост и любим детьми. 
Для тренировки зрительной памяти, запоминания орфограмм есть ?волшебное перо?, с помощью которого запись исчезает через несколько секунд. 
Так с прошлого года мой класс стал участником эксперимента по введению электронного журнала, поддерживаемого Министерством образования
Спектр использования возможностей  ИКТ в образовательном процессе достаточно широк.  
Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь: ?НЕ НАВРЕДИ!?
Должна заметить, что эффективность использования ИКТ ощутимая. Меня радуют успехи моих учеников, их желание и готовность учиться, познавать, а это главное в обучении. Им интересно! А интерес – двигатель познания. 
При работе над проектами мои ученики вместе обсуждают и формулируют цель работы, план действия  и результат. Одной из форм представления выполненной работы является презентация в ходе научно- практической конференции ?Шаг в будущее? для учащихся начальной школы. 
Различные приёмы и методы, используемые мною в своей работе, способствуют активизации познавательного интереса у школьников.
Я горжусь своими учениками. Они вдохновляют меня работать  над собой, идти вперед и не останавливаться на достигнутом.
За годы своей педагогической деятельности определила для себя заповеди, по которым живу и работаю:
люби своих учеников;
помогай ребенку чувствовать себя уверенно;
найди самое лучшее, что есть в ученике, и постарайся развить.
Нет никакой профессии лучше, чем выбранная однажды мной профессия учитель.